Наталья Церковная
Познавательно-исследовательский проект «Волшебный песок» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление детей со свойствами песка, через исследовательскую и экспериментальную деятельность, используя опыты.
Задачи:
-Формировать познавательно-исследовательские функции (восприятие, внимание, память, мышление, анализ, развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику;
-Вызывать эмоционально – положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми, обогащать чувственный опыт ребёнка, активизировать словарь детей;
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Волшебный песок“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Младшая группа
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Повысить уровень компетентности родителей в вопросах организации и проведения занятий с «волшебным» песком;
-Через игры и опыты обеспечить развитие умения детей определять физические свойства песка;
-Формировать умение делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования;
-Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности;
-Побудить интерес к познавательной и экспериментальной деятельности.
Актуальность проекта
При наблюдении за деятельностью детей на прогулке мы заметили, что игры с песком однообразные, недостаточный словарный запас по теме, дети мало знакомы со свойствами песка. Для повышения интереса к играм с песком нами был разработан проект «Волшебный песок»
Срок проведения – 1 неделя
Участники проекта - дети от 3 - 4 лет, педагоги, родители воспитанников.
Предполагаемый результат:
Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков произойдёт более интенсивно и гармонично.
Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком, водой.
Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
Родители активно включатся в практическую, экспериментальную и игровую деятельность с детьми.
Этапы проекта :
1этап - подготовительный
-Изучение методической литературы, интернет-ресурсов;
- Подбор художественной литературы;
- Составление плана проекта на 2 недели, в котором будет отражена совместная деятельность детей и педагогов, взаимодействие с родителями;
- Подбор и разработка содержания занятий и мероприятий по проекту, группировка и обработка найденного материала;
- Наполнение центра экспериментирования специальным оборудованием; предварительная работа с детьми.)
2 этап – организационный
-Работа с детьми - в виде экспериментирования, исследования, бесед;
- С родителями - консультации, занятия, домашние задания)
3 этап - заключительный
-Обобщение результатов работы, систематизация материала;
-Презентация проекта
1 день
1. Наблюдение за свойствами песка (сухой и влажный). Цель: знакомство со свойствами песка (сухой, влажный).
2. Игра «Норки для мышки»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений
Содержание:
Ребёнок находит игрушку, наощупь, закопанную в песке
3. Полив песка в мини-песочнице из леечек.
4. Работа с песком. Тактильно-кинестетическое упражнение
«Отпечатки наших рук»
5. Лепка из формочек бабочек, жучков, гусеничек.
2 день:
1. Чтение рассказа В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок».
Цель: способствовать к размышлению над сюжетом рассказа.
2. Дидактическая игра «Спрячь игрушку»
Цель: учить закапывать в песок предметы и откапывать их.
3. Проведение опытов с песком. Пересыпание сухого песка из бутылочки.
Цель: формирование бытового навыка: пересыпание сыпучих веществ из ёмкости в ёмкость.
4. Дидактические игры-упражнения: «Узоры на песке»
5. Просей сухой и мокрый песок через сито
Цель: развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка.
Воспитатель показывает, как просеивать песок сквозь ситечко.
Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребёнок найдёт небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»). Дать задание ребенку просеять мокрый песок.
3 день:
1. Чтение стихотворения Марины Ершовой «Песочница».
Цель: вызвать эмоциональный отклик от знакомой обстановки.
Беседа об аккуратном обращении с песком.
Цель: учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам.
2. Проблемная ситуация: «Поможем кукле Маше - ей попал песок в лицо».
Цель: формирование представлений о нежелательном попадании песка в глаза человеку.
3. Окрашивание песка в разные цвета с помощью мелков
4. Игра «Что я закопала в песок?» (Приложение 6) Цель: развитие внимания, памяти, наблюдательности.
5. Добавим песок в землю, где будут расти цветы
6. Игра «Отыщем клад»
В мини-песочнице представить себя настоящим кладоискателем! На небольшой площади закопать несколько монеток. Предложить детям ситечко, и, просеивая песок, они найдут «сокровища пиратов».
4 день:
1. «Рисование песком»
Детям предлагается порисовать песком (рисование песком, дан рисунок и необходимо покрыть поверхность клеем ПВА, затем посыпать цветным песком
2. «Из чего состоит песок?»
Цель: дать представление о том, что песок – это множество песчинок.
Ребятам дать два камушка и попросить их побить друг о друга. На белый лист бумаги насыпать немного песка, рассмотреть его. Песчинок много, они мелкие, каждую из них хорошо видно. Насыпать несколько горок разной величины. В какой из них больше (меньше) песчинок? А в песочнице много песчинок?
3. Какой песок больше весит?
4. Найди цифру на песке и на бумаге
5 день:
1. Песочная буря
2. Нарисуй на песке, что хочешь
3. Просей песок и гречку
4. Рассмотри через лупу, из чего состоит песок
5. Опыт с сухим песком «Куда делась вода?»
РЕЗУЛЬТАТ
Недельный опыт работы показал, что использование игр с песком даё т положительные результаты:
• У детей значительно возрос интерес к таким занятиям.
• Дети чувствуют себя эмоционально комфортно, раскрепощённо.
• Неоднократно наблюдалось, как возбуждённые дети - в играх с песком - успокаивались, сосредоточивались, становились значительно добрее, усидчивее, самостоятельней.