Папки-передвижки

Игровые и проблемные ситуации как средство освоения социальных норм и ценностей у детей дошкольного возраста

Ольга Волкова
Игровые и проблемные ситуации как средство освоения социальных норм и ценностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Важнейшим этапом в развитии личности ребёнка является дошкольный возраст, когда закладываются основы его социального поведения, формируются навыки общения и взаимодействия с окружающими. В этом контексте игровая деятельность и проблемные ситуации становятся неотъемлемыми инструментами, способствующими освоению социальных норм у детей старшего дошкольного возраста.

Роль игровой деятельности

Игра — это естественный способ познания мира для детей. В процессе игры они не только развлекаются, но и учатся взаимодействовать с ровесниками и взрослыми, проявляют инициативу, берут на себя различные роли. Игровая деятельность позволяет детям в безопасной обстановке экспериментировать с социальными нормами: проходить через ситуации, где необходимо соблюдать очередность, делиться игрушками, предлагать помощь или, наоборот, отказывать в ней.

Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Игра представляет собой проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или «преобразовать» какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе. Средством для воспроизведения социальной действительности является игровое действие, предполагающее определенную степень условности. Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать такую форму работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС)

Игровые обучающие ситуации представляют собой организованные педагогом действия или игры, в которых дети могут взаимодействовать друг с другом, решать задачи и сталкиваться с различными социальными ситуациями. Такие подходы предполагают активное участие детей, что способствует:

1. Формированию социальных навыков: в играх дети учатся общаться, делиться, сопереживать, работать в команде и разрешать конфликты. Эти навыки являются основой для формирования здоровых социальных отношений в будущем.

2. Пониманию социальных норм: игровые ситуации дают возможность детям практиковаться в соблюдении правил, таких как честность, уважение к другим, выполнение обещаний. Это поможет им понять, почему эти нормы важны в обществе.

3. Развитию эмпатии: интерактивные игры, в которых дети играют различные роли, позволяют им увидеть мир глазами других, что способствует развитию эмоционального интеллекта и эмпатии.

4. Созданию безопасной среды: игра помогает создавать ненавязчивую и поддерживающую атмосферу, где дети могут свободно выражать свои эмоции и мнения, что способствует их психологическому развитию.

Примеры игровых обучающих ситуаций:

Ролевые игры: организация ролевых игр, в которых дети могут примерять на себя различные социальные роли (например, «магазин», «школа», «врач», позволяет им на практике учиться взаимодействовать с другими, соблюдая определенные социальные нормы. Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Игры на сотрудничество: игры, способствующие командной работе (например, строительство совместного сооружения или участие в эстафете, помогают детям понимать важность сотрудничества и взаимопомощи.

Социальные ситуации в сюжетно-ролевых играх: создание сценариев, в которых могут возникать конфликты или сложные выборы (например, «что делать, если кто-то плачет?», позволяет детям осваивать навыки разрешения конфликтов и развития альтруистичного поведения.

Настольные игры с правилами: простые настольные игры, где необходимо следовать правилам и уважать ход других участников, формируют у детей понимание справедливости и необходимости следовать установленным нормам.

Игровые обучающие ситуации являются важным инструментом в воспитании социальных норм у дошкольников. Они не только помогают детям осваивать базовые навыки общения и взаимодействия, но и формируют у них понимание значимости социальных норм. Педагоги и родители, создавая такие обучающие ситуации, могут значительно способствовать гармоничному развитию ребенка, что станет основой его успешной интеграции в общество в будущем. Активное использование игр в обучении и воспитании позволит формировать у детей не только знания о социальных нормах, но и реальный опыт их применения в жизни.

Проблемные ситуации как средство обучения

Проблемные ситуации — это особый вид взаимодействия, который возникает, когда ребёнок сталкивается с трудностями или конфликтами. Такие ситуации являются мощным стимулом для развития критического мышления и социальных навыков. Решая проблемы, дети учатся договариваться, находить компромиссы, учитывать мнение других. Они понимают, что социальные нормы существуют не только для соблюдения, но и для поддержки гармоничного общения в группе. Важным аспектом воспитания детей является формирование социальных норм и ценностей, которые помогут ребёнку адаптироваться в обществе. Одним из эффективных способов достижения этой цели является использование проблемных ситуаций.

