Елена Земская
Познавательно-исследовательский проект «Зимушка-зима» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно – исследовательский
Сроки реализации проекта : с 4 декабря по 29 декабря 2017г.
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта :
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Каждое время года интересно по - своему. Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если зимой не было снега. Предоставить детям возможность получить ответы на интересующие их вопросы.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Зимушка-зима“ в младшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающего мира ребёнка; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы даёт возможность показать ребёнку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о времени года – зима. Огромную роль играет практическая, исследовательская деятельность.
В процессе исследования дети получают конкретные познавательные навыки : учатся наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивают познавательные способности.
Цель проекта :
Расширить представления детей о зимних природных явлениях, забавах. Учить видеть и называть предметы и действия в жизни, находить причинно-следственные связи.
Задачи проекта :
1. Расширять знания детей о времени года – зима, об особенностях зимней природы (холодно, много снега, мороз).
2. Дать представление детям о зимнем явлении – снегопаде.
3. Формировать у детей исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование со снегом.
4. Активизировать словарный запас детей новыми словами: «снегопад», «сугроб».
5. Развивать воображение, фантазию, творчество.
6. Поддерживать у детей и родителей интерес к совместной познавательной и творческой деятельности.
7. Воспитывать интерес к природе, умение замечать красоту зимней природы.
Ожидаемые результаты:
- Создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о времени года – зима
- Расширить представления детей о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду)
- Сформировать представления детей о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе (наступила зима - надо подкармливать птиц)
- Развитие у детей любознательности, познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков
- Сформировать представления о правилах поведения в природе (не ломать ветки деревьев, не пугать птиц)
- Добиться активного участия детей в проекте, а также заинтересовать родителей
- Создание картотеки зимних подвижных игр
- Участие детей в обсуждениях прочитанных рассказов, сказок
- Совместное изготовление детей с родителями зимних поделок, построек из снега
Этапы реализации проекта :
1 – й этап: предварительный
- Изучение необходимой методической литературы по теме «Зимушка – зима»
- Разработка НОД взрослых с детьми
- Подбор дидактических игр и пособий для работы с детьми по данной теме
- Подбор художественной литературы, иллюстраций, мультфильмов для детей
- Выбор форм работы с родителями по теме «Зимушка – зима»
- Подбор музыкального материала (песни, танцы, сценарии инсценировок зимних сказок, сценарий итогового мероприятия)
- Создание необходимых условий для реализации проекта «Зимушка – зима»
- Приобретение выносного материала для прогулок (кукольные санки, лопаты, ледянки, куклы в зимней одежде)
2 – й этап: основной
Образовательные области Формы, методы и средства реализации проекта
Познавательное развитие - Наблюдение с детьми на прогулке за падающим снегом
- Рассматривание снежинок, которые падают на ладошку
- Исследование следов на снегу
- Слушание хруста и скрипа снега под ногами
- Экспериментирование со снегом: «Снег, снежок», «Цветной снег», «Тающий снег»
- Рисование цветной водой по снегу
- Дидактические игры: «Время года – зима», «Когда это бывает», «Собери снеговика», «Найди такую же варежку», «Найди снежинке пару»
Социально – коммуникативное развитие - Беседы с детьми: «Зимушка – зима», «Какое сейчас время года?», «Погода на улице», «Чем можно заняться на улице зимой?», «Зимние забавы», «Одежда людей зимой», «Как мы можем помочь птицам зимой?»
- Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Варежка», «Зимняя сказка», Снеговик – почтовик», «Мороз Иванович»
- Театрализованное представление «Заюшкина избушка»
- Сюжетно – ролевые игры: «Одеваемся на прогулку», «Собираемся в гости к Снеговику
Речевое развитие - Рассматривание иллюстраций и картинок на тему: «Зимушка – зима»
- Составление с помощью воспитателя небольших рассказов по картинам: «Саша и снеговик», «На горке»
- Рассматривание с детьми фотоальбома «Зимушка – зима», «Зимние забавы»
- Повторение стихотворений о зиме и заучивание новых
- Дидактическое упражнение «Доскажи словечко» (на зимнюю тему)
- Игровое упражнение «Я нарисую, а ты угадай» (на зимнюю тему)
- Чтение детям художественной литературы:
Т. Гусарова «Снег»
В. Романенко «Зима»
Т. Шорыгина «Снежинка»
Я. Ким «Первый снег»
О. Корнеева «Снеговик»
П. Павлова «Как снеговики маму искали»
Л. Воронкова «Снег идёт»
Художественно – эстетическое развитие - Рисование красками «Снег идёт», «Снежные комки большие и маленькие», «Слепили на прогулке снеговика»
- Рисование пальцем «Весёлый Снеговик»
- Украшение снеговика путём просеивания манной крупы
- Лепка из пластилина «Снеговик»
- Лепка снеговика с использованием природного и бросового материала
- Аппликация с использованием ватных дисков «Весёлый снеговик»
- Аппликация «Падают снежинки» (обрыв белой бумаги)
- Аппликация «Снежный ком» (обрыв салфеток)
- Музыкальные произведения:
М. Красева «Зимняя пляска»
Н. Фребель «Снеговик»
А. Филиппенко «Зима пришла»
Л. Вахрушева «Зимушка – зима»
С. Богомазова «Снежная песенка»
Танец Снеговиков
Музыкальная пальчиковая гимнастика «Снеговик»
Физическое развитие - Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку»
- Подвижные игры «Зайка беленький сидит», «Выпал беленький снежок», «Снежки», «Прокати снежок»
- Рассматривание плакатов «Правила поведения зимой»
3-й этап: заключительный
- Итоговое развлечение «В гостях у Снеговика»
- Постройка фигур из снега
- Выставка работ родителей «Раз снежинка, два снежинка»
Результаты проекта :
За время проведения проекта, дети больше узнали о приметах зимы, заинтересовались опытами со снегом и льдом, а какой восторг вызвало рисование цветной водой по снегу. Мы познакомились с нетрадиционной постройкой фигур из снега, ребята с удовольствием работали слаженно и дружно. У ребят сформировалось небольшое представление о зимних забавах.
В заключении мы сделали небольшую презентацию из фотографий детей, которые участвовали в нашем проекте.