Наталия Чистова
Проект по исследовательской работе «Мы — исследователи. Почва, глина, песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
К шести летнему возрасту заметно возрастают возможность инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Публикация «Проект по исследовательской работе „Мы — исследователи, Почва, глина, песок“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Глина. Проекты для детей
- Исследовательская деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Почва. Исследуем почву
- Почва. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность, а особый интерес представляет детское экспериментирование с компонентами неживой природы, так как именно эксперименты составляют основу всякого знания, потому что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.
Экспериментирование в дошкольном возрасте является тем методом обучения, который позволяет малышу моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях при решении проблемных ситуаций; совершенствовать умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск их решения, делать выводы и аргументировать их, видеть и понимать взаимосвязи и взаимозависимости окружающего мира.
Поэтому очень важно познакомить детей с почвой, свойствами песка и глины таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им, добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.
Предмет исследования : выяснить, чем отличается песок от глины, их взаимосвязь в природе.
Тип проекта : исследовательский, познавательно — творческий.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта : средней продолжительности, 1 месяц с 1 апреля по 29 апреля.
Цель: Познакомить детей с такими компонентами неживой природы, как почва, песок и глина и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей со свойствами почвы, глины, песка.
2. Формировать у детей представление о неживой природе, о значении почвы,
глины, песка в природе и в жизни человека.
3. Формировать навыки проведения лабораторных опытов.
4. Обогащать словарный запас новыми понятиями: сыпучий, пластичный,
рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная.
5. Закрепить правила безопасности при работе в лаборатории.
Развивающие:
1. Развивать умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать
выводы.
2. Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе
взаимосвязей: строение, функционирование, назначение.
3. Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в
ходе экспериментирования.
4. Систематизировать элементарные знания о свойствах почвы;
свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду);
использование человеком песка (строительство, песочные часы,
глины (вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду); о глине
как (производство посуды, игрушек, строительство).
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы,,
2. Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
доводить начатое дело до конца,
3. Прививать любовь к природе.
Методы в работе :
Наглядные методы: показ опытов и экспериментов, рассматривание почвы, песка и глины.
Словесные методы: загадывание загадок, вопросы к детям, пояснения, беседы.
Практические методы: экспериментирование – элементарные опыты, решение проблемных ситуаций, рисование на песке, лепка из глины.
Игровые методы: дидактические игры, игровые ситуации, игры – путешествия, сюжетно – ролевые игры.
Материалы и оборудование: наборы для экспериментирования на каждого ребенка.
Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:
1. Повышения интереса к исследовательской, экспериментальной деятельности.
2. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
3. Чёткое выполнение поставленной задачи.
4. Повышение уровня мотивации к занятиям.
Предварительная работа :
Совместная деятельность с детьми:
наблюдения на прогулке за почвой, песком, глиной;
раскопка земли (нахождение в земле дождевого червя);
организация огорода на окне;
труд в уголке природы и на участке;
создание альбома по теме.
Самостоятельная деятельность детей:
дидактические игры («Четвертый лишний», «Откуда горсть земли?», «Ответь на вопрос и найди пару»);
проведение опытов в лаборатории «Хочу все знать»;
просмотр книг, иллюстраций о песке, глине, почве и ее обитателях.
1. Совместная деятельность с родителями.
2. Анкетирование родителей. 3. Консультации: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома». «Песочная терапия – один из методов арттерапии» «Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста» «Во саду ли, в огороде.» 4. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в детском саду (в группе) 5. Наглядная информация. 6. Обмен опытом.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
Создание необходимых условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности. Воспитанники имеют представления об окружающем мире, развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам. Развитие эмоционально — ценностного отношения воспитанников к природе. Заинтересовать родителей в экспериментально — поисковой деятельности своих детей.
Дети должны уметь:
1. Самостоятельно определять что почва — это верхний, плодородный слой,
2. Уметь называть состав и свойства почвы : значения почвы для роста растений, для жизни людей.
3. Уметь самостоятельно проводить эксперименты, опыты; делать выводы, обобщения.
4. Уметь самостоятельно определять свойства песка и его состав.
5. Уметь самостоятельно организовывать разнообразные игры с песком.
6. Применять знания об использовании песка в деятельности человека.
7. Уметь самостоятельно устанавливать причинно — следственные связи на основе экспериментов и делать выводы.
8. Дети имеют представление о том, что песок – полезное ископаемое.
9. Уметь самостоятельно определять свойства глины (твёрдая в сухом состоянии, пластичная и мягкая — во влажном).
10. Применять знания об использовании глины человеком.
11. Уметь самостоятельно применять знания и приёмы лепки, знания элементов дымковской росписи.
Этапы работы
I этап – подготовительный:
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
Создание развивающей среды: подготовка оборудования и материалов (песок, глина, почва, лупы, трубочки, ложечки).
Развитие познавательной активности детей и поддержание интереса к экспериментальной деятельности.
Изучение уровня знаний детей по теме. Определить знания детей по теме «что такое почва, песок, глина?»
Подбор наглядно – исследовательского материала, литературного и иллюстрированного материала;
Разработка конспектов занятий, составление плана работы с детьми в разных видах деятельности, взаимодействие с родителями; разработка содержания проекта.
II этап – основной:
дата
Работа с детьми
Работа с родителями
Совершенствование предметно — развивающей среды
01.04.16
Стихи о почве
Анкетирование для родителей.
«Организация развивающей
среды в семье».
«Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста».
«Во саду ли, в огороде.»
Мастер — класс «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка».
Рассматривание альбома, иллюстраций, книг, открыток по теме: «Почва, песок, глина»
Пробуждать интерес к окружающему миру. Дать детям элементарные знания и представление о почве.
Совместная деятельность с детьми. Зарисовка опытов и наблюдений. Помочь детям узнать состав почвы. Развивать умение сравнивать, делать выводы.
Познакомить детей с техникой рисование песком. Опыты на закрепление свойств сухой глины и песка.
Познакомить детей с созданием игрушек из глины. Использование различных свойств веществ для игр конструктивной деятельности, труда.
Конкурс на лучшую песочную постройку, сооружение по сюжету (что строят, для чего, по прочности, включении в постройку бросового материала.
Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого песка.
Развивать интерес к объектам неживой природы: почве, песку.
Создание «песчаных картин». На фанерку насыпается тонким слоем песок, тонким слоем распределив его по всей поверхности. Пальцем прорисовывается изображение.
Рассматривание альбома, иллюстраций, книг, открыток по теме: «Почва, песок, глина».
04.04.16
Беседа «Кладовая Земли».
05.04.16
Исследовательская деятельность : по изучению почвы «Свойства почвы»
06.04.16
Дидактическая игра «Что у нас под ногами?»
07.04.16
Практическая деятельность: опыты с почвой
08.04.16
Огород на окне. Посадка семян на рассаду.
11.04.16
Стихи о песке
12.04.16
Беседа «Кто живет в песке?»
13.04.16
Игры – эксперименты:
«Песчаные бури», «Сыпучий песок».
14.04.16
Наблюдение: «Песок после дождя и в сухую погоду».
15.04.16
Игра «Следы на песке».
18.04.16
Беседа: «Песок и глина в природе».
19.04.16
Практическая деятельность: «Свойства мокрого песка».
20.04.16
Рисование «Рисуем песком».
21.04.16
Игра "Путешествие в зеркально – песочное царство".
22.04.16
Стихи о глине
25.04.16
Беседа: «Где используют песок и глину».
26.04.16
Практическая деятельность:
«Как песок или глина дружат с водой»
27.04.16
Дидактическая игра "Ящик ощущений".
28.04.16
Лепка из глины посуда, игрушки.
