Галина Шумейко
Познавательно-исследовательский проект песок. Глина. Камни для детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
вид проекта : познавательно-исследовательский
продолжительность: долгосрочный
Цель проекта :
Способствовать интеллектуальному и творческому развитию детей, расширять горизонты окружающего мира в процессе формирования интереса к объектам неживой природы.
Задачи проекта :
Образовательные:
1. Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект песок, Глина, Камни для детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Глина. Проекты для детей
- Исследовательская деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
2. Учить детей классифицировать песок, глину, камни по происхождению.
3. Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
1. Развивать умение сравнивать и анализировать.
2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
3. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
4. Развивать исследовательские навыки: принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Актуальность темы:
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников.
Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.
Благодаря проекту «Песок, глина, камни» ребенок получает возможность ставить себе новую, все более сложную цель. Знакомство детей с песком, глиной, камнями способствует : расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов, обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.
Гипотеза:
Если будет реализован проект, то у детей расширятся представления о разнообразии песка, глины, камней, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом.
Формы и методы реализации проекта :
Познавательные беседы
Экологические занятия
Рассматривание
Просмотр видеоматериалов
Чтение художественной литературы
Игровая деятельность дошкольников
Художественно – творческая деятельность с детьми
Исследовательская деятельность
Предполагаемые результаты:
Повышение уровня экологических знаний дошкольников по циклу «Песок, глина, камни»
Совершенствование педагогического мастерства педагогов, использование инновационных технологий в экологическом воспитании детей и в работе с родителями воспитанников.
ВВЕДЕНИЕ.
Мир меняется, каким он будет – во многом зависит от нас и тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни.
Экономические, социальные, экологические и другие проблемы, вставшие не только перед нашей страной, но и перед всем человечеством, по всей сути имеют общий корень и могут быть сведены к общей проблеме – проблеме человека. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг.
Что определяет, характеризует человека и общество, прежде всего? Его культура! В приложении к человеку это понятие вмещает в себя духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека и есть отражение его внутреннего мира.
Отсюда следует, что многочисленные современные проблемы нашей жизни связанные с бездуховной, безнравственной, невежественной, а следовательно, разрушительной деятельностью человека. Поэтому в деле экологического воспитания и образования вопросы культуры должны стоять на первом месте.
Одной из главных задач культурно – экологического воспитания является задача, решение которой выразится в гармоничном сочетании практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, человека с человеком, что обеспечит его выживание и развитие. Эта задача полностью согласуется с идеалом воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающим миром.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
В ходе реализации данного проекта я предполагаю, что дети не только узнают о разных видах песка и глины, названиях камней и их внешнем виде, но также их полезных качествах. Путем исследования мы познакомимся с миром песка, глины и камней, особенностями их происхождения, использование человеком. В ходе проектной деятельности дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.
Содержание проекта
Подготовительный этап
1. Составление плана проекта
2. Подготовка теоретического и практического материала в рамках проекта.
Основной этап
Месяц Содержание деятельности Задачи Примечание
Тема:Знакомимся с песком и глиной.
1. Путешествие по экологической тропе.
2. Экспериментирование
Опыт 1.
Опыт 2.
3. Наблюдения.
1. Откуда берется грязь.
2. Следы на сыром песке и глине.
4. Игровая деятельность.
1. Дети становятся песчинками.
5. Художественная литература
Г. Люшнин «Песчаный дом». Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и гли-на, их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.
Познакомить с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, определить, как свойства этих веществ проявляются в повседневной жизни (сочетание эксперименти-рования и наблюдений на прогулке).
Продолжение темы.
1. Беседа «Наш дом-природа».
2. Экспериментирование
Опыт 3.
Опыт 4.
Опыт 5.
Опыт 6.
Опыт 7.
Опыт 8.
3. Наблюдения.
1. За песком в песочнице в сухую погоду и во время дождя.
2. За лужами после дождя,в которых подол-гу стоит вода.
3. За песком в ветре-ную погоду.
4. Игровая деятельность.
1. Дети изображают частички глины.
2. Дети изображают песчинки и комочки глины.
5. Художественная литература.
Л. Квитко «На песке»
С. Маршак «Желтая страница» (отрывок).
Тема: Такой разный песок.
1. Рассматривание разных видов песка (речной, морской и др.)
2. Экспериментирование
1. Сравнение песчинок по цвету, форме, размеру.
3. Продуктивная деятельность.
«Рисунки из песка»
4. Художественный труд
«Радуга в бутылочке» (разноцветный песок)
5. Художественная литература.
М. Т. Грабенко «Песочная страна».
В. Хауф «Караван».
В. Хауф «Рассказ о Калифе-Аисте».
Показать разнообразие объектов неживой природы.
Тема: Откуда берется песок.
1. Беседа «Откуда берется песок»
2. Экспериментирование
Потереть и постучать камни друг о друга.
3. Рассматривание разнообразных камней (гранит, кварц, песчаник, известняк)
4. Художественная литература.
В. Хауф «Рассказ о корабле привидений».
Познакомить с происхождением песка.
Тема: Животные и песок.
1. Беседа «Пустыня и ее обитатели».
2. Рассматривание иллюстраций, фотогра-фий, видеоматериалов о пустыне и ее обитателях
3. Экспериментирование
1. Постройка норы в песке и глине.
2. Как ящерица зары-вается в песок.
4. Изготовление макета пустыни.
5. Игровая деятельность.
1. «Если бы я был…»
2. «Письма живот-ным».
6. Художественная литература.
С. Маршак «Желтая страница» (отрывок).
В. Хауф «Рассказ о Маленьком Муке».
Показать разнообразие живой природы в пустыне.
Тема: Для чего чело-веку песок и глина.
1. Путешествие по экологической тропе.
2. Беседа «Для чего человеку песок и глина»
3. Экспериментирование
Опыт 1.
Опыт 2.
Опыт 3.
Опыт 4.
Опыт 5.
Опыт 6.
Опыт 7.
Опыт 8.
4. Рассматривание иллюстраций, фотогра-фий о разнообразных предметах из глины и песка : народные промыслы, посуда древ-них людей, современная керамика, изделия из стекла.
5. Художественная литература
Д. Родари «Чипполино» Сказки: «Гуси-лебеди»,
«Три поросенка», «Лиса и журавль», «Горшочек каши», «По щучьему велению».
6. Экскурсия в краеведческий музей.
Тема: Какими бывают камни.
1. Путешествие по экологической тропе.
2. Прогулка
«Найди разные камни».
3. Сбор коллекции камней.
4. Экспериментирование
Опыт 1.
Опыт 2.
Опыт 3.
Опыт 4.
Опыт 5.
Опыт 6.
5. Игровая деятельность.
1. «Камень, ножницы, бумага».
2. «Что исчезло?»
6. Художественная литература
В. Кудрявцева «Алмазная гора» П. П. Бажов «Хозяйка Медной горы».
Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, учить классифицировать камни по разным признакам.
Продолжение темы.
7. Работа с ящиком ощущений.
1. Выбери камень.
2. Опиши камень.
8. Экспериментирование
Опыт 7.
Опыт 8.
Опыт 9.
Опыт 10.
Опыт 11.
Опыт 12.
Опыт 13.
9. Игра.
3. «Вспомни сказку».
4. «Найди свой камень».
5. «Я положил в рюкзак».
10. Художественный труд.
1. «Выложи узор из камешков».
11. Художественная литература.
В. Волков «Волшебник Изумрудного города» И. Н. Рыжова «О чем шептались камешки».
П. П. Бажов «Серебряное копытце».
Тема: Живые камни.
1. Рассказ воспитателя «Живые камни».
2. Экспериментирование
Опыт 1.
Опыт 2.
Опыт 3.
Опыт 4.
Опыт 5.
3. Наблюдение на прогулке.
Отпечатки на асфальте, бетоне от листьев.
4. Художественный труд.
1. «Отпечатки на песке, глине от листьев».
2. «Отпечатки на массе для лепки».
3. «Отпечатки на гипсе».
5. Художественная литература.
П. П. Бажов «Горный мастер». Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними (ископаемыми) отпечатками растений и животных.
Тема: Магниты.
1. Беседа «Что такое магнит?»
2. Экспериментирование
Опыт 1.
Опыт 2.
Опыт 3.
Опыт 4.
Опыт 5.
Опыт 6.
Опыт 7.
3. Игровая деятель-ность.
«Рыбалка»
4. Конструирование из магнитногоконструк-тора. Познакомить детей со свойствами магнита и их использованием человеком
Тема: Чтотакое горы.
1. Беседа «Что такое горы».
2. Моделирование.
1. Равнины и горы (на столе).
2. Равнина и гора.
3. Гора (с помощью руки).
4. Горы и пещеры из камней.
5. Что у гор внутри?
3. Изготовление альбома «Горы».
4. Художественный труд.
1. «Альпийская горка».
6. Художественная литература
Р. Сеф «Камень».
Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор; показать, что они состоят из камней.
Тема: Почему разрушаются горы.
1. Беседа «Почему разрушаются горы».
2. Наблюдение на прогулке.
1. Рассматривание больших камней.
2. Попадает ли в трещины камней вода?
3. Есть ли под мхами и лишайниками трещины, ямки?
3. Экспериментирование
Опыт 1.
Опыт 2.
Опыт 3.
4. Игровая деятельность
«Гора и камешки».
Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путем показать, как разрушаются камни и горы.
Тема: Дымящиеся горы.
1. Беседа «Дымящиеся горы».
2. Экспериментирование
1. Рассматривание туфа.
2. Рассматривание пемзы.
3. Рассматривание обсидиана.
4. Сравнение трех камней.
3. Моделирование.
1. Вулкан (холодная и горячая вода).
2. Вулкан (бутылка газированной воды).
3. Вулкан (сода, уксус).
4. Горный ландшафт.
4. Рассматривание иллюстраций, фотографий о вулканах.
5. Просмотр видеоматериалов о вулканах.
6. Художественная литература.
Андреева-Доглядная М. «Вулкан». Береговский Д. «Вулкан». Сформировать первоначальное представление о вулканах.
Тема: Пещеры.
5. Беседа «Пещеры».
2. Наблюдение на прогулке.
«Найди «пещеры» на участке».
3. Моделирование.
Пещеры из камней.
4. Рассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедий о пещерах и их обитателях.
5. Художественная литература.
Арабская сказка «Али-Баба и сорок разбойников».
Р. Кипплинг «Кот, который гулял сам по себе».
Тема: Кто живет в горах.
1. Беседа «Обитатели гор».
2. Рассматривание альбома «Кавказский биосферный заповедник».
3. Продуктивная деятельность.
Лепка сюжетная коллективная «Орлы на горных кручах»
(И. А. Лыкова «ИЗО в детском саду подг. гр.», с. 82).
4. Игровая деятельность.
1. «Царь горы»
2. «Покорение горной вершины».
5. Художественный труд.
«Горный ландшафт».
6. Художественная литература.
Ш. Перро «Беляночка и Розочка» «Белоснежка и семь гномов». Познакомить детей с некоторыми обитателями гор, их приспособленностью к условиям жизни в горах, продолжать формировать бережное отношение к животным и растениям.
Тема: Драгоценные камни.
1. Беседа «Драгоценные камни».
2. Рассматривание иллюстраций, фотографий ювелирных изделий из драгоценных камней.
3. Выставка изделий из декоративных камней «Сокровища гномов».
4. Художественная литература.
П. П. Бажов «Каменный цветок».
5. Просмотр мультфильма «В гостях у гномов».
Познакомить с наиболее распространенными декоративными камнями и изделиями из них; формиро-вать эстетическое восприятие окружающего.
Тема: Как человек использует камни.
1. Путешествие по экологической тропе «Кладоискатели».
2. Беседа «Как человек использует камни».
3. Экспериментирование
1. Опыт «Спичка и кремень».
2. Опыт «Домики трех поросят».
4. Рассматривание энциклопедий и иллюстраций о быте древних людей.
5. Изготовление альбома «Как человек использует камни».
6. Художественная литература.
Г. -Х. Андерсен «Огниво».
Показать, какую роль в жизни человека играют камни; познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд с давних времен.
Тема: Подземная кладовая.
1. Беседа «Полезные ископаемые родного края».
2. Экспериментирование.
1. Торф.
2. Соль.
3. Щебень.
3. Сочиняем рассказы и сказки.
1. О камешках.
2. О крупном камне.
4. Игровая деятельность.
1. «Создаем музыкальный инструмент».
2. «Подбери камешек».
Познакомить с полезными ископаемыми и их ролью в жизни человека.
Продолжение темы.
6. Экспериментирование.
4. Металлы:
- железо,
- медь,
- золото,
- серебро,
-алюминий,
- олово.
5. Нефть.
6. Газ.
7. Сочиняем рассказы и сказки.
3. О большом камне (коллективная сказка).
8. Путешествие по экологической тропе.
9. Игровая деятельность.
3. «Каменный круг».
4. «Что для чего».
10. Художественная литература.
Г. -Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».
План работы с родителями.
1. Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье.
2. Консультация «Как знакомить дошкольников с неживой природой?»
3. Рекомендации «Как провести опыты с песком, глиной, камнями и водой?»
4. Привлечение родителей к изготовлению макета пустыни.
5. Помощь родителей в сборе иллюстраций, фотографий для изготовления альбома о разнообразных предметах из глины, песка (керамика, предметы из стекла).
6. Привлечение родителей к сбору коллекции камней.
7. Консультация «Наблюдаем за неживой и живой природой»
8. Привлечение родителей к сбору образцов песка, камней, ракушек и другого природного материала.
9. Помощь родителей в сборе иллюстративного материала для изготовления альбома «Горы».
10. Консультация «Учим детей любить природу»
11. Помощь родителей в организации выставки изделий из декоративных камней «Сокровища гномов».
12. Итоговое анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье.
13. Родительский клуб «Заботливые родители» семинар «Экологическое воспитание в семье».