Юлия Кудливская
Познавательно-исследовательский проект по формированию знаний о насекомых «Шестиногие малыши» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Естественный и единственный верный путь
для успешного культивирования чувства
природы, это - возможно частое общение
с природой и возможно большее
ознакомление
с предметами и явлениями окружающей
природы»
Дмитрий Кайгородов
I. Вводная часть:
Проблема: Дети 4 – 5 лет задают много вопросов, это такие «почемучки». Им хочется всё знать, так как расширяются границы их взаимодействия с окружающим миром. Но взрослым некогда заниматься развитие своих детей, а зачастую и отвечать на их вопросы. К великому сожалению, многие родители и сами не имеют достаточных знаний. Поэтому знания детей поверхностные, неточные.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект по формированию знаний о насекомых „Шестиногие малыши“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность: Дети по своей природе любознательны, особенно данного возраста, когда наблюдается интенсивное развитие всех психических процессов. Им хочется не только увидеть, но и самим провести исследование, и, конечно же, получить достоверные факты. Также в этом периоде происходит формирование личности ребёнка. Поэтому очень важно развить в дошкольниках пытливость, формировать багаж надёжных знаний и воспитывать положительные черты характера будущего гражданина своей Родины. Наряду с этим ценным является также развитие экологической культуры детей, а при условии качественного формирования этой субкультуры, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям. И начинать эту глобальную работу хорошо с изучения насекомых, самого большого класса животных. Дети чаще с ними сталкиваются в своей жизни, они более доступны для исследования и привлекательны для рассматривания.
Гипотеза: если знания детей о насекомых будут глубокими, они смогут понять важность их для всего живого на земле, а значит, научатся беречь и любить всё, что нас окружает.
Новизна проекта: включает в себя интеграцию образовательных областей и использование ИКТ.
Цель проекта: создание условий для развития познавательной активности и воспитания экологической культуры детей в процессе реализации данного проекта.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Дать знания детям о насекомых;
- Познакомить с многообразием мира насекомых;
- Познакомить с полезными и вредными насекомыми;
- Помогать усвоению детьми нравственных категорий.
Развивающие:
- Формировать интерес к насекомым;
- Формировать экологически грамотное поведение в природе;
- Развивать поисковую деятельность;
- Развивать творческие способности;
- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
- Развивать коммуникативные навыки;
- Развивать эмоциональную отзывчивость;
- Активизировать и расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к насекомым;
- Воспитывать любовь к природе.
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Предмет исследования: насекомые.
Адресация проекта: детям, педагогам, родителям.
Проблема исследования: знания детям даются поверхностные, иногда не имеют научной почвы.
Место проведения проекта: г. Наро - Фоминск, МАДОУ дс кв № 12 «Радуга».
Автор проекта: воспитатели Кудливская Ю. А., Лабунская С. С.
Участники проекта: дети – 27 чел., воспитатели – 2 чел.
Возраст воспитанников: 4 – 5 лет.
Направленность развития деятельности: комплексная.
Продолжительность: 2 месяца.
Ожидаемый результат:
• Дети будут знать насекомых, отличать их от других классов животных по характерным признакам.
• Будут иметь представление о внешнем виде насекомых, издаваемых ими звуках, способах передвижения, питании.
• Приобретут знания о пользе и вреде насекомых.
Конечный результат: ООД по ознакомлению с окружающим «Шестиногие малыши», выставки детских работ.
Ресурсное обеспечение: уголок природы в группе, библиотека - книги о природе, альбомы «Насекомые», участок группы, экологическая тропа д/с.
Принципы реализации проекта:
1. Принцип учёта возрастных особенностей;
2. Принцип научности;
3. Принцип доступности изучаемого материала;
4. Принцип интегративности.
Методы проекта:
- НОД, ООД;
- игры (дид/и, под/и);
- чтение художественной литературы;
- экскурсии и целевые прогулки;
- наблюдения, исследования;
- беседы;
- рассматривание иллюстраций.
Диагностика: экологических знаний дошкольников 4 – 5 лет на основе методики О. Соломенниковой.
Цель: определить уровень знаний о живых объектах, умение отличать их друг от друга.
Оборудование.
Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг.
Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры.
Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.
Инструкция к проведению:
Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.
Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.
После того, как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
- Как называется животное (птица, насекомое?
- Что ты можешь рассказать о нем?
- Твое отношение к ним.
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень: Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень: Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Уровень ниже среднего: Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Ход проведения: Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать что изображено.
II. Этапы проекта:
I. Целеполагание:
1. Определение темы, проблемы, актуальности.
2. Постановка цели, определение задач.
3. Анализ материала по теме в группе.
4. Выявление уровня знаний у детей.
5. Изучение литературы по теме.
6. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
II. Планирование:
1. Разработка проекта.
