Махоткина Инна
Познавательно-исследовательский проект по экологии в старшей группе «Живая природа»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нё м отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их в биосфере огромна. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Наш детский сад – это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие детей.
Эколого-ориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности.
Знания, приобретенные ребенком в ходе проекта, становятся достоянием личного опыта ребенка. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самим ребенком в процессе «делания». Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Срок реализации проекта : 1 год.
Вид проекта : исследовательско – творческий.
Участники проекта : дети в возрасте 5 – 6 лет, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Цель проекта : формировать у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы; обогащение развивающей среды группы.
Задачи :
1. Образовательные задачи: развивать коммуникативные и речевые способности детей через ознакомление с характерными событиями и явлениями животного и растительного мира; учить взаимопониманию и взаимопомощи между детьми, педагогами, родителями, развивать потребность в постоянном саморазвитии культуры познания окружающего мира.
2. Развивающие задачи: развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы, используя нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций;
3. Воспитательные задачи: воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к представителям животного и растительного мира.
Инновационные технологии проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь.
Ожидаемые результаты проекта : развитие коммуникативных и речевых способностей детей на примере самостоятельного описательного рассказа ребенка в отношении животного или растения; совершенствование экологической компетентности родителей по теме проекта; обогащение развивающей среды группы.
Описание основного содержания уголка природы в группе в рамках проекта : по каждому блоку мы используем аудио- и видеозаписи; электронные презентации (изображение животных, растений, птиц, рыб и т. д.); трафареты; наборы печатного материала (репродукции картин, иллюстрации; пластмассовые фигурки (животных, растений, птиц, рыб и т. д.); плоскостные игровые макеты с различными средами обитания (деревня с домиком, лес, поле, море, горы и т. д.); набор масок и ободков с изображением животных, растений, птиц, рыб и т. д. ; картотека подвижных и дидактических игр («кто где живет?», «угадай кто кричит?») и т. д. по данному проекту; выбор настольно-печатных игр по разным тематикам, касающимся темы проекта.
Содержание проекта в уголке природы
П/н Месяц Название блока, цель Тема недели
1 Сентябрь Растения (деревья, кусты, цветы)
Цель:
формировать интерес к живой природе, развивать наблюдательность, внимание.
Воспитывать бережное отношение к природе, ее представителям-деревьям, кустарникам, цветам, желание оберегать их.
Активизировать слова, связанные с наблюдением, определяющие цвета оттенков листьев.
«Многообразие мира растений: цветы, кустарники, деревья (внешний вид, строение, отличительные особенности»
«Деревья на нашем участке (береза, ель, клён)»
«Кустарники на нашем участке (акация, сирень, боярышник)»
«Цветы на нашем участке (ромашка, астра, одуванчик, колокольчик, георгин)»
2 Октябрь Грибы
Цель: познакомить дошкольников с царством грибов.
«Внешний вид, особенности строения грибов»
«Среда произрастания грибов»
«Съедобные и несъедобные грибы»
«Кто и как ест грибы»
3 Ноябрь Овощи и фрукты
Цель:
закреплять умение различать овощи и фрукты; составлять рассказ по опорным картинкам.
Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать память, мышление, внимание. «Внешний вид, особенности строения овощей»
«Внешний вид, особенности строения фруктов»
«Среда произрастания овощей и фруктов»
«Что можно приготовить из овощей и фруктов»
4 Декабрь Дикие животные
Цель:
закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания. «Характерные признаки представителей диких животных: медведя, лося, кабана, волка, лисы, зайца, белки, ежа»
«Особенности среды обитания представителей диких животных»
«Чем питаются в лесу представителей дикой природы»
«Детеныши представителей диких животных»
5 Январь Домашние животные
Цель: учить развивать и называть домашних животных. Продолжать знакомить детей с внешним видом животных, с тем что они едят, пьют, где живут, какую пользу от них получает человек. Развивать умение называть характерные части тела животных, составлять рассказ о внешнем виде животных, отгадывать простейшие загадки, узнавать животное по звукопроизношению.
