Шоёнова Виктория
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Что у нас под ногами»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – исследовательский проект
«Что у нас под ногами»
(песок, глина, камни).
Подготовили: Шоёнова В. Б
Балданова Е. Д.
Вид проекта : групповой, краткосрочный (с 21.04.2023 по 28.04.2023).
Участники проекта :
- дети средней группы (4- 5лет);
- воспитатель.
- родители воспитанников.
Актуальность:
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в средней группе „Что у нас под ногами“» размещена в разделах
Цель: Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков наблюдений за ними.
Задачи:
1. Знакомить со свойствами песка (сухого и влажного, глины и камня, как человек использует песок, глина и камни (строительство, песочные часы, песчаные скульптуры, архитектуре, декоративно – прикладное искусство.
2. Развивать поисковую деятельность детей, умения использовать способность к определению задач на основе поставленной проблемы, умение планировать этапы своих действий и аргументировать свой выбор.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и умение видеть красоту природы. Закрепить правила безопасного поведения на прогулке.
Предполагаемый результат: Наблюдая за неживой природой, слушая художественные произведения о природе, отгадывая загадки и участвуя в опытах, дети научаться слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Будут знакомы с правилами безопасного поведения на улице и на природе.
Работа с родителями:
Папка- передвижка:
«Такой разный песок», «Первая помощь – при попадании в глаз инородного тела».
Чтение художественной литературы С Маршак «Желтая страница» («Садовая дорога усыпана песком…», Г. Ладонщикова «Песчаный дом», описательный рассказ «Верблюд–корабль пустыни», чтение «Письмо черепахи», стихотворений: «Ладошки» и «Куличики» В. Шипунова, рассказ воспитателя: «Кто такой геолог?», стихотворение В. Кудрявцевой «Алмазная гора», «Серебряное копытце» рассказывание, чтение сказки «Три поросенка».
Выставка творческих рисунков: «Кто живет в песке?».
Организация фото – выставки: «Мы - исследователи».
Этапы реализации проекта :
Понедельник:
Ситуативная беседа: «Что такое песок, глина и камни?» Материал: песок, глина и камни.
Дидактическая игра: «Живая – неживая природа»
Познание (формирование целостной картины мира)
Тема: «Откуда берется песок, какой он»
Цель: Дать элементарные представления о происхождении песка, развивать у детей мышление.
1. Презентация: «Откуда берется песок, какой он»
2. Эксперимент: «Из чего состоит песок»
Материалы: стаканчик с песком, листы белой бумаги, лупы.
Ход эксперимента:
Насыпьте песок на листок бумаги, с помощью лупы рассмотрите его.
• Из чего состоит песок? (зернышек, песчинок)
• Как выглядят песчинки?
• Похожи ли песчинки одна на другую?
Вывод: песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
3 Чтение стихотворение М. Ершовой «Песочный замок»
Прогулка:
Исследовательская деятельность: Рассмотреть, исследовать песок: его структуру, природные примеси (глина, частички металла, песочная пыль). Как вы думаете откуда тут он взялся?
Эксперимент: «Влажный песок»
Материалы: стаканчики с песком, вода.
Ход эксперимента:
В емкости с песком наливаем воду из стаканчиков и размешиваем песок ложечками.
- Какой стал песок?
Вывод: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга. Так песок используют в строительстве.
Стихотворение Я. Варшавский «Я из песка построю замок»
Игра: «Мы строим замок из песка»
2 половина дня:
Беседа «Кто живет в песочном доме?»
Задачи: познакомить детей с некоторыми живыми организмами, живущих в песчаных местообитаниях и приспособленности к таким условиям.
Оборудование и материалы: фигурки животных: верблюд, антилопа, ящеры, макет пустыни и настольная лампа.
Рассказ воспитателя: «Верблюд–корабль пустыни»
Словесное творчество: «Письма животным»
Цель: учить кратко рассказывать о животном и сформулировать вопросы которые хотели бы ему задать, уточнить адрес животного.
Вторник Словесная игра «Какая, какой и какое?»
Цель: учить подбирать прилагательные к существительным песок, глина и камень.
Материалы и оборудования: песок, глина в баночках, камни, ракушки, сухие осенние листья.
Познание
Цель: Развивать поисковую деятельность детей, умения использовать способность к определению задач на основе поставленной проблемы.
Эксперимент: «Что тяжелее сухой песок или мокрый?»
Вывод: мокрый тяжелее потому что, внутри песка есть вода.
Эксперимент: «В какой посуде больше песка?
Оборудование: Плоская тарелка, узкий, высокий стакан и глубокая тарелка, песок.