29.04.16
Моделирование из песка и глины.
III этап - Заключительный этап
Подведение итогов работы над проектом; закрепление знаний о свойствах почвы, песка и глины. анкетирование родителей, мастер – класс для родителей по лепке «Глиняная игрушка», презентация проекта для педагогов, (делимся опытом работы).
Консультации для родителей на тему:
«Песочная терапия – один из методов арттерапии».
«Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста».
«Во саду ли, в огороде.»
Мастер — класс «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка».
Рассматривание альбома, иллюстраций, книг, открыток по теме: «Почва, песок, глина».
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «Почва, глина, песок»
Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
Формирование у школьников представления о характерных свойствах песка и глины и их значении в жизни человека.
Закрепить знания детей о свойствах почвы, песка и глины.
Закрепить у детей знания о значении почвы, песка, глины в жизни человека.
Закрепить знания о свойствах песка и глины : сыпучесть, вязкость, водопроницаемость.
Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой; закрепить умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение.
Развивать связную речь детей. Активизировать словарь. Совершенствовать навыки диалогической речи.
Развивать любознательность, способствовать формированию навыков коммуникативного поведения.
Материалы и оборудование: наборы для экспериментирования на каждого ребенка, презентация, проектор, ноутбук.
Ход занятия
- Сегодня наше занятие пройдет в лаборатории «Хочу все знать». Войти в лабораторию можно только в специальной одежде. Оденьте фартуки и головные уборы
Воспитатель одевается Профессором.
- Здравствуйте, меня зовут Профессор Наталия Владимировна. Я рада видеть вас в своей лаборатории «Хочу все знать».
Дети оделись и читают стихотворение.
Мы теперь не просто дети,
Мы – исследователи. Вероника
Мы узнаем все на свете.
Досконально о предмете: Глеб
«Что? Когда? И как растет?
Сколько раз в году цветет? Настя
Почему в ночи сверкает?
Отчего в воде не тает? Максим
Отгадаем мы секрет
И на все найдем ответ. Вместе.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: - Послушайте мою загадку:
Она обитаема,
Покрыта водой,
Богат и насыщен,
Мир ее живой! (Земля)
Воспитатель: - Правильно, ребята это Земля. У слова земля есть много значений. А какие вы знаете значения слова земля.
Дети: Земля – это наша планета,
в землю мы сажаем растения,
землей называют материк, остров.
Воспитатель: - Мы с вами сегодня будем разговаривать о земле, в которую можно что-то посадить, которую мы чувствуем своими ногами, когда по ней ходим, а по-другому называем ее почва. И, мне кажется, что вы тоже что-то знаете о почве.
Дети читают стихотворение.
Почвою не вся земля зовется,
Только верхний плодородный слой,
Только в нем, когда пригреет солнце,
Прорастают семена весной.
Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, зачем нужна земля или почва?
Игра «Четвертый лишний»
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
- Для того что бы наши опыты прошли успешно, надо вспомнить правила поведения в лаборатории.
слушать внимательно;
громко не разговаривать,
работать только на своем рабочем месте,
не мешать друг другу;
выполнять задания по команде.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Всё, что только захотим,
Мы из глины смастерим. – Хлопки в ладоши.
Паша лепит колобок, - имитация лепки.
А Алена теремок - сделать «крышу» из рук.
Вика лепит разных рыб, - имитация движения рыб.
Ну а Женя – белый гриб - сжать одну руку в кулак и
накрыть ладошкой второй.
Опыт №1 Как вы думаете, в почве есть воздух?. Да — нет, поведем эксперимент.
Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Что с ним стало? Какой вывод можно сделать исходя из опыта?
Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух, им дышат многие животные подземного мира
А как вы думаете из чего состоит почва? Проведем эксперимент.
Опыт №2. Состав почвы.
Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана оседает песок, сверху вода помутнела из – за глины, а на поверхности плавают, корешки растений – это и есть перегной.
