Ирина Николаевна Матвеева
Экологический исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Живые семена»
▼ Скачать + Заказать документы
По доминирующей деятельности: исследовательский, практико-ориентированный.
По количеству участников: групповой, среди детей одной возрастной группы.
По продолжительности: долгосрочный, (I этап: март – октябрь 2013 «Овощные культуры и злаковые», II этап: ноябрь2013 – февраль2014 «Деревья и кустарники», III.этап: март-май 2016 «Цветы»).
Заявитель: дети дошкольной группы МБОУ СОШ №1 г. Кедрового Томской области.
Автор проекта: воспитатель дошкольной группы Матвеева Ирина Николаевна
2016 год
Информация об организации (учреждении)
Публикация «Экологический исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста „Живые семена“» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Посадка и выращивание растений
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Экологический исследовательский проект «Живые семена».
Организация – исполнитель: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ №1 г. Кедрового.
Описание проекта:
В рамках проекта дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно–следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т. д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.
Адрес: Томская область, г. Кедровый, СОШ №1. I мкр. д 61
ФИО руководителя проекта: Матвеева И. Н.
Должность: воспитатель подготовительной к школе группы.
ФИО руководителя МБОУ СОШ №1 г. Кедрового: Чернова О. Н.
Продолжительность проекта: 3 месяца.
Дата начала реализации проекта: Март 2016 г.
Дата окончания проекта: Май 2016 г.
Пояснительная записка
Одной из приоритетных задач отечественной образовательной политики является экологическое образование детей и молодежи. Молодое поколение должно понимать, что сохраняя природное многообразие, они сохраняют будущее для себя.
Дошкольник в совместной деятельности с педагогами и родителями готов воспринимать экологические задачи, а с помощью проектной деятельности мы можем научить его искать пути решения (реализации) этих задач.
Проблема, на решение которой направлен проект:
Дети имеют частичные или не имеют представлений вовсе о последовательности роста растений плодовых культур (о стадиях роста, о правилах ухода за рассадой). Рисунки на тему «Витамины выросли на грядках» наглядно показали слабое представление многих детей о росте, развитии и плодоношении овощных культур.
Актуальность проекта:
В рамках проекта дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно–следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т. д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.
Методика модели «трех вопросов».
1. Что мы знаем? Что растения образуются из семян, что в плодах содержатся семена (диагностика знаний детей на начало проекта).
2. Что мы хотим узнать? Почему из одних семян получаются овощи, а из других – например, злаки, пшеница. Почему одни растения можно вырастить на грядке под открытым небом, а другие только в теплице или дома?
3. Как нам найти ответы на вопросы? Этапы работы над проектом:
Организационный этап: сбор информации, подбор наглядного и практического материала.
Плановый этап: планирование практической и теоретической деятельности.
Практический этап: реализация плана.
Заключительный (итоговый) этап: итоговое занятие, продукты проекта – гербарии.
4. Что мы узнали? Диагностика знаний детей на конец проекта (лист-опросник, индивидуальная контрольная карта достижений воспитанника, система оценки результатов).
Цель: Побуждать дошкольников исследовать процесс выращивания растений от семя до плодов. Через наблюдение, эксперимент, анализ, подготовку сообщений об одной из овощных культур.
Задачи
Образовательная. Знакомить детей с особенностями культивирования разных растительных культур
Ожидаемые результаты
Дети способны рассказывать о ходе проекта и особенностях выращивания разных овощных культур
Задачи
Развивающая. Способствовать развитию понимания причинно-следственных связей, возникающих при уходе за растениями
Ожидаемые результаты
Дети рассуждают, отвечая на вопрос «Что сначала, что потом?»
Задачи
Воспитательная. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться результата своего труда
Ожидаемые результаты
Дети проявляют настойчивость в достижении своей цели
Результат
Продукт
1. Дети, опираясь на заметки в своем дневнике, могут рассказать о ходе проекта.
2. Дети познакомились с полным курсом выращивания цветов от семечки до бутона.
3. Весь ход проекта от планирования до результата, прописан в методических разработках и рекомендациях для передачи опыта.
4. Дети оставляют память о себе и своей группе в виде гербария.
5. Выставка творческих работ детей и родителей.
-Дневник наблюдения
-Оформление клумбы цветов
-Методические разработки
-Портфолио проекта (фотоматериалы, творческие работы)
-Методические рекомендации для педагогов и родителей
-Создание гербария как учебного материала на занятиях и вне занятий.
Условия реализации.
Экологический исследовательский проект "Живые семена" задуман в качестве дополнительной меры экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Реализация проекта планируется в период март - май 2016 г.
В рамках данного проекта предусмотрены следующие мероприятия:
- консультация для родителей в виде письменного обращения, где родители получают инструкцию по подготовке презентации мини-исследования о выбранном растении.
- пространство группы, на время проекта, пополняется такими зонами, как мини-музей, опытно-экспериментальная зона, подборкой литературы о растениях.
- за время проекта собирается тематическая папка (папка-гербарий, состоящая из страниц, которые готовили дети вместе с родителями. Таким образом, собранная коллекция папок используется в дальнейшем как учебный материал.
- на итоговом занятии подводим итоги по проекту и дети представляют перед всей группой свои мини-проекты об одном из растений.
Этапы работы над проектом
Содержание
I.Подготовительный
1. Сбор и систематизация информации по теме.
2. Разработка обоснования проекта.
Дата
Март I – II неделя
Необходимое
Методическая литература, разработки по валеологии.