«Характерные признаки представителей домашних животных: коровы, лошади, свиньи, собаки, кошки, овцы, козы»
«Особенности среды обитания представителей домашних животных»
«Особенности питания и польза приносимая домашними животными людям»
«Детеныши представителей домашних животных»
6 Февраль Птицы
Цель: уточнять и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах; активизировать словарь по данной теме; выявить экологические знания детей «Характерные признаки птиц: строение, повадки, отличительные особенности от животных»
«Давайте, познакомимся! Домашние птицы: курица, петух, гусь, утка, индюк (особенности среды обитания, питания, птенцы птицы)»
«Давайте, познакомимся! Дикие птицы: ворона, сорока, воробей, голубь»
«Экзотические птицы (страус, фламинго, пеликан, пингвин)»
7 Март Рыбы
Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание. «Характерные признаки рыб: строение, повадки, отличительные особенности от животных и птиц»
«Давайте, познакомимся! Речные рыбы: щука, пескарь, окунь, сом (особенности среды обитания, питания, мальки рыб)»
«Давайте, познакомимся! Морские рыбы: акула, дельфин, кит, морской конёк (особенности среды обитания, питания, мальки рыб)»
«Давайте, познакомимся! Аквариумные рыбы: скалярия, сомик, гуппи (особенности среды обитания, питания рыб)»
8
Апрель Насекомые
Цель: сформировать у детей представления о насекомых.
«Шестиногие малыши: шмель, паук, стрекоза, муравей, бабочка, комар (внешний вид)»
«Шестиногие малыши: шмель, паук, стрекоза, муравей, бабочка, комар (среда обитания)»
«Шестиногие малыши: шмель, паук, стрекоза, муравей, бабочка, комар (питание)»
«Вред или пользу несут насекомые человеку?»
9 Май Неживая природа (песок, камни и т. д.)
Цель: сформировать представление о живой и неживой природе.
задачи: познакомить с понятием «живая и неживая» природа,
- Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком,
- Показать неразрывную связь человека и природы, необходимость заботы о ней,
- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь ко всему живому,
- Развивать речь, коммуникативность, память, мышление.
«Наблюдение, игры и опыты с песком»
«Наблюдение, игры и опыты с камнями»
«Наблюдение, игры и опыты с глиной»
«Наши маленькие – большие помощники – песок, камень и глина»
Перспективный план совместной работы детей, воспитателей и родителей по названным блокам.
(для этого вначале была создана предметно- развивающая среда).
Развивающая среда в уголке природы по данному блоку включает следующее:
- аудио- и видеозаписи голосов диких и домашних животных;
- картинки, иллюстрации, трафареты и фигурки диких и домашних животных;
- макеты пейзажей (лес, поле, луг,гор);
- настольные игры «Животные и их детеныши», «Кто что ест» и т. п. ;
- маски диких и домашних животных для создания игровых сюжетных линий.
Выбрана форма взаимодействия с родителями воспитанников. Это выполнение заданий с детьми в «Дневнике природы», рисунки, поделки (в произвольной форме). В дневнике отражаются основные вопросы, в отношении которых необходимо было найти что-то новое или продублировать их в домашних условиях вместе с ребенком. Например, по блоку «Дикие животные» используются такие вопросы:
1. Найти и вклеить на страницу дневника изображения диких животных (лося, кабана, медведя, волка, лисы, зайца, белки, ежа);
2. Повторить с ребенком такие понятия как: названия жилища животного, чем питается, как передвигается, как разговаривает, как зовут его детеныша;
3. Поиграть вместе с ребенком в игру «Узнай по описанию»;
4. Вклеить крупное изображение любого дикого или домашнего животного и составить вместе с ребенком согласно данному педагогом плану устный рассказ.
При реализации этого раздела были поставлены следующие задачи:
Образовательные задачи: пополнять представления детей о диких животных; предоставить детям возможность при помощи педагога и родителей, а потом самим замечать характерные признаки представителей диких животных: медведя, лося, кабана, волка, лисы, зайца, белки, ежа, а также их детенышах, особенностях их жизни в лесу, добывания пищи.
Развивающие задачи: развивать у детей самостоятельное выделение признаков и свойств предметов (структура, материал, цвет); развивать коммуникативные и речевые способности детей в процессе составления совместно с педагогом небольших описательных рассказов.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к животному миру и ко всему живому.