Что такое проблемные ситуации?

Проблемные ситуации могут быть определены как условия, в которых ребёнок сталкивается с определённой затруднительной ситуацией или конфликтом, требующими поиска решения. Эти ситуации могут быть как реальными (например, конфликт с другом, так и игровыми (например, ситуация в сюжетно-ролевой игре). Основная цель создания проблемной ситуации состоит в том, чтобы побудить детей к размышлениям, обсуждениям и действиям, направленным на разрешение конфликта.

Значение проблемных ситуаций в воспитании социальных норм

1. Стимулирование критического мышления. Проблемные ситуации способствуют развитию у детей способности анализировать и оценивать различные социальные нормы. В процессе обсуждения и поиска решений, дети учатся рассматривать альтернативные точки зрения и вырабатывать собственные суждения о том, что такое хорошо и что такое плохо.

2. Формирование навыков общения. В процессе разрешения проблемных ситуаций дети учатся взаимодействовать друг с другом, выражать свои чувства и мнения, а также развивать эмоциональный интеллект. Эти навыки являются основополагающими для формирования здоровых социальных отношений.

3. Уважение к другим. Решая конфликты, дети начинают осознавать важность уважительного отношения к другим людям. Они учатся учитывать чувства и потребности окружающих, что способствует развитию эмпатии и взаимопонимания.

4. Развитие ответственности. Программируя ситуацию, которая требует принятия решений, педагог может помочь детям понять последствия своих действий. Это способствует формированию чувства ответственности за свои поступки и их влияние на других.

Примеры применения проблемных ситуаций

Сюжетно-ролевая игра. Педагог может предложить детям инсценировать ситуацию, в которой один участник хочет взять игрушку у другого, не спрашивая его. Это создаёт возможность обсудить такие нормы, как уважение к собственнику и умение договариваться.

Обсуждение сказки. После чтения сказки, в которой герои сталкиваются с моральной дилеммой, можно попросить детей обсудить, как они поступили бы на месте персонажей. Это простое упражнение требует от детей анализа и оценки действий, что способствует усвоению социальных норм.

Коллективное решение задач. Педагог может предложить детям совместно решить задачу, связанную с организацией совместной игры или выбором активности для всей группы. Это поможет детям научиться компромиссам и понимать, как можно учитывать мнения других.

Проблемные ситуации — это мощный инструмент, который помогает в воспитании социальных норм у детей дошкольного возраста. Они способствуют развитию критического мышления, навыков общения, уважения и ответственности, которые являются важными для социализации ребёнка. Использование этих ситуаций в образовательном процессе может существенно обогатить эмоциональный и социальный опыт детей, подготовив их к успешной жизни в обществе. Настоящая задача взрослых — создать такие условия для детей, в которых они смогут свободно обсуждать, анализировать и учиться взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Заключение

Таким образом, игровые и проблемные ситуации являются важнейшими средствами освоения социальных норм у детей старшего дошкольного возраста. Они предоставляют возможности для активного обучения, развития навыков общения и сотрудничества. Важно, чтобы взрослые поддерживали этот процесс, создавая атмосферу доверия и безопасности, что позволит детям уверенно развивать свои социальные компетенции и строить гармоничные отношения с окружающим миром.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Формирование социальных навыков у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Формирование социальных навыков у детей дошкольного возраста» Формирование социальных навыков у детей дошкольного возраста — это процесс, который направлен на развитие у ребёнка умений и знаний, необходимых.

Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста Из опыта работы «Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возрастаФормирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста "Семья - эта та самая среда, в которой человек учиться, и сам творит добро" В. А. Сухомлинский. В современном обществе основными общечеловеческими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые и проблемные ситуации как средство освоения социальных норм и ценностей у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 января 2025 в 12:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые и проблемные ситуации как средство освоения социальных норм и ценностей у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Волкова (УИ 1412572) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
*
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД