Ольга Демченко
Познавательно-исследовательский проект «Весёлый счёт» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Название: "Веселый счет".
Номинация дошкольный возраст.
Пояснительная записка.
Актуальность:
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) основным принципом дошкольного образования является - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Формирование в дошкольном возрасте элементарных математических представлений развивает умственные и интеллектуальные способности у детей. В детском саду у детей появляется первоначальное понимание о счете и цифрах. Математика является сложным направлением, но, и в то же время обладает развивающим эффектом. Дидактические упражнения и игры математического содержания помогают знакомству детей со счетом, учат дошкольников думать, логически мыслить, развивают воображение, память, речь, формируют настойчивость, терпение. Важным моментом является то, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы математических знаний, необходимых для успешного обучения в школе.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Весёлый счёт“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
В ходе реализации данного проекта были созданы условия для повышения уровня мотивации как дошкольников, так и воспитывающих взрослых, таким образом, в учреждении решается одна из проблем, отмеченная в «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р). Содержание проектной деятельности насыщено поисково-исследовательскими видами деятельности взрослых и детей, что может послужить решением второй проблемы, обозначенной в «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р, а именно - проблемы содержательного характера.
Проблема, которая стала стимулом для создания данного проекта, заключается в том, что некоторые дети не проявляют интерес к познанию мира цифр, автоматически считают, не осознанно, не задумываясь о количестве предметов.
Проблема для детей : найти ответ на вопрос «Хорошо ли уметь считать?». Всё ли можно посчитать?
Роль взрослого - в игровой форме направить внимание детей, подсказать, используя эксперименты, чтобы малыши сами искали ответы на вопросы. Организация проектной деятельности детей позволит осуществить интеграцию практически всех образовательных областей, решить поставленные цели, а самое главное, активизировать и удовлетворить познавательные интересы детей в области математики.
Сроки проведения: разработка и реализация проекта проходила в летний период 2016 года в течении двух месяцев.
Участники проекта - воспитанники средней группы и их родители (законные представители). Списочный состав группы включает 22 ребёнка, из них – 9 мальчиков, 13 девочек. Мониторинг развития интегративных качеств, проведённый в мае 2016 года, показал хорошие результаты. 39% детей имеют высокий и выше среднего уровень развития интегративных качеств. Активны в своих познавательных действиях - 39% малышей. Воспитанники группы стабильно здоровы, только у 2-х воспитанников группа здоровья Д-2, у остальных Д-1. Посещаемость детей в среднем составляет 69-70 %. По социальному составу семей, группа достаточно благополучная. Из 22 семей: 2 - неполные, 3 - многодетные семьи и 1 ребёнок находится под опекой. Семей, находящихся в тяжёлой жизненной ситуации, неблагополучных семей – нет. Родители и опекуны в основном заинтересованы в успехах детей, идут навстречу в деле воспитания детей, но обладают минимальными педагогическими компетенциями.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : создание условий для развития познавательного интереса у дошкольников к математическим представлениям.
Задачи:
1. Для воспитанников:
1. Воспитывать интерес к занятию математикой.
2. Формировать умение узнавать цифры подряд и вразбивку, выстраивать их в цифровой ряд.
3. Активизировать в речи детей количественные и порядковые числительные.
4. Закреплять умение с помощью счета определять количество предметов с числом и различать процесс счета и его итог.
5. Развивать у детей память, внимание, логику мышления.
6. Формировать познавательные действия воспитанников.
7. Упражнять в счете на ощупь.
8. Активизировать мыслительную деятельность (умение считать) .
9. Упражнять в счете звуков на слух.
2. Для родителей (законных представителей) :
1. Привлекать родителей к участию в образовательной деятельности, создание совместного образовательного проекта.
2. Повышать родительскую компетенцию в вопросах математического образования детей.
3. Для педагога:
1. Разработать систему мероприятий, включающих разнообразные игры, познавательно-исследовательские упражнения, направленные на развитие математических представлений, развитие способностей и мышления детей.
Содержание проекта (краткое описание основных этапов проекта, механизмы их реализации).
Разработка и реализация проекта проходила в летний период 2016 года. На начальном этапе внедрения проекта было организовано анкетирование родителей (законных представителей воспитанников) и проведена диагностическая беседа с детьми. По итогам беседы и анкетирования была составлена «матрица» проекта, разработан план взаимодействия с детьми и родителями, сценарии мероприятий.
Мотивацией для введения воспитанников в проблему проекта стал просмотр мультфильма "Козленок, который считал до 10". С помощью главного героя мультфильма - козленка, детям была поставлена проблема: «Хорошо ли уметь считать?». Ещё одним важным событием, повлиявшим на заинтересованность детей, стал праздник – день рождения воспитанницы Кати О. Она принесла угощение для детей - конфеты. Все с радостью поздравили девочку, и я задала вопрос: "Ребята, а как вы думаете, сможет ли Катя угостить конфетами всех детей в группе?" Как узнать, хватит ли угощения для всех? Ребята сразу предложили посчитать конфеты, но количество детей в группе намного больше, чем дети научились считать в течении учебного года. Как же поступить? Воспитанники задумались, стали рассуждать. Потом посыпались детские предложения: надо попросить, чтобы посчитали взрослые, давайте каждый возьмёт, а можно поделить – разрезать ножом и т. д. Пришли к выводу, что имениннице нужно каждому дать по конфете. В итоге - конфет хватило на всех и еще осталось. Эта ситуация ещё более акцентировала внимание детей на проблеме проекта. Следующим шагом в проектной деятельности стало проведение беседы с детьми с использованием ИКТ на тему: "Хорошо ли уметь считать. " На слайдах дети увидели сюжетные картинки, где уметь считать очень важно. Например, ситуация "Мы ждем гостей" - нужно знать, сколько столовых приборов приготовить, сколько стульев поставить? Или например, посчитать жителей зоопарка - обезьянок, не потерялись ли они в течении дня.
После прошедших выходных дети делились впечатлениями, кто куда ездил отдыхать. Группа детей из 5-6 человек захотели нарисовать море. Определили, что для рисунка необходимы синий, голубой, фиолетовый цвет карандашей (фломастера). Я спросила у юных художников: "Как узнать, сколько карандашей нужного цвета стоит в стаканчике?" (Нужно посчитать) Хватит ли всем карандашей нарисовать картинку про море? Сначала решили посчитать художников (5, затем отсчитали карандаши. (всего понадобится 5 карандашей). Такие ситуации помогают детям думать, мыслить, развивать навыки счета, соотносить количество предметов с цифрой. Так познание и обучение счету проходило ежедневно, тем самым развивала у детей познавательную мотивацию. Затем дети поняли, что посчитать можно все, что видно вокруг: цветы, совочки, ведерки для полива.
Через несколько дней я заметила, что мальчики на прогулке пытаются сосчитать, сколько проезжает машин по дороге мимо детского сада? (или сколько проходит прохожих мимо). Мы все вместе стали считать и остановились на пятой по счету машине. Я предложила цветными мелками рисовали палочки, отмечая проезжающие машины. Позже я спросила у ребят: "Как вы думаете, можно ли посчитать то, что не видишь, а только слышишь?" - например, давайте послушаем и посчитаем, сколько раз кукушка прокричала? (сколько раз хлопнула в ладоши). Чтобы нам не ошибиться, мы будем выкладывать листочки, веточки. В результате кукушка прокричала 5 раз, и веточек получилось 5. Считали с детьми звуки проезжающих машин, звон колокола, лай собаки и другие звуки окружающего мира. После таких упражнений дети легко сделали вывод, что считать можно и на слух. А можно ли считать предметы на ощупь. А вы хотите научиться считать пальчиками на ощупь? На протяжении всего проекта я предоставляла право в выборе игр "Кармашки с секретом" или "Чудесный мешочек", внутри которого прятались мячики, камешки, орехи, шишки (Фото 1). Оказалось, большой интерес вызвало у детей то, что считать можно и на ощупь и на слух.
Однажды, наблюдая за стрекозами в клумбе, ребятам стало интересно сколько их? Мы стали считать, но под рукой ничего не оказалось: ни веточек, ни камешков - ребята боялись отойти и спугнуть насекомых. Саша показал прием счета на пальцах. Ребята с увлечением выполнили упражнение и посчитали - всего стрекоз оказалось 4, в результате сделали вывод, что нужно 4 пальчика загнуть.
На прогулочном участке летом детям раскрывается большая возможность для познавательно - исследовательской деятельности. Ребята с удовольствием и интересом рассматривали в бинокль с увеличительными стеклами насекомых и считали, сколько ножек у стрекозы, паучка, богомола (Фото 2). Делали вывод, что у стрекозы и богомола 6 ножек, а у паучка - 8. Работа по подсчету велась в парах, что позволяло детям налаживать субъект-субъектные отношения между сверстниками. Так, путём экспериментирования дети искали ответ на вопрос – сколько шагов понадобиться, чтобы измерить расстояние от домика к дереву, от лавочки до ракеты. В результате у Вани получилось 10 шагов, у Вари -8, а у Даши -6 (Фото 3). В ходе проектной деятельности воспитанники самостоятельно выбирали место, время и материал для измерения, а так же партнёра для экспериментирования.
