Ася Исакова
Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Наш огород»
Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе
2017-2018
Актуальность
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе „Наш огород“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям.
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.
Таким образом, деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы, памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.
Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана!
Все вышеизложенное стало основой для разработки проекта по построению образовательной деятельности в процессе создания «Огорода на окне».
Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.
Срок реализации проекта : февраль, март, апрель (краткосрочный).
Цель проекта : Создание условий для развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Задачи:
• формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
• расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
• привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
• развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
• воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• активизировать речь и обогащать словарь детей;
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Предполагаемые результаты:
1. У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними.
2. Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.
3. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
4. Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.
5. Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков общения в совместном труде.
6. Получение первого положительного опыта получения результатов собственных трудовых действий.
Взаимодействие с родителями.
Цель: Создать условия заинтересованного включения родителей в познавательную деятельность.
Ход проекта
I этап – Подготовительный
1) Выбор темы
Во время работы в природном уголке дети замечают стаканчик с семенами, и тут же у них возникает вопрос: «Что это за семечки?». Мой ответ, что это семена, с помощью которых можно вырастить целый огород, например на нашем окне, очень удивил детей. Возникло обсуждение между детьми по вопросу: «Как посадить эти семечки?» «Как можно вырастить урожай на нашем окне?» Отсюда и возникла тема огорода на окне «Огород на окне».
Были заданы вопросы:
Что знаем? Что хотим узнать? Как можем найти ответы?
1. Урожай растет на земле;
2. Урожай бывает разными: овощи, фрукты
3. У растений есть листья.
4. Растения растут на улице только летом.
5. На даче выращиваем овощи.
6. Из овощей варят суп.
7. Овощи полезные. 1. Где растут растения?
2. Откуда берутся растения?
3. Как посадить семечко?
4. Как правильно ухаживать за растениями?
5. Как появляются корешки?
6. Из чего состоят растения? 1. Спросить у родителей, бабушек, дедушек.
2. Прочитать книжки.
3. Рассмотреть иллюстрации с изображением растений.
На основе детских высказываний спланировали содержательные направления темы и возможные проекты.
Возможные проекты
• Создание коллекции семян.
• Посев семян.
• Фотовыставка «Здравствуйте, дети я лучок!».
• Опыты, эксперименты «Лаборатория огородных наук».
• Создание книжек – малышек.
• Выращивание растений.
Изучив интересы детей, был проведен ряд мероприятий.
2) Мероприятия
• Разработан перспективно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности.
• Изготовление театра на фланелеграфе «Пых».
• Изготовить алгоритмы ухода за растениями, дневник наблюдения за луком.
• Изготовить героев инсценировки «Хороводная - Огородная».
• Оформление уголка с дидактическими играми, коллекцией семян, книжками-самоделками, картотекой потешек. Сделать подборку стихов и загадок об овощах.
• Обеспечить материалы для разнообразной художественно-изобразительной деятельности (конструирование, лепка, аппликация, рисование)
• Разбивка огорода на подоконнике.
• Изготовление табличек - указателей с названиями растений.
Работа с родителями
• Родительское собрание «Участвуем в проекте «Весёлый огород».
• Консультация для родителей «Зеленый мир на окне»
• С помощью родителей собрать коллекцию семян.
• Изготовление персонажей – Чучелка, Огородница.
• С детьми дома посадить лук и красиво оформить свой посадочный горшочек.
• Изготовить страничку для книжки-малышки «Наш весёлый огород»
• Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки, лопатки, грабельки; подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне.
II этап – Исследовательский
• Проведение мероприятий перспективного плана проекта (элементарные научные сведения) НОД по изучению культурных растений в процессе совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей (чтение художественной литературы, беседы, игровые обучающие ситуации, ситуативные разговоры, рассказы, образовательные ситуации, рассматривание репродукций, составление рассказов, пересказы).
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных растений. Дети наблюдали за ростом растений, проводили эксперименты и опыты с последующим фиксированием результатов.
• Отражение результатов исследования через художественно – творческую деятельность детей.
• В процессе реализации проекта были использованы разные виды игр с детьми: дидактические, настольные, строительные, театрализованные, сюжетно – ролевые, пальчиковые, игры драматизации.
1) Реализация проекта
Мини-проект «Все начинается с семечка»
Роли: исследователи, изобретатели, дизайнеры.
Конечный продукт: Создание коллекции семян.
Действия вне детского сада: предложить родителям сходить с детьми в цветочный магазин и рассмотреть разнообразие видов семян.
Мини-проект «Путешествие внутрь грядки»
Роли: огородники, садоводы, исследователи.
Конечный продукт: Посев семян.
Действия вне детского сада: посоветовать родителям, другим родственникам рассказать детям как правильно, посадить семечко. Рассмотреть иллюстрации с изображением грядок.
Мини-проект «Знакомьтесь, дети – я лучок!» совместно с родителями (дома посадить лук и украсить тару)
Роли: огородники, изобретатели, рассказчики, слушатели, дезайнеры, исследователи.
Конечный продукт: Выращенный лук, рассказы детей о проделанной дома работе. Фотовыставка.
Действия вне детского сада: предложить родителям поговорить с детьми о пользе лука для нашего организма. Как его употребляют люди.
Мини-проект «Лаборатория огородных наук» (в течение всего проекта)
Роли: лаборанты, исследователи
Конечный результат: в ходе опытов и эксперимента дети видели, как прорастает горох, боб, а так же сделали выводы о том, что необходимо растению, чтобы оно росло.
Действия вне детского сада: порекомендовать родителям дома посадить семечко для дальнейшего наблюдения за ним. Привлекать детей к ухаживанию за комнатными растениями.
Мини-проект «Создание книжек малышек» совместно с родителями (создать дома одну страничку с любимым овощем или фруктом)
Роли: создатели, исследователи, оформители, рассказчики, слушатели
Конечный продукт: создание книжек-малышек «Что растет у нас на грядке», «Стихи про фрукты и овощи», «Загадки на грядках», Сказка репка.
Действия вне детского сада: предложить родителям дома рассмотреть дома книги, рассказав об их разнообразии (бывают книги со сказками, стихами, загадками).
Мини-проект «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
Роли: садоводы, огородники, исследователи.
Конечный результат: Выращенные растения.
Действия вне детского сада: посоветовать родителям и другим родственника рассказать детям о том, как они выращивают овощи и фрукты на даче в огороде, какие инструменты им в этом помогают.
2) Презентация проекта
1. Фотовыставка «Наш весёлый огород»
2. Развлечение «В огород мы пойдем»
• Просмотр созданного видеоролика «Наш весёлый огород»
• Вручение дипломов за участие в проекте.
III этап – Заключительный
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Результаты мониторинга по проекту «Наш огород»
Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 2-3 растения, их основные части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями.
Средний уровень: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а так же затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет.
Низкий уровень: Ребенок не знает названия растений. Интереса нет или он ситуативен. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Желания ухаживать за растениями нет.
Первичная диагностика:
• Высокий уровень – 7 детей (31%)
• Средний уровень – 13 детей (56%)
• Низкий уровень – 3 детей (13%)
Повторная диагностика:
• Высокий уровень – 14 детей (61%)
• Средний уровень – 8 детей (35%)
• Низкий уровень – 1 ребенок (4 %)
Выводы: Таким образом, данный проект способствовал тому что, уровень интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Использованная литература:
1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников»
3. Иванова А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
4. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду.
5. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
6. Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»
7. Николаева С. Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников.
8. Павлова Л. Н. «Знакомим малыша с окружающим миром»
9. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
10. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа»
11. Саморукова П. Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»
12. Сигимова М. Н. Познание мира растений.
13. Сигимова, М. Н. Мир природы глазами ребенка.
14. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду»
15. Шорыгина Т. А. «Овощи. Какие они?»
16. «Дошкольное образование» №16, 2001.
17. Добро пожаловать в экологию. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
18. «Мы» программа экологического образования детей. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС.
19. Азбука общения развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
20. Программа «Юный эколог». /С. Н. Николаева, – М. : 2005.
21. Детское экспериментирование. /И. Э. Куликовская, – М. : 2003.
22. Дидактические игры в детском саду. / А. К. Бондаренко, – М. : Просвещение, 1985.