Елена Митькина
Познавательно-исследовательский проект «Дружная семейка. Песочная Фантазия» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тема проекта :
«Песочная фантазия»
Вид проекта :
долгосрочный, открытый, коллективный, с участием родителей.
Цель проекта :
Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе продуктивно-конструктивной деятельности
Задачи проекта :
1. Познакомить детей со свойствами песка, научить находить их проявления в повседневной жизни (сочетание экспериментов и наблюдений на прогулках) .
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Дружная семейка, Песочная Фантазия“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения, а также и речь; обогащать и активизировать словарь детей.
3. Развивать фантазию, творчество, воображение.
4. Закреплять правила безопасности во время игры в песочнице, а также во время проведения экспериментов.
5. Развивать навыки общения и соотносить свои действия с действиями других.
6. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Образовательная область:
Социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие - направленно на удовлетворение социальных интересов.
Прогнозируемый результат:
Компетенции:
-дети знают и хорошо ориентируются в соотношении величин предметов (маленький – большой, знают цвета;
-владеют действиями с предметами, предполагают разнообразные способы их использования;
- владеют элементарными навыками продуктивной деятельности;
-владеют расширенным словарным запасом (глаголы, существительные, прилагательные и т. д., используют обобщающие понятия (вода, песок);
Коммуникативные навыки:
-получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми,
-получают положительные эмоции от праздников и развлечений;
-пользуются речью как средством общения со сверстниками;
Предпосылки научной деятельности:
-имеют устойчивый интерес к художественной литературе;
-возникает интерес к значимой деятельности;
-способны ясно выразить мысль, вступить в диалогическое общение;
Срок реализации: Июнь 2019г. – август2019г.
Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста 5-6 лет, их родители.
Актуальность проекта :
Первые социальные игры ребенка возникают в песочнице. Строя на песке, ребенок выражает мир своей души, полный фантазий и реальности. Создание условий «Песок – вода» – одна из тех техник, которая позволяет раскрыть эти способности. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на «эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка.
Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.
Опыты и эксперименты с песком способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
Теоретическая база:
Дети очень любят игры с водой и песком. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохорова.
Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н. Н. Поддьяков, рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О. В. Дыбина, Л. Н. Прохорова) .
Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н. Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении. Все эти основные особенности эксперимента, правда, в зачаточной форме, отмечаются и в экспериментировании детей с предметами и явлениями.
Наиболее полную и развернутую оценку этих игр мы находим у Е. И. Тихеевой. Рассматривая игровые возможности каждого материала в отдельности, Е. И. Тихеева показала, как дети, созидая, совершенствуют свой чувственный опыт и практически познают некоторые свойства материалов. В сюжетной форме она наметила примерное содержание игр с водой, песком, глиной и указала, что эти игры требуют к себе самого внимательного отношения со стороны взрослых.
Высоко оценивала значение игр с природными материалами и гигиенист Л. И. Чулицкая. При разработке задач физического воспитания дошкольников игры с песком и водой она относила к играм, способствующим укреплению детского организма. С этой целью ею было разработано устройство песочных ящиков и водных бассейнов.
С жизненной потребностью ориентироваться в окружающей действительности, с необходимостью познавать свойства и качества материалов, с развитием изобразительного творчества детей связывает использование этих же игр Е. А. Флерина.
Вопрос о руководстве играми с водой и песком также неоднократно подчеркивался данными авторами.
Е. И. Тихеева наряду с разработкой содержания игр требовала от воспитателей помощи детям в осмысливании накапливаемого ими опыта.
Е. А. Флерина, взяв за основу игр с природным материалом активно-действенное стремление ребенка исследовать этот материал, в то же время указывала на необходимость разумного развития этого стремления. Воспитатель, по ее мнению, развивая игру, должен постоянно заботиться о «насыщенности материалов разнообразными качествами» с тем, чтобы игра ребенка не теряла познавательного смысла и не приобретала характер однообразной и разрушительной деятельности.
Интерес детей к играм с водой и другими природными материалами можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Возможность строить из песка, желание искупать свою любимую игрушку в воде создают благоприятные условия для сенсорного воспитания, совершенствования таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, восприятия, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
Этапы реализации проекта :
• Подготовительный (аналитический)
Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели, задач проекта, подбор литературы, пособий и атрибутов.
• Основной (реализация намеченных планов)
Практическая работа ( создание условий для продуктивной деятельности: беседы, опыты, занятия)
• Заключительный (презентация, продукт деятельности)
Обобщение результатов работы
План реализации проекта :
Подготовительный этап:
1. Выявление первоначальных знаний детей об играх с песком и водой.
2. Информация родителям о предстоящем проекте.
3. Подбор литературы, оборудования.
4. Разработка конспектов, картотеки игр, пособий.
Основной этап:
- работа с детьми:
1. Чтение и рассматривание художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки).
2. Проведение игр с песком, водой.
3. Проведение игровых занятий.
4. Пополнение предметно - развивающей среды группы;
5. Опытно – экспериментальная деятельность
- работа с родителями:
1 Подбор художественной литературы;
2. Выполнение творческих заданий;
3. Совместная опытно – экспериментальная деятельность;
4. Консультации для родителей
Проектная деятельность с воспитанниками