Приобщение детей к математике в игровой и занимательной форме поможет быстрее и легче усвоить числа и цифры, закрепить счет. В гости приходили игровые персонажи - цифры. Каждая цифра несколько дней гостила у ребят в группе, присутствовала на прогулке. Персонажи рассказывали о себе в стихах, предлагали детям поиграть в новые дидактические игры, вместе разучивали пальчиковые игры, познакомили детей с математическими считалками. В дальнейшей работе вниманию детей была представлена презентация "Загадочные цифры", подготовленная мамой Виолетты. Взрослый читал загадку детям, а на слайде появлялась отгадка - цифра. В работе с дошкольниками так важно применение математических праздников и развлечений, поэтому каждую неделю проходили развлечения по теме недели, где ребята отгадывали загадки про цифры, выполняли познавательные упражнения, логические задания. Встреча с каждой цифрой была запоминающейся для детей. Они подбирали цифрам свой наряд из геометрических фигур, рисовали узоры, лепили их, раскрашивали книжки- раскраски с цифрами (Фото 4, 5). В дальнейшей работе по проекту дети с удовольствием занимались шнуровкой, использовали игру "Математический планшет". Искали в окружающем мире предметы, похожие на цифры, играли в игру "Чего может быть по два", «На что похожи».
В утренний прием детей очень эффективно отрабатывать навыки порядкового счета: первая пришла в детский сад сегодня Варя, второй – Ваня, третий – Саша и т. д.
Читая знакомые и любимые русские народные сказки: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок», «Репка», в которых встречаются числительные, я предлагала ребятам отложить столько же счетных палочек, магнитов на доске, сколько в сказке было героев. Дома родители с детьми совместно изготовили книжки- малышки по этим сказкам для закрепления соотношения количество с цифрой.
Элементы кукольного театра вносят разнообразие и повышают интерес к формированию элементарных математических представлений. С помощью героев сказок "Репка", "Теремок" детей смогли найти свои места, закрепили порядковый счет и активизировали в речи порядковые числительные.
На уличной площадке, где дети проводят в летнее время больше времени, создали математический уголок. Там разместили различные игровые пособия, дидактические игры по теме проекта.
Незаменимые помощники воспитателей – родители. С начала работы родители активно принимали участие в проекте. Родители обсуждали информацию по теме проекта, размещённую в информационном уголке или изготовленную в форме листовок "Математические считалки - учите вместе с нами", буклетов "Учимся считать", «Весёлый счёт». Дома в семье родители выполняли различные творческие, познавательные задания и упражнения для с ребенком, предложенные в индивидуальных беседах. Непосредственно рукам родителей были изготовлены новые атрибуты развивающей пространственной среды - книжки - малышки "Веселый счет" (Фото 6,7, "Загадки про цифры" (Фото 8, 9, "Математические сказки", коврик "А ну - ка, сосчитай-ка"(Фото 10, 11).
Заключительный этап любого проекта – рефлексия и презентация полученных в ходе внедрения проекта знаний. По окончанию проекта был проведен итоговый праздник «Путешествие в страну веселых цифр» - важным моментом является то, что в ходе праздника дети продемонстрировали полученные знания и умения, а воспитанник Саша с мамой Еленой Николаевной показали увлекательную презентацию "Веселый счет". Проведение этого мероприятия показало, что дети-участники проекта закрепили навыки счёта, у них повысилась мотивация к познавательным действиям, так как ребята узнали для чего считать и как применить полученные знания на практике, а так же дети смогли выступить в роли оратора, презентуя полученные знания.
Ожидаемые и полученные результаты.
По наблюдениям педагогов и родителей воспитанников, по окончанию проектной деятельности, у воспитанников группы повысился познавательный интерес к занятиям математического содержания. В результате реализации проекта 70% детей запомнили цифры и осознанно применяют навыки счете до 5 и дальше. 80% детей узнают цифры, правильно выстраивают их в числовой ряд. Большинство детей активно используют счет на слух и на ощупь. У 10% детей еще не получается правильно называть количественные и порядковые числительные, но остальные (90%) дошкольники показали хорошие знания. Дети демонстрируют умение с помощью счета определять количество предметов, соотносить его с цифрой и подводить итог счёта.
По наблюдениям педагогов, в течение всей работы по проекту дети демонстрировали заинтересованность в подсчете предметов в игре, в разговоре, на прогулке, в сюжетно-ролевых играх, во время дежурства по столовой, при раскладывании материала для продуктивной деятельности, при проговаривании считалок, при выборе водящего в играх, при проигрывании сказок, в итоговых развлечениях
Родители с интересом и увлечением принимали участие в образовательном проекте. Как показало итоговое анкетирование, у родителей повысились знания в вопросах математического образования детей. Родители согласны с мнением, что нужно не просто научить ребенка автоматически считать, а важно осознанно правильно пересчитывать предметы и соотносить число с количеством.
В качестве методического сопровождения была разработана систему мероприятий, которая включает в себя разнообразные игры и познавательно
-исследовательские упражнения, направленные на развитие математических представлений дошкольников, обогатилась развивающая предметно-пространственная среда группы и прогулочного участка наглядными пособиями, дидактическими играми