2. Составление плана работы по проекту.
3. Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту.
4. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
5. Разработка НОД, ООД, бесед.
6. Подбор художественной литературы, картотеки игр.
7. Привлечение возможностей ИКТ, создание презентаций.
8. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.
III. Основной:
1. Проведение НОД, ООД.
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Организация продуктивных видов деятельности.
4. Организация игр (дид/ и, под/и, физминуток.
5. Экскурсия по экологической тропе д/с
6. Целевые прогулки.
7. Наблюдения.
8. Советы родителям по реализации цели проекта в домашних условиях.
9. Чтение художественной литературы.
10. Создание презентации по проекту.
IV. Заключительный:
1. Проведение ООД, организация выставок детских работ.
2. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
План мероприятий:
Направление
деятельности
Беседы
«Каких насекомых ты знаешь?»
«Насекомые – это кто?» с рассматриванием иллюстраций
«Зачем нужны насекомые?»
«Чем питаются насекомые?»
«Есть ли от насекомых польза или только вред?»
«Какое насекомое тебе нравится и почему?»
«Мир бабочек» с использованием ИКТ
Беседа после просмотра мультфильма «Дюймовочка»
Наблюдение
«Наблюдения за насекомыми участка»
«Наблюдение за бабочкой»
«Наблюдение за майским жуком»
«Наблюдение за мухой»
«Наблюдение за пчелой»
«Наблюдение за пожарниками»
«Рассматривание коллекции бабочек»
«Рассматривание муравейника»
«Рассматривание гусениц»
Исследование
«Какие разные насекомые»
«Куда бежит муравей»
«На какой цветок летит бабочка»
«Что будет, если взять божью коровку, муравья в руки?»
«В каком месте больше пожарников и почему?»
«Строение насекомых» (с использованием коллекции)
Игровая деятельность
Дид/и «Собери картинку»
Дид/и «Третий лишний» (комар, бабочка, ёж)
Дид/и «Три предмета» (Насекомые: муха, пчела, шмель)
Дид/и «Закончи предложение»
Дид/и «Один – много»
Дид/и «Назови ласково»
Под/и «Поймай комара» (подпрыгивание)
Под/и «Птицы и бабочки» (бег)
Под/и «Чья команда пчёл быстрее принесёт нектар в улей»
(эстафета)
Трудовая деятельность
Высаживание рассады цветов в цветник и уход за ними (нектар
для насекомых)
Художественная деятельность
Загадывание загадок
Чтение К. И. Чуковский «Муха - цокотуха», просмотр
мультфильма.
Чтение И. А. Крылов «Стрекоза и муравей» с просмотром
мультфильма.
Чтение К. Д. Ушинский «Пчёлки на разведках».
Продуктивная деятельность
«Бабочка» (оригами)
«Бабочка» (аппликация из кругов)
«Божья коровка» (аппликация из кругов)
«Бабочка» (нетрадиц. техника рисования отпечатками рук)
«Жук» лепка
«Пчела» (рисование + аппликация)
«Пчела» (конструирование из бросового и природного
материалов)
Работа с родителями
Папка – передвижка «Мир насекомых»
Размещение мастер – класса на сайте МАДОУ
Выставки детских работ
ООД
«Шестиногие малыши» с использованием ИКТ
Результат проекта:
- рост познавательной активности у воспитанников;
- развитие наблюдательности;
- понимание важности насекомых для живой природы и человека;
- появление желания исследовать живую природу;
- появилось бережнее отношение к братьям нашим меньшим.
Заключение:
Работа над данным проектом способствовала накоплению у детей конкретных представлений о насекомых, их жизнедеятельности, среде обитания; позволила сформировать у детей интерес к шестиногим малышам. Проект помог детям принять живое заинтересованное участие в исследовательской деятельности; научиться самостоятельно задавать вопросы, ставить задачи, решать их и с помощью педагога устанавливать причинно – следственные связи. У воспитанников сформировалось эмоционально-ценностное отношение к миру природы и экологически правильное поведение в ней.
Список использованной литературы:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 496 с,
2. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. : ВАКО, 2005. – 240 с. ;
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – Сфера, 2002. – 192 с. ;
4. Костюченко М. П. Исследовательская деятельность на прогулках: экологические занятия с детьми 5-7 лет. - Издательство: Учитель, 2014. – 87 с. ;
5. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. - М. : Просвещение, 2002. - 144 с. ;
6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. лед. учеб, заведений. - 3-е изд., перераб. — М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 224 с. ;
7. Рыжова Н. А, ПРОГРАММА НАШ ДОМ — ПРИРОДА: Блок занятий «Я и Природа» /Текст публикуется в авторской редакции. — М. : КАРАПУЗ -ДИДАКТИКА, 2005. - 192 с. ;
8. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.