Вывод: Почва в своё м составе имеет: перегной, песок, глину.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Руки за спину.)
Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)
И легко-легко подышим. (Глубокий вдох — выдох.)
Игра «Назови скорей»
Дети встают в круг. У педагога мяч, он бросает его ребенку и задает вопрос. Ребенок бросает мяч обратно и отвечает на вопрос:
Какое сейчас время года?
Какой сегодня день недели?
Какой день недели наступает после воскресенья?
Сколько дней в недели?
Сколько месяцев в году?
Назовите соседей среды.
Воспитатель: - Нас ждут новые открытия, давайте возвратимся в лабораторию.
А теперь, посмотрите на экран, и сейчас Василиса прочитает нам загадку.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Воспитатель: - Максим прочитает следующую загадку.
Если встретишь на дороге -
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (Глина)
Опыт № 3. Что лучше пропускает воду – песок или глина.
Возьмите стакан с песком и глиной. В стакан вставьте воронку. В воронку поместите фильтр. Сегодня фильтром будет – ватный диск. На фильтр воронки положите влажный песок и влажную глину. Пронаблюдайте, в каком стакане раньше появятся капли воды.
Вывод: Вода в стакане с песком собирается быстрее. Глина пропускает воду хуже.
Опыт № 4. форма песка и глины
Возьмем сырой песок и мокрую глину, придадим форму шарика. Понаблюдаем, пока немного подсохнет. Давайте определим, что лучше сохраняет форму: песок или глина?
Вывод: Сырой глине можно придать форму, это мягкий материал. Глина легко мнётся, продавливается. После высыхания хорошо сохраняет форму. Песок плохо сохраняет форму, при надавливании шарик из песка рассыпается.
Воспитатель: - Где и как люди могут использовать песок и глину?
ИТОГ
Воспитатель: - Моя лаборатория сегодня закрывается. Мы с вами сегодня провели много опытов с почвой, песком, глиной. А в следующий раз в нашей лаборатории мы будем исследовать воздух. Возвращаемся в группу.
Приложения
Исследовательская деятельность.
Опыты с почвой.
ОПЫТ 1:
В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира. Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?
Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.
ОПЫТ 2. Состав почвы.
Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из — за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.
Вывод: Почва состоит из : перегноя, песка, глины.
ОПЫТ 3. В почве есть вода, потому и растут растения.
Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы. Посуда с почвой накрытая пакетом, ставится на подоконник. Через некоторое время на пакете появляются капельки воды, испарившиеся из почвы.
Вывод: В почве есть вода.
ОПЫТ 4. Влияние состава почвы на жизнь растений.
Посадка лука в посуду с песком и в посуду с почвой. Наблюдение за ростом лука в течение недели.
Вывод: В почве лук растет быстрее, в ней содержатся необходимые для роста вода, воздух и питательные вещества.
Опыты с песком и глиной
ОПЫТ 1
Знакомство детей со свойствами песка и глины. Песок – сыпучий, легко высыпается. Глина комочками, ее нельзя так легко высыпать, как песок. Песок, в отличие от глины, рыхлый.
ОПЫТ 2
С помощью лупы дети внимательно рассматривают, из чего состоит песок (из зернышек — песчинок). Затем дети рассматривают комочек глины.
ОПЫТ 3
Познакомить с особым свойством глины - не пропускать воду.
Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.
ОПЫТ 4
Познакомиться свойством глины, как хрупкость.
Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.
ОПЫТ 4
Отличие сырой глины от сухой.
Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, так как ее частички связаны друг с другом, цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.
Литература:
1. Дыбина О. В. Неизведанное – рядом. М. : Творческий центр, 2001
2. Большая книга увлекательных занятий для детей. М. : Росмэн, 2010 г.
3. Мартынова Е. Н. ,Сучкова Н. М., Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет. Волгоград: Издательство Учитель, 2012г.