Наталья Видяйло
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Огород на окне». Подготовительная группа: дети 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы проекта :
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – это интересно и увлекательно. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Так и появилась тема исследования «Где и как родились овощи?»
Публикация «Краткосрочный познавательно-исследовательский проект „Огород на окне“, Подготовительная группа: дети 6–7 лет» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Цель проекта :
Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений (горох,лук,редис,помидор).
Задачи проекта :
Обучающие:
1. Расширять и систематизировать знания детей об овощных культурах: строение, польза, уход за ними.
2. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
3. Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений.
4. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди
3. Формировать представление о выращивании растений из семян.
4. Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).
5. Разъяснять значимость труда, развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к уходу за растениями
2. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
Проектная идея : создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай зелени, выращенных самими дошкольниками.
Для реализации проекта был разработан план :
1. Выбор актуальной темы.
2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
3. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.
4. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.
5. Разработка домашних заданий.
6. Итог проекта – «Оформление огорода на подоконнике».
Ожидаемые результаты:
1. У детей старшего дошкольного возраста сформированы экологические знания в процессе познавательно-исследовательской деятельности по выращиванию растений из семян.
2. У детей сформированы знания о росте растений в комнатных условиях.
3. Дети умеют ухаживать за растениями и знакомы с условиями их содержания
4. Улучшена работа по взаимодействию с родителями, активизированы позиции родителей, как участников педагогического процесса детского сада.
Способы оценки успешности:наблюдения, беседы, практикумы.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители и воспитатели.
Сроки реализации проекта : 1 месяц
Постановка проблемы:
С детьми старшего дошкольного возраста были проведены беседы, с целью выяснить, знают ли они, как произрастают овощи и,что им для этого требуется. В ходе беседы выяснилось, что 50% опрошенных не имеют четкого представления о том, как вырастают овощи, какие им для этого требуется условия, и из чего они вырастают.
Поэтому возникла идея выращивания овощей на окне.
Детям было предложено обсудить следующие вопросы:
-Что вы знаете о растениях?
- Что нового можем узнать?
-Как мы сможет получить новые знания?
I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Организация ППРС
Сбор информации, материалов по теме
Сбор коллекции семян с помощью родителей
Подготовка почвыи контейнеров для посадки, орудия труда.
Изготовление алгоритмов ухода за растениями.
Создание подборки дидактических игр т. п.
Разработка цикла наблюдений,занятий, бесед
II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
III.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
презентация проекта
оформелние огорода на подоконнике :бревенчатый дом, заборчик, хозяйка бабушка Арина (изготовлено руками родителей).
выставка детских работ
Комплексно-тематическое планирование:
Речевое развитие
- Заучивание загадок, стихов об овощах
- Пословицы и поговорки о семье, о труде
Художественно-эстетическое развитие
- Рисование «Наши растения», «Овощи и фрукты», «Наш лучок»
Изготовление атрибутов для оформления огорода
«Овощи»
Социально-комммуникативное развитие
-Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра «На даче»
-Игра «Огородница»
- Настольно-печатные игры «Фрукты — овощи»,«Слова, что растут в огороде», «Огородная игротека», “Найди овощ по описанию», «Подбери овощ по тени», «Определи с какого звука начинается слово», «Пазлы-овощи»
дидактические игры «Слова, что растут в огороде», «Огородная игротека»
трудовая деятельность:посадка растений,уход за ними
Познавательное развитие
Беседы с детьми:
«Для чего растению семена?»,«Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Горох, чечевица, соя – родственники», «Овощи»
Опыты:
проращивание семян в воде
проращивание лука в воде,в земле, без света
рассматривание семян под микроскопом, через лупу
сравнение различных семян по форме, размеру,цвету, структуре
Ведение дневника наблюдений
Физическое развитие
Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Оказание помощи в сборе коллекции семян огородных растений распространенных в нашем регионе.
Беседа с родителями «Огород на окне».
Помощь родителей в оформлении огорода
Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду»
Вывод:
В ходе работы по проекту у детей было сформировано экологическое представление об овощных культурах (луке, редисе, помидоре) и зернобобовых культурах (горох).
Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений.
В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.
У детей сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семян.
Список используемой литературы:
1. Зенина Т. Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2009
2. Зенина Т. Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2008
3. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001
4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. -М. : Издательский центр «Академия», 2001
5. Николаева С. Н. Система работы с детьми в подготовительной группе детского сада. –М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010
6. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель,2011
7. Ресурсы Интернета
8.https://sad72.tomsk.ru/index.php/novosti/22-news1.html
9.https://maminsait.ucoz.ru/publ/5-1-0-1013
10.https://www.numama.ru/blogs/ko
11.https://detskiychas.ru/zagadochki/zagadki-goroh/
12.https://ostrovok.de/p/vatroll/azbuka-v-stihah-o-ogurets.html
13.https://www.maam.ru/detskijsad/stihi-pro-semena.html
14.https://www.babylessons.ru/zagadki-pro-ovoshhi-gorox/
15.https://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-goroh.html
16.https://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2323.html
Посадка лука в бутылку - "луковое дерево". Наблюдение за корневой системой лука.
Рассматривание семян гороха, сравнение сухих семян и проросших
Трудовая деятельность - уход за растениями
Радостный результат исследовательской деятельности
Выращенный урожай употребляем в пищу с удовольствием!
Вот он - наш огород!