Приложение МААМ

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Зимующие птицы»

ольга ващенко
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

Разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир – главные задачи экологического воспитания в детском саду. Технологии, позволяющие решить эти задачи, разнообразны. Одной из наиболее эффективных считаю проектный метод. Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт. Основной запас накопленных ребёнком в дошкольном возрасте знаний - это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребёнку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдения за её объектами.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект в средней группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах

Объектом наблюдения в нашем проекте – зимующие птицы. Выбор не случаен: многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего города и имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Вид проекта: информационный, познавательный.

Цель проекта: формировать основы экологической культуры, расширять и обогащать знаний детей о зимующих птицах.

Задачи проекта:

Образовательные:

• закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах и роли человека в жизни зимующих птиц;

• учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц;

• учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.

Развивающие:

• развивать познавательные способности детей, учить проявлять любознательность и самостоятельность;

• формировать умения и навыки наблюдения за птицами;

• активизировать познавательную и речевую деятельность детей;

• способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Воспитательные:

• воспитывать у детей желание помогать птицам в трудное для них время.

Сроки реализации проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, родители, дети средней группы

Формы реализации проекта:

• НОД;

• чтение художественной литературы;

• беседы;

• наблюдения;

• игровая деятельность;

• продуктивная деятельность;

исследовательская деятельность;

• досуговая деятельность.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

• подбор методической и художественной литературы по теме;

• пополнение предметно-развивающей среды в группе (тематический альбом «Зима и зимующие птицы», книги о птицах;

• перспективное планирование проекта;

• разработка и накопление методических материалов по проблеме;

• разработка форм воспитательной работы с детьми;

• взаимодействие педагогов с родителями по вопросам формирования начал экологического воспитания у детей

II этап – основной (практический).

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

Сотрудничество с семьёй:

• создание папки-передвижки для родителей «Зимующие птицы»;

• беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ;

• организация фотовыставки «Как мы птиц кормили»;

Работа с детьми:

Работа с детьми осуществлялась в соответствии с требованиями ФГОС по следующим образовательным областям:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Реализация проекта по образовательным областям:

Образовательная область

ОО Познавательное развитие

Беседы:

• Беседа «Почему птиц стало меньше?»

Цель: выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи - пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.

• «Знакомьтесь - воробьем»

Цель: закрепить знания о птицах, их строении, образе жизни.

• Беседа «Кормушка. Наши пернатые друзья»

Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.

• Беседа «Синичка - гостья нашего двора»

Цель: научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.

• Беседа «Синичка - гостья нашего двора»

Цель: научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.

• Беседа «Меню птиц»

Цель: расширить знания детей о жизни птиц зимой: о питании пернатых, расширить знания детей о жизни птиц зимой.

Образовательная деятельность:

ОД «Воробушки на кормушке» (лепка)

Цель: учить детей лепить из пластилина птичку, отмечая разнообразие получившихся изображений

Просмотр презентаций

• «В гостях у зимующих птиц»

Цели презентации: закрепить представления детей о зимующих птицах; учить их различать, группировать, описывать внешний облик птиц, их особенности, поведение; продолжать учить составлять краткую описательную характеристику о птицах; формировать желание отвечать на вопросы воспитателя; развивать логическое мышление, отвечая на вопрос «потому что»; активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов; развивать наблюдательность, зрительное восприятие, с помощью взрослого делать выводы; воспитывать у детей бережное отношение к птицам

Наблюдение:

• «Наблюдение за сорокой»

Цели: вызывать интерес к окружающему миру; учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает (стрекотание, и описывать ее; обогащать словарный запас загадками о сороке; воспитывать заботливое отношение к птицам.

• «Наблюдение синицей».

Цели: расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, какой птице он принадлежит; воспитывать наблюдательность и внимание.

• Наблюдение «Как птицы кормятся на кормушке?»

Цель: учить детей замечать особенности поведения птиц на кормушке (одни уверенно кормятся на кормушке, никого не опасаясь, другие, схватив корм, улетают с ним, третьи кормятся под кормушкой, собирая остатки, четвертые лишь наблюдают за событиями на кормушке).

• «Наблюдение за синичками»

Цель: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять преставления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

• Решение проблемной ситуации «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой»

Цель: довести до сознания детей необходимость подкармливать птиц зимой, развивать связную речь детей

Дидактические игры:

• «Найдите зимующих птиц»

Цель: учить различать зимующих птиц по размеру, окраске, характерным признакам, вызвать желание наблюдать за поведением птиц и заботиться о них. Организует поэтапную работу по расширению знаний детей о зимующих птицах, формировать заботливое, доброжелательное отношение к птицам.

• «Чей это голос»

Цель: учить различать голоса зимующих птиц, правильно их называть, находить на картинке.

