Зинаида Киселева
Познавательно-исследовательский проект в младшей группе «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данного проекта в том,что он позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить знания детей о зимнем времени года. Познакомить разными состояниями воды,с опытами с водой и снегом с целью развития
интереса к познавательно-исследовательской деятельности. Ребенок активнее накапливает
опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой в ходе
наблюдений, игр экспериментирований именно поэтому у ребенка можно заложить
основы понимания взаимосвязи обьектов и явлений живой и неживой природы.
Вид проекта :
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в младшей группе „Зима“» размещена в разделах
Познавательно-исследовательский, групповой.
Продолжительность: Краткосрочный (2недели с26.01-09.02.18г.).
Участники проекта : Дети младшей группы, воспитатель, родители воспитанников.
Цель проекта :
Формировать у детей представление о зиме. Развивать познавательные, исследовательские, творческие способности детей.
Задачи:
- Расширить представления детей о зиме (состояние погоды, холодно, идет снег, люди надевают зимнюю одежду, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период).
- Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки, т. д.
- Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц и зверей)
- Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни. Знакомить с зимними развлечениями. - Побуждать детей участвовать в катании с горки на санках, ледянках, лепке фигур из снега, украшении снежных построек.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей (рассказать, как опасно есть снег, и сосать сосульки)
- Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом.
- Развивать интерес родителей к жизни детского сада и расширять формы работы с семьей.
- Добиться активного участия большего количества детей, а также заинтересовать родителей в совместных зимних играх и забавах (лепке фигур из снега, украшении снежных построек)
Ожидаемые результаты:
Дети: Сформированы элементарные представления о зиме. Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы. Имеется представление о бережном отношении к природе, здоровом образе жизни.
Родители: Проводят с детьми наблюдения в природе, пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.
Этапы проекта :
I этап : Информационно – технологический.
1. Изучение методической литературы.
2. Постановка цели, задач.
3 .Выбор форм работы с родителями. 4. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
5. Определение и формулировка ожидаемых результатов.
6. Диагностика у детей знаний о зиме
11%
22%
17%
22%
27%
11%
1 этап – подготовительный.
1. Подбор пособий для работы с детьми.
2. Подбор художественной литературы, наглядного материала, материалов для экспериментирования.
3. Изготовление дидактических игр.
Задания для родителей: Изготовление кормушек, лепка фигур из снега (вместе с детьми).
2 этап – практический.
1. Экскурсии по территории детского сада с целью проведения наблюдений за зимними природными явлениями (снег, сугробы, иней на деревьях, птицы).
2. Рассматривание иллюстраций по теме «Зима».
3. Чтение художественной литературы, беседы по теме «Зима белоснежная», заучивание стихотворений, песенок.
4. Лепка снеговика из снега, украшение снежных построек.
5. Экспериментирование со снегом и льдом.
6. Художественно-творческая деятельность на зимнюю тематику (рисование, лепка.)
7. Консультация на тему: «Как помочь птицам зимой»
8. Прогулки на свежем воздухе: катание на санках с горки, обыгрывание снежных построек, кормление птиц.
3 этап - заключительный
(Определение результата практической деятельности с детьми)
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
Образовательные области:
Физическое развитие
Игра-занятие по физкультуре:
1. «В гости к белочкам»
(ходьба, бег, бросание)
П/ игры: «Птички в гнездышке».
Игры и упражнения со снегом (на прогулке). «Большие ноги шли по дороге»,
Катание на санках.
Физкультминутки: «Снежинка.
Самомассаж: Поглаживание пальцев рук и ног)
Беседа: «Витамины», «Как беречь своё здоровье?».
Социально-коммуникативное развитие
Беседа:
«Какая одежда нужна людям зимой?», «Во что играют дети зимой?», «Как вести себя на улице зимой?», «Птицы- наши
Д/ игры:
«Оденем Машу на прогулку». С/ Р игры:
«Кукла заболела».
«Встреча с доктором».
Организация коллективной игры с игрушками с целью воспитания доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Трудовое воспитание: «Расчистим дорожки от снега», перенос снега в определённое место для построек, подкормка птиц.
Познавательное развитие
НОД
«Зимние забавы».
Содержание НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, в окошко:
Какая чудесная зима к нам пришла!
Снежок лежит белый-белый. Деревья и кусты в белые шапки нарядились. Редко светит солнышко. Зверюшки в тёплые шубки оделись и в свои норки попрятались. По ночам трещат от мороза деревья. На улице холодно, можно лепить снежки и снеговиков.
Раздаётся стук в дверь, воспитатель идёт посмотреть кто пришёл.
Воспитатель: Дети, посмотрите кто к нам в гости пришёл. (вносится игрушка снеговика) Кто это?
Дети: Снеговик.
Воспитатель: Правильно. Но он грустит,ему не с кем играть. Давайте с ним поиграем!
Скажите, а когда можно лепить снеговика?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Из чего можно лепить снеговика?
Дети: Из снега.
Подвижная игра «Зайка серенький сидит»
Воспитатель: Дети, давайте поиграем со снеговиком в игру «Зайка серенький сидит».
Воспитатель раздаёт детям маски.
Воспитатель: Мы превратились в зайчиков.
Зайка серенький сидит, и ушами шевелит,
Вот так, вот так, и ушами шевелит!
(Дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками)
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Вот так, вот так, надо лапочки погреть!
(Дети слегка прихлопывают ладошку об ладошку. Затем встают)
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!
Скок - скок — скок - скок, надо зайке поскакать!
(Дети прыгают на двух ногах, прижав руки к груди)
Кто - то зайку напугал, зайка прыг и убежал.
(Дети разбегаются по группе)
Воспитатель: Какие вы ловкие ребята!
А теперь давайте расскажем нашему другу-снеговику, что мы знаем про зиму.
2. Основная часть.
Воспитатель приглашает детей к мольберту, на котором расположена иллюстрация из серии «Зимние забавы».
Воспитатель: Послушайте, я прочту вам интересное стихотворение.
АХ ТЫ, ЗИМУШКА-ЗИМА,
ТЫ ПРИШЛА С МОРОЗАМИ,
НАМ СУГРОБЫ НАМЕЛА
ЛЕДЯНЫМИ КОСАМИ.
ПРОБЕЖАЛА БОСИКОМ
ПО ДОРОЖКАМ ВЕСЕЛО,
КРУЖЕВАМИ НАМ ПОТОМ
ОКНА ЗАНАВЕСИЛА.
ЛЮБИМ МЫ ЗИМОЙ ВОДИТЬ
ХОРОВОД У ЁЛОЧКИ,
И СНЕГОВИКОВ ЛЕПИТЬ,
И КАТАТЬСЯ С ГОРОЧКИ,
ЛЮБИМ ЗИМНИЙ ХОЛОДОК,
НО МЫ ПРИ ВСЁМ ПРИ ЭТОМ
МЫ СИДИМ И ПЬЁМ ЧАЁК,
ТОТ, ЧТО ПАХНЕТ ЛЕТОМ.
Воспитатель: Какое время года изображено на картине?
Дети: Зима.
Воспитатель: Дети, расскажите,а что вы ещё видите на картине?
Дети: Снег, дети, санки, дерево,птичка-снегирь, белочка.
Воспитатель: А что дети делают?
Дети: Лепят снеговика, катаются на санках, кормят белочку.
Воспитатель: А из чего дети лепят снеговика?
Дети: Из снега.
Воспитатель: Какой снег, какого он цвета?
Дети: Холодный, белый.
Дыхательная гимнастика «Подуем на снежинки»
Воспитатель: Ой, дети, посмотрите сколько снега с собой принёс наш друг-снеговик! Давайте поиграем, подуем на снежинки!
Воспитатель раздаёт на ладошки детям кусочки ваты. Дети сдувают снежинки с ладошек.
3. Заключение.
Воспитатель: Дети, вы хорошо поиграли со снеговиком, он развеселился, молодцы.
Снеговик говорит нам спасибо!
А теперь мы с вами пойдём на прогулку, и слепим маленьких снеговиков для нашего друга-снеговика.
Конструирование : «Горка для кукол». «Покатаем кукол с горки».
Наблюдения на прогулке
за погодой : (облаками, снегом и т. д.) за птицами: (внешний вид, повадки, пение и т. д.) за работой дворника :
(убирает снег, посыпает песком дорожки). зимними постройками (на соседних участках).
Игры со снегом: «Следы».
Речевое развитие
Рассматривание иллюстраций по теме.
«Зимние забавы», «В зимнем лесу», «Птичья столовая».
Упражнения по звукоподражанию:
(голоса птиц и зверей,
Пальчиковые игры:
«Ручки греем».
Дыхательные упражнения:
«Сдуй снежинку!».
Чтение
Сказка «Рукавичка»,
Стихи: «Снег идёт!», «Покормите птиц зимой!»,
Летят снежинки –звездочки.
Смотрю из-под руки:
Кружась, танцуют в воздухе,
Пушисты и легки.
Покормите птиц зимой,
Бросьте горстку крошек,
И зима не так страшна
Будет для крылатых.
Потешки: «Валенки», «Как на горке - снег, снег.».
Валенки,валенки,
Невелички,маленьки,
На резвые ноженьки
Нашему Сереженьке.
Как на горке снег,снег,
А под горкой снег,снег,
А под снегом спит медведь.
Тише,тише,не шуметь.
Загадки:- о лесных животных,- о времени года «Зима»,- о погодных явлениях.
Косолапый великан,
Чтобы не попасть в капкан,
Спит всю зиму напролет,
Лапу сладостно сосет (Медведь)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)