ольга ващенко
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир – главные задачи экологического воспитания в детском саду. Технологии, позволяющие решить эти задачи, разнообразны. Одной из наиболее эффективных считаю проектный метод. Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт. Основной запас накопленных ребёнком в дошкольном возрасте знаний - это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребёнку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдения за её объектами.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в средней группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Объектом наблюдения в нашем проекте – зимующие птицы. Выбор не случаен: многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего города и имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Вид проекта: информационный, познавательный.
Цель проекта: формировать основы экологической культуры, расширять и обогащать знаний детей о зимующих птицах.
Задачи проекта:
Образовательные:
• закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах и роли человека в жизни зимующих птиц;
• учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц;
• учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.
Развивающие:
• развивать познавательные способности детей, учить проявлять любознательность и самостоятельность;
• формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
• активизировать познавательную и речевую деятельность детей;
• способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
Воспитательные:
• воспитывать у детей желание помогать птицам в трудное для них время.
Сроки реализации проекта: краткосрочный
Участники проекта: воспитатели, родители, дети средней группы
Формы реализации проекта:
• НОД;
• чтение художественной литературы;
• беседы;
• наблюдения;
• игровая деятельность;
• продуктивная деятельность;
• исследовательская деятельность;
• досуговая деятельность.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный
• подбор методической и художественной литературы по теме;
• пополнение предметно-развивающей среды в группе (тематический альбом «Зима и зимующие птицы», книги о птицах;
• перспективное планирование проекта;
• разработка и накопление методических материалов по проблеме;
• разработка форм воспитательной работы с детьми;
• взаимодействие педагогов с родителями по вопросам формирования начал экологического воспитания у детей
II этап – основной (практический).
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Сотрудничество с семьёй:
• создание папки-передвижки для родителей «Зимующие птицы»;
• беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ;
• организация фотовыставки «Как мы птиц кормили»;
Работа с детьми:
Работа с детьми осуществлялась в соответствии с требованиями ФГОС по следующим образовательным областям:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Реализация проекта по образовательным областям:
Образовательная область
ОО Познавательное развитие
Беседы:
• Беседа «Почему птиц стало меньше?»
Цель: выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи - пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.
• «Знакомьтесь - воробьем»
Цель: закрепить знания о птицах, их строении, образе жизни.
• Беседа «Кормушка. Наши пернатые друзья»
Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.
• Беседа «Синичка - гостья нашего двора»
Цель: научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.
• Беседа «Синичка - гостья нашего двора»
Цель: научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.
• Беседа «Меню птиц»
Цель: расширить знания детей о жизни птиц зимой: о питании пернатых, расширить знания детей о жизни птиц зимой.
Образовательная деятельность:
ОД «Воробушки на кормушке» (лепка)
Цель: учить детей лепить из пластилина птичку, отмечая разнообразие получившихся изображений
Просмотр презентаций
• «В гостях у зимующих птиц»
Цели презентации: закрепить представления детей о зимующих птицах; учить их различать, группировать, описывать внешний облик птиц, их особенности, поведение; продолжать учить составлять краткую описательную характеристику о птицах; формировать желание отвечать на вопросы воспитателя; развивать логическое мышление, отвечая на вопрос «потому что»; активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов; развивать наблюдательность, зрительное восприятие, с помощью взрослого делать выводы; воспитывать у детей бережное отношение к птицам
Наблюдение:
• «Наблюдение за сорокой»
Цели: вызывать интерес к окружающему миру; учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает (стрекотание, и описывать ее; обогащать словарный запас загадками о сороке; воспитывать заботливое отношение к птицам.
• «Наблюдение синицей».
Цели: расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, какой птице он принадлежит; воспитывать наблюдательность и внимание.
• Наблюдение «Как птицы кормятся на кормушке?»
Цель: учить детей замечать особенности поведения птиц на кормушке (одни уверенно кормятся на кормушке, никого не опасаясь, другие, схватив корм, улетают с ним, третьи кормятся под кормушкой, собирая остатки, четвертые лишь наблюдают за событиями на кормушке).
