Жанна Котельникова
Познавательно-исследовательский проект «Таинственный лёд» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Таинственный лёд»
Тема проекта: «Секреты льда и снега»
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: дети старшей группы «Колокольчик», воспитатели, родители
Продолжительность проекта: две недели (22.01.2018 - 02.02.2018) средне-срочный
Цель проекта: расширение представлений о свойствах льда и снега
Задачи:
Для детей:
- обучать детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с природным материалом
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Таинственный лёд“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Исследовательская деятельность
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Проекты. Проектная деятельность
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Старшая группа
- Темочки
- развивать интерес, наблюдательность у детей через знакомство со свойствами льда
- способствовать развитию любознательности, интереса к познавательно-исследовательской деятельности, познавательной активности
Для родителей:
- принимать участие в реализации проекта по рекомендации педагогов;
- участвовать в совместной деятельности с педагогами и детьми;
- способствовать сплочению родительского коллектива.
Для педагогов:
- оказывать помощь в оформлении работ;
- привлекать родителей к участию в проекте;
- составить план проекта, осуществить его реализацию в разных видах деятельности.
Ресурсное обеспечение:
- различные формы и ёмкости для замораживания воды,
- гуашь для окрашивания воды,
- пластиковые бутылки для рисования на снегу,
- плакаты и картинки с изображением льда, снега,
- литературный и методический материал
Форма проведения итогового мероприятия проекта: педагогическое мероприятие «Царство льда и снега»
Актуальность проекта: поддерживая стремление детей к познавательно-исследовательской деятельности, работа над реализацией проекта поможет детям обогатить имеющиеся представления о неживой природе, даст возможность применять полученные представления об окружающем мире и пережить радость открытий, побед. Работа в проекте позволит каждому ребёнку продвинуться вперёд в познании окружающего мира. Работа в проекте позволяет проявить своё творчество, познавательную активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. В проекте представлена совместная работа воспитателей, детей и родителей по закреплению представлений о свойствах льда.
Проблема: гуляя зимой на участке, мы рассматривали снег и лёд, поиграв со льдом, мальчик положил льдинку в карман, принёс в группу. Вечером льдинка в кармане растаяла не до конца. Возник вопрос: от чего так получилось? Мы решили путём экспериментирования разобраться в свойствах льда и снега
Предполагаемый результат проекта:
Для детей:
- расширятся представления о свойствах льда и снега;
- проявится интерес к познавательно–исследовательской деятельности;
- расширится активный словарный запас прилагательными, глаголами;
- расширятся представления о безопасном поведении при гололёде, около водоёмов в зимний период;
- познакомятся с литературными произведениями о льде, снеге.
Для родителей:
- примут участие в реализации проекта;
- станут активными соучастниками ребёнка в его познавательно-исследовательской деятельности;
- повысят педагогическую компетентность.
Риски:
- низкая родительская активность
Ход проекта:
1 этап - подготовительный - накопление знаний:
- опрос детей о свойствах льда (Что знаю? Что хочу узнать? Что нужно сделать, чтобы это узнать);
- привлечение родителей к участию в подборе познавательной, художественной литературы;
- подбор литературы, игр, наглядного материала, исходя из запросов детей.
Метод трёх вопросов
Что я знаю?
Ульяна: «Лёд холодный, похожий на стекло»
Арсений: «Лёд твёрдый»
Георгий: «Лёд – это вода»
Артём: «Лёд стеклянный»
Алиса: «Лёд похож на стекло, холодный и тает»
Что хочу узнать?
Рита: «Где он быстро тает?»
Артём: «Как он быстро на улице замораживается?»
Ваня: «Как быстро тает лёд?»
Кристина: «Как быстрее тает лёд?»
Что нужно сделать, чтобы узнать?
Арсений: «Нужно посмотреть энциклопедию»
Ульяна: «В книге, в телефоне»
Георгий: «В гугле, в интернете»
Артём: «На планшете»
Георгий: «Спросить взрослого. Провести опыт»
Рита: «В планшете»
2 этап – основной – познавательно-исследовательский
Познавательное развитие:
Беседа: «Откуда берётся лёд?», «Осторожно, гололёд!», ННОД «Царство льда и снега», «Снеговик»
Содержание. Воспитатель беседует с детьми о происхождении льда. Напоминает детям о соблюдении мер безопасности при гололёде. Дети называют и объясняют свойства снега.
Рассматривание иллюстраций энциклопедии:
Проведение опытов «Лёд – это твёрдая вода», «Лёд легче воды», «Лёд и снег», «Лёд и соль», «Что быстрее растает?», «Определение тяжести», «Почему снег мягкий?», «Цветной лёд»
Содержание. Дети рассматривают познавательную литературу.
Воспитатель готовит материал для проведения опытов, проводит с детьми опыты со льдом и снегом в совместной деятельности
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация: «Снегурочка», «Белые снежинки», рисование «Снежинки», «Деревья в инее»
Содержание. Воспитатель в совместной деятельности предлагает детям изготовить поделку, изобразить снежинку, снег на бумаге
Конструирование: «Снежинки» (оригами, счётные палочки, палочки Кюизенера, «Снеговик» (оригами)
Содержание. Конструирование снежинок из палочек Кюизенера, из счётных палочек по схеме, по замыслу, помогает детям запомнить строение снежинки
Слушание «Времена года» П. И. Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Танцевальное творчество «Метель» Г. Свиридова»,
Разучивание песен «Что нам нравится зимой», «Кабы не было зимы» (из м/ф «Зима в Простоквашино», «Голубые санки», «Зима» («У леса на опушке»)
Содержание. Использование музыкального сопровождения в образовательной деятельности способствует закреплению представлений о льде и снеге через восприятие музыки
Чтение рассказа Н. Носова «На горке», сказки Л. Чарской «Принцесса Льдинка», Н. Калинина «Про снежный колобок», сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева», русских народных сказок «Два Мороза», «Морозко»
Загадки о льде и снеге
Содержание. Родители и воспитатели читают детям художественную литературу.
Родители делают подборку загадок о льде и снеге.
Речевое развитие
Речевая игра «Хорошо - плохо», «Назови какой (лёд, снег?»
д/и «Подбери родственные слова к слову лёд», «Подбери родственные слова к слову снег»
Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения», «Дети гуляют зимой на участке»
Содержание. Воспитатель предлагает детям подобрать слова - прилагательные, обозначающие качество (обогащение активного словаря, придумать родственные слова к словам «снег», «лёд» (словообразование). Дети составляют описательный рассказ по картине.
Заучивание стихотворений И. Бунина «Первый снег», А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя…», И. Никитина «Встреча зимы», И. Сурикова «Зима», Я. Акима «Первый снег»
Содержание. Воспитатель, читая стихотворения помогает детям понять красоту снежного покрова, зимних пейзажей через восприятие художественного слова
Социально-коммуникативная деятельность
Сюжетно-ролевая игра «Лаборатория»
Физическое развитие
п/и «Два Мороза», «Метелица», «Снежинки-пушинки», «Что нам нравится зимой»
пальчиковая гимнастика «Снежинки», «Снежок»
физкультминутка «Снеговик»
Содержание. Дети закрепляют свойства льда, снега через двигательную деятельность
Взаимодействие с родителями
Консультация «Как вызвать интерес у ребёнка к экспериментированию»,
буклет «Опыты со льдом и снегом», загадки о льде и снеге
- участие в фотовыставке (распечатка фотографий)
- совместные с детьми опыты дома и на прогулке
Подготовка к итоговому мероприятию. Создание презентации
3 этап – заключительный – обобщение материалов проекта
- презентация проекта «Таинственный лёд»
- плакат «Юные исследователи»
- проведение итогового мероприятия «Царство льда и снега»
- подготовка папки с материалами проекта