Вывод: сделать самостоятельно вывод количества песка зависит от ёмкости.
Знакомство с песочными часами «Песочные часы»
Эксперимент: Что можно сделать за1 минуту? (Можно нарисовать дом, проверить это предложение «Нарисуй дом»)
Вывод: по песочным часам можно измерить время. Можно, если рисовать быстрее.
Прогулка:
Эксперимент: «Узоры на мокром песке»
Чтение стихотворений: «Ладошки» и «Куличики» В. Шипунова
2 половина дня
Чтение рассказа С Маршак «Желтая страница» («Садовая дорога усыпана песком…».
Эксперимент: «Из чего состоит глина»
Материалы: глина, емкость для глины.
Ход эксперимента:
Рассматриваем глину невооружённым глазом, и под микроскопом частичку глины.
Вывод: глина состоит из мягких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.
Эксперимент: «Водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины»
Материалы: стаканчик с водой, два стаканчика – с песком и глиной.
Ход эксперимента: Аккуратно наливаем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается быстро или медленно? Часть воды остается на остается на глине.
Искусствоведческая беседа: «Песок и глина в культуре и искусстве»
Цель: рассказать, как люди «познакомились» с глиной и «открыли» для себя ее свойства, как научились использовать глину для изготовления посуды, игрушек и других полезных изделий.
Выставка: «Художественная керамика», «Гончарная посуда», глиняные игрушки и свистульки.
Среда
Ситуативная беседа «Горы и пустыня»
Цель: учить находить отличие и высказать своё мнение.
Развитие речи.
Рассказывания по иллюстрациям сказки «Серебряное копытце»
Краткая беседа: «Что такое горы»
Цель: познакомить детей с особенностями гор и горных ландшафтов, вызвать интерес к объектам неживой природы.
Моделирование: с помощью ткани коричневого цвета создавать разные по высоте горы.
Прогулка: Обратить внимание, что горы находятся далеко от города. Вспомнить стихи «Наше озеро Байкал», назвать какие были в стихотворении горы. (Мунко – Сардык, Хамар Дабан).
Прогулка: Задание: найти как можно больше разных камней.
Игра: «Найти по описанию» (круглые, самые гладкие, серые)
2 половина дня:
Чтение стихотворения В. Кудряцевой «Алмазная гора» Вопросы к детям: Где это было? Много ли камешков удалось найти?
Упражнения с ящиком: «Угадай на ощупь»
Ход игры: Предложить определить, что находится внутри и выбрать камни. Ответит на вопросы: какой он на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый и холодный).
Эксперимент «Тонет или не тонет?», «Может, ли издавать звук камни, «Можно ли согреть камушки?»
Материал: камушки и песок, чашка с водой.
Игра: «Что лишнее?
Задание: найти объект, который не похож на остальные и убрать его.
Четверг
Дидактическая игра: «Что исчезло (развитие памяти и наблюдательности)
Рисование на камнях «Рыбки в аквариуме»
Цель: учить рисовать красками на камнях использовать разные краски для создания рыбки.
Прогулка
Эксперимент: «Где используют люди песок и глину?»
Оборудование и материалы: песок, вода, кусочки кирпичей, цемент.
Ход эксперимента: на стройке песок и глину смешивают особым порошком –цементом и водой. Получается строительный раствор, которым скрепляют кирпичи.
Подвижная игра: «Замри, как скала»
Цель: выполнять указания и придумывать разные фигуры.
2 половина дня:
Чтение сказки «Три поросенка»
Цель: познакомить детей с содержанием сказки «Три поросенка».
Игра «Камень, ножницы и бумага»
Цель: научить с помощью рук изображать один из указанных предметов, развивать внимание, быстроту реакции, мышление, умение доказывать свою правоту, соблюдать правила игры.
Пятница
Рассказ воспитателя «Профессия – геолог»
Цель: познакомить детей с профессией геолог.
Игра «Я положил в свой рюкзак»
Цель: дать представление о профессии геолога, его работе; закрепить название камней; развивать внимание, сообразительность.
Материал: рюкзак, разные камешки,
Коллективная аппликация «Верблюд – корабль пустыни»
Цель: Учить создавать внешний вид верблюда, передают характерные позы, темперамент и способы перемещения в пространстве.
Прогулка: Ситуативная беседа «Чем можно нарисовать на асфальте?» (камень, кирпич, уголь или мелом)
Игра «Найди свой камень»
Цель: учить описывать камень размер, цвет и форма.
2 половина дня
Итоговое занятие «Мир камней, песка и глины»