• «Наблюдение за синичками»
Цель: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять преставления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Решение проблемной ситуации «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой»
Цель: довести до сознания детей необходимость подкармливать птиц зимой, развивать связную речь детей
Дидактические игры:
• «Найдите зимующих птиц»
Цель: учить различать зимующих птиц по размеру, окраске, характерным признакам, вызвать желание наблюдать за поведением птиц и заботиться о них. Организует поэтапную работу по расширению знаний детей о зимующих птицах, формировать заботливое, доброжелательное отношение к птицам.
• «Чей это голос»
Цель: учить различать голоса зимующих птиц, правильно их называть, находить на картинке.
• «Не сорока, не ворона»
Цель: развивать умение детей узнавать разных птиц на картинках. Способствовать развитию внимания и сообразительности. Доставить детям удовольствие живой игрой.
• Дидактическая игра «Узнай птицу по частям тела»
Цель: распознавание внешнего облика зимующих птиц края и формирование речевых навыков для аргументирования своего ответа.
• Дидактическая игра «Посчитай птиц»
Цель: узнавание зимующих птиц по их внешним и отличительным признакам и согласование существительных с числительными.
• Дидактическая игра «Птичья столовая»
Цель: Закрепить знания о зимующих птицах (названия, предпочтения в еде).
Экспериментирование:
• рассматривание птичьих следов
Цель: научить различать птичьи следы.
• исследование птичьего пера
Цель: научить обследовать новый предмет, закрепить знания о птицах.
ОО Речевое развитие • «Птицы под нашим окном»
Цель: формировать у детей представление о зимующих птицах.
• Т. Евдошенко «Берегите птиц»
Цель: воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
• М. Горький «Воробьишко»
Цель: познакомить детей с рассказом Горького "Воробьишко".
Проанализировать сказку: помочь понять детям как надо относится к тем, кто любит их и дорожит ими.
• В. Сухомлинский «О чём плачет синичка»
Цель: учить отвечать на вопросы по содержанию текста; развивать речь, мышление, слуховую, зрительную память;
воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.
ОО Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры
• «Путешествие в зимний лес»
Цель: учить навыкам самоорганизации. Развивать желание ставить игровые задачи, выбирать способы их решения.
• «Птичий двор»
Цель: продолжать учить узнавать и называть зимующих птиц, их повадки, кто как кричит. Воспитывать заботливое отношение.
• «Интервью» (тема: «Перелётные и зимующие птицы»)
Цель: закрепление у детей представления о жизни перелётных и зимующих птиц. Развитие речевой активности и быстроты мышления, сообразительности и находчивости. Формирование умения использовать знания в соответствии с обстоятельствами. Знакомство с новыми и интересными видами игр.
ОО Физическое развитие • «Птички и кошка»
Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.
• «Совушка»
Цель: упражнять в беге с выполнением ролевых движений; в умении быстро реагировать на звуковой сигнал, сохранять статичность позы некоторое время; развивать выдержку; организованность.
• «Птички в гнездышках»
Цель: упражнять в беге в разных направлениях с одновременным выполнением махов прямыми (согнутыми) руками; развивать пространственную ориентацию; реакцию.
• «Ворона и собачка»
Цель: учить подражать движениям и голосам птиц; двигаться, не мешая друг другу.
Результаты реализации проекта.
Дети:
• расширился кругозор детей о зимующих птицах Ростовской области (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются);
• у детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность;
• дети стали более коммуникативными и компетентными по данной теме;
• развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах;
• воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Родители:
• изменение отношения к данной проблеме;
• совместное с детьми чтение художественной литературы о зимующих птицах;
Литература
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004.
2. Горький М. А. Воробьишко. – Ленинград: «Детская литература», 1974
3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004
4. Чарушин Е. И. Воробей. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в средней группе детского сада. – Воронеж: ООО «Учитель», 2013