• «Не сорока, не ворона»

Цель: развивать умение детей узнавать разных птиц на картинках. Способствовать развитию внимания и сообразительности. Доставить детям удовольствие живой игрой.

• Дидактическая игра «Узнай птицу по частям тела»

Цель: распознавание внешнего облика зимующих птиц края и формирование речевых навыков для аргументирования своего ответа.

• Дидактическая игра «Посчитай птиц»

Цель: узнавание зимующих птиц по их внешним и отличительным признакам и согласование существительных с числительными.

• Дидактическая игра «Птичья столовая»

Цель: Закрепить знания о зимующих птицах (названия, предпочтения в еде).

Экспериментирование:

• рассматривание птичьих следов

Цель: научить различать птичьи следы.

• исследование птичьего пера

Цель: научить обследовать новый предмет, закрепить знания о птицах.

ОО Речевое развитие • «Птицы под нашим окном»

Цель: формировать у детей представление о зимующих птицах.

• Т. Евдошенко «Берегите птиц»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

• М. Горький «Воробьишко»

Цель: познакомить детей с рассказом Горького "Воробьишко".

Проанализировать сказку: помочь понять детям как надо относится к тем, кто любит их и дорожит ими.

• В. Сухомлинский «О чём плачет синичка»

Цель: учить отвечать на вопросы по содержанию текста; развивать речь, мышление, слуховую, зрительную память;

воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.

ОО Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры

• «Путешествие в зимний лес»

Цель: учить навыкам самоорганизации. Развивать желание ставить игровые задачи, выбирать способы их решения.

• «Птичий двор»

Цель: продолжать учить узнавать и называть зимующих птиц, их повадки, кто как кричит. Воспитывать заботливое отношение.

• «Интервью» (тема: «Перелётные и зимующие птицы»)

Цель: закрепление у детей представления о жизни перелётных и зимующих птиц. Развитие речевой активности и быстроты мышления, сообразительности и находчивости. Формирование умения использовать знания в соответствии с обстоятельствами. Знакомство с новыми и интересными видами игр.

ОО Физическое развитие • «Птички и кошка»

Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.

• «Совушка»

Цель: упражнять в беге с выполнением ролевых движений; в умении быстро реагировать на звуковой сигнал, сохранять статичность позы некоторое время; развивать выдержку; организованность.

• «Птички в гнездышках»

Цель: упражнять в беге в разных направлениях с одновременным выполнением махов прямыми (согнутыми) руками; развивать пространственную ориентацию; реакцию.

• «Ворона и собачка»

Цель: учить подражать движениям и голосам птиц; двигаться, не мешая друг другу.

Результаты реализации проекта.

Дети:

• расширился кругозор детей о зимующих птицах Ростовской области (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются);

• у детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность;

• дети стали более коммуникативными и компетентными по данной теме;

• развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах;

• воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Родители:

• изменение отношения к данной проблеме;

• совместное с детьми чтение художественной литературы о зимующих птицах;

Литература

1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004.

2. Горький М. А. Воробьишко. – Ленинград: «Детская литература», 1974

3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004

4. Чарушин Е. И. Воробей. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в средней группе детского сада. – Воронеж: ООО «Учитель», 2013

Публикации по теме:

Исследовательский проект учащегося 3 класса «Зимующие птицы нашего края»Исследовательский проект учащегося 3 класса «Зимующие птицы нашего края» Цель проекта: Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним. Задачи:•.

Познавательно-исследовательский проект «Я познаю мир» в средней группе Познавательно - исследовательский проект «Я познаю мир» в средней группе. Цель проекта: Создавать навыки познавательно – исследовательской.

Познавательно-исследовательский проект «Свет и тень» в средней группеПознавательно-исследовательский проект «Свет и тень» в средней группе Познавательно-исследовательский проект "Свет и тень" [/b] 1. Целеполагание Вид проекта Познавательно-исследовательский, краткосрочный.

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Что такое снег»Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Что такое снег» Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Что такое снег» Цель: развитие познавательной и творческой активности детей в.

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Что у нас под ногами»Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Что у нас под ногами» Познавательно – исследовательский проект «Что у нас под ногами» (песок, глина, камни). Подготовили: Шоёнова В. Б Балданова Е. Д. Вид проекта:.

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Наш огород на окошке»Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Наш огород на окошке» Проблема проекта: Можно ли вырастить овощные культуры в комнатных условиях до сбора урожая? Уровень знаний детей о природе поверхностный,.

Познавательно-исследовательский проект «Зачем нужны птицы?» Введение Я очень люблю птиц. Мы с мамой любим наблюдать за птицами, когда идем домой из детского сада. У меня дома и в детском саду очень.

Проект «Зимующие птицы» в средней группе Тип проекта: информационно-творческий Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели групп. Срок реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Зимующие птицы»
Опубликовано: 22 мая 2024 в 18:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Зимующие птицы»» (включая файлы) размещена пользователем ольга ващенко (УИ 168790) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД