Ольга Волкова
Игровые и проблемные ситуации как средство освоения социальных норм и ценностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим этапом в развитии личности ребёнка является дошкольный возраст, когда закладываются основы его социального поведения, формируются навыки общения и взаимодействия с окружающими. В этом контексте игровая деятельность и проблемные ситуации становятся неотъемлемыми инструментами, способствующими освоению социальных норм у детей старшего дошкольного возраста.
Роль игровой деятельности
Игра — это естественный способ познания мира для детей. В процессе игры они не только развлекаются, но и учатся взаимодействовать с ровесниками и взрослыми, проявляют инициативу, берут на себя различные роли. Игровая деятельность позволяет детям в безопасной обстановке экспериментировать с социальными нормами: проходить через ситуации, где необходимо соблюдать очередность, делиться игрушками, предлагать помощь или, наоборот, отказывать в ней.
Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Игра представляет собой проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или «преобразовать» какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе. Средством для воспроизведения социальной действительности является игровое действие, предполагающее определенную степень условности. Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать такую форму работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС)
Игровые обучающие ситуации представляют собой организованные педагогом действия или игры, в которых дети могут взаимодействовать друг с другом, решать задачи и сталкиваться с различными социальными ситуациями. Такие подходы предполагают активное участие детей, что способствует:
1. Формированию социальных навыков: в играх дети учатся общаться, делиться, сопереживать, работать в команде и разрешать конфликты. Эти навыки являются основой для формирования здоровых социальных отношений в будущем.
2. Пониманию социальных норм: игровые ситуации дают возможность детям практиковаться в соблюдении правил, таких как честность, уважение к другим, выполнение обещаний. Это поможет им понять, почему эти нормы важны в обществе.
3. Развитию эмпатии: интерактивные игры, в которых дети играют различные роли, позволяют им увидеть мир глазами других, что способствует развитию эмоционального интеллекта и эмпатии.
4. Созданию безопасной среды: игра помогает создавать ненавязчивую и поддерживающую атмосферу, где дети могут свободно выражать свои эмоции и мнения, что способствует их психологическому развитию.
Примеры игровых обучающих ситуаций:
• Ролевые игры: организация ролевых игр, в которых дети могут примерять на себя различные социальные роли (например, «магазин», «школа», «врач», позволяет им на практике учиться взаимодействовать с другими, соблюдая определенные социальные нормы. Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.
• Игры на сотрудничество: игры, способствующие командной работе (например, строительство совместного сооружения или участие в эстафете, помогают детям понимать важность сотрудничества и взаимопомощи.
• Социальные ситуации в сюжетно-ролевых играх: создание сценариев, в которых могут возникать конфликты или сложные выборы (например, «что делать, если кто-то плачет?», позволяет детям осваивать навыки разрешения конфликтов и развития альтруистичного поведения.
• Настольные игры с правилами: простые настольные игры, где необходимо следовать правилам и уважать ход других участников, формируют у детей понимание справедливости и необходимости следовать установленным нормам.
Игровые обучающие ситуации являются важным инструментом в воспитании социальных норм у дошкольников. Они не только помогают детям осваивать базовые навыки общения и взаимодействия, но и формируют у них понимание значимости социальных норм. Педагоги и родители, создавая такие обучающие ситуации, могут значительно способствовать гармоничному развитию ребенка, что станет основой его успешной интеграции в общество в будущем. Активное использование игр в обучении и воспитании позволит формировать у детей не только знания о социальных нормах, но и реальный опыт их применения в жизни.
Проблемные ситуации как средство обучения
Проблемные ситуации — это особый вид взаимодействия, который возникает, когда ребёнок сталкивается с трудностями или конфликтами. Такие ситуации являются мощным стимулом для развития критического мышления и социальных навыков. Решая проблемы, дети учатся договариваться, находить компромиссы, учитывать мнение других. Они понимают, что социальные нормы существуют не только для соблюдения, но и для поддержки гармоничного общения в группе. Важным аспектом воспитания детей является формирование социальных норм и ценностей, которые помогут ребёнку адаптироваться в обществе. Одним из эффективных способов достижения этой цели является использование проблемных ситуаций.
Что такое проблемные ситуации?
Проблемные ситуации могут быть определены как условия, в которых ребёнок сталкивается с определённой затруднительной ситуацией или конфликтом, требующими поиска решения. Эти ситуации могут быть как реальными (например, конфликт с другом, так и игровыми (например, ситуация в сюжетно-ролевой игре). Основная цель создания проблемной ситуации состоит в том, чтобы побудить детей к размышлениям, обсуждениям и действиям, направленным на разрешение конфликта.
Значение проблемных ситуаций в воспитании социальных норм
1. Стимулирование критического мышления. Проблемные ситуации способствуют развитию у детей способности анализировать и оценивать различные социальные нормы. В процессе обсуждения и поиска решений, дети учатся рассматривать альтернативные точки зрения и вырабатывать собственные суждения о том, что такое хорошо и что такое плохо.
2. Формирование навыков общения. В процессе разрешения проблемных ситуаций дети учатся взаимодействовать друг с другом, выражать свои чувства и мнения, а также развивать эмоциональный интеллект. Эти навыки являются основополагающими для формирования здоровых социальных отношений.
3. Уважение к другим. Решая конфликты, дети начинают осознавать важность уважительного отношения к другим людям. Они учатся учитывать чувства и потребности окружающих, что способствует развитию эмпатии и взаимопонимания.
4. Развитие ответственности. Программируя ситуацию, которая требует принятия решений, педагог может помочь детям понять последствия своих действий. Это способствует формированию чувства ответственности за свои поступки и их влияние на других.
Примеры применения проблемных ситуаций
• Сюжетно-ролевая игра. Педагог может предложить детям инсценировать ситуацию, в которой один участник хочет взять игрушку у другого, не спрашивая его. Это создаёт возможность обсудить такие нормы, как уважение к собственнику и умение договариваться.
• Обсуждение сказки. После чтения сказки, в которой герои сталкиваются с моральной дилеммой, можно попросить детей обсудить, как они поступили бы на месте персонажей. Это простое упражнение требует от детей анализа и оценки действий, что способствует усвоению социальных норм.
• Коллективное решение задач. Педагог может предложить детям совместно решить задачу, связанную с организацией совместной игры или выбором активности для всей группы. Это поможет детям научиться компромиссам и понимать, как можно учитывать мнения других.
Проблемные ситуации — это мощный инструмент, который помогает в воспитании социальных норм у детей дошкольного возраста. Они способствуют развитию критического мышления, навыков общения, уважения и ответственности, которые являются важными для социализации ребёнка. Использование этих ситуаций в образовательном процессе может существенно обогатить эмоциональный и социальный опыт детей, подготовив их к успешной жизни в обществе. Настоящая задача взрослых — создать такие условия для детей, в которых они смогут свободно обсуждать, анализировать и учиться взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Заключение
Таким образом, игровые и проблемные ситуации являются важнейшими средствами освоения социальных норм у детей старшего дошкольного возраста. Они предоставляют возможности для активного обучения, развития навыков общения и сотрудничества. Важно, чтобы взрослые поддерживали этот процесс, создавая атмосферу доверия и безопасности, что позволит детям уверенно развивать свои социальные компетенции и строить гармоничные отношения с окружающим миром.