Цель
Оценить и систематизировать объем информации для дошкольников. Обозначить проблему, на решение которой направлен проект.
Содержание
I. Плановый
1. Постановка цели и задач для решения обозначенной проблемы.
2. Разработка цикла игровых занятий и мероприятий.
Дата
Март III – IV неделя
Цель
Обозначить объем предстоящей работы по проекту.
Содержание
II.Организационный
1. Проведение консультаций для родителей.
2. Подбор игрового, информационного, наглядного, опытного материалов.
Дата
Апрель II – III неделя
Необходимое
разработка консультации «Живые семена. Цветы»
Цель
Обеспечить реализацию проекта.
Содержание
II. Рабочий
1. Проведение занятий и мероприятий по плану
Дата
Апрель-Май
Необходимое
Фотоаппарат или видеокамера.
Цель
Осуществление плана проекта.
Содержание
III. Завершающий
1. Самооценка качества проведенных занятий и мероприятий.
Дата
Май
Необходимое
-фото и видео материалы.
-отзывы родителей.
Цель
Составление полного анализа реализации проекта.
Ресурсы и источники
Категория ресурса
Человеческие:
Воспитанники подготовительной к школе группы и их родители. Воспитатель группы.
Материальные:
Игрушка- Чипполино, мультфильм о приключениях Чиполино, книга, фотоматериалы (фотоаппарат, картинки предметные, сюжетные.
Инструменты для ухода за растениями, мелкие игрушки для оформления опытно-экспериментальной зоны «Огород» и мини-музея, луппы, карточки с поверхностью резной фактуры, продукты (натуральные и ненатуральные);
Карточки с изображением мимики человека, предметы личной гигиены.
Информационные:
Специальная литература, художественная литература, Интернет. Детская энциклопедия о растительном мире, журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», КРАСНАЯ КНИГА.
Источники получения:
Собственные ресурсы
Система оценки результатов
Критерий №1
- даёт простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, трава, цветы, ягоды, овощи, фрукты и т. д). Обосновывает свой ответ.
Показатели в баллах:
2
Критерий №2
- знает и применяет на практике правила посадки и ухода за растениями
- правила знает частично и отчасти применяет их на практике
- правила не знает и не применяет
Показатели в баллах:
2
1
0
Критерий №3
- называет растительную культуру и находит их семена
- называет, но не всегда определяет их семена
- не называет и не определяет семена
Показатели в баллах:
2
1
0
Критерий №4
- может объяснить полезное значение растительной культуры для организма.
- не может объяснить важность употребления той или иной растительной культуры, но с удовольствием употребляет ее в пищу
- не проявляет интереса к растительному миру
Показатели в баллах:
2
1
0
Критерий №5
- имеет представление о способах сохранения урожая (консервация, сушка, заморозка и т. д.)
- Не имеет представления о способах сожранения урожая, но с удовольствием употребляет в пищу
- Не проявляет интереса к прцессу получения и сохранения урожая.
Показатели в баллах:
2
1
0
Критерий №6
- проявляет бережливое отношение к предметам живой и неживой природы.
- проявляет бережливое отношение только к личным вещам
- не проявляет бережливости ни к чему, что бы его ни окружало
Показатели в баллах:
2
1
0
Критерий №7
- знает правила общения с животным миром
- не задумывается о правилах
Показатели в баллах:
2
0
Критерий №8
- знает о полезных свойствах солнца, свежего воздуха и чистой воды
- не задумывается об их полезных свойствах
Показатели в баллах:
2
0
Критерий №9
- способен отделять полезные продукты от вредных
- не способен
Показатели в баллах:
2
0
План – график реализации проекта
Дата проведения и место в режимных моментах
12.02.2013
II п/д
Практическая работа
Совместная работа педагога с детьми
Посадка зелени и лука-репки
Свободная творческая деятельность
Полив рассады
Цель и предполагаемый результат
Создать экспериментально-исследовательскую зону «Огород»
Дата проведения и место в режимных моментах
14.02.2013
I п/д
НОД по ознакомлению с окружающим «Живые семена»
Совместная работа педагога с детьми
Игра, театрализация, слайдовая презентация, ситуативная беседа, лепка
Свободная творческая деятельность
Наблюдение за ростом растений в «Огороде»
Цель и предполагаемый результат
Введение детей в тему «Живые семена»
Дата проведения и место в режимных моментах
II п/д
Беседа «Корнеплоды и плоды»
Совместная работа педагога с детьми
Рассказ воспитателя, слайдовая презентация, игра-театрализация
Свободная творческая деятельность
Рассматривание книг о растительном мире
Цель и предполагаемый результат
Расширение кругозора детей в понимании причинно-следственных связей в природе
Дата проведения и место в режимных моментах
II п/д
Введение «Дневника наблюдений»
Совместная работа педагога с детьми
Заполнение страницы №1 дневника: наблюдение за ростом лука
Совместная работа родителей с детьми
Подготовка к выставке «От семян до плодов» (изготовление гербария)
Свободная творческая деятельность
Д/игра «Что сначала, что потом?»
Цель и предполагаемый результат
Учить фиксировать результаты наблюдений
Дата проведения и место в режимных моментах
II п/д
Беседа «От семян до плодов»
Совместная работа педагога с детьми
Работа в Дневнике. Зарисовки на стр. 2
Свободная творческая деятельность
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»
Цель и предполагаемый результат
Закреплять знания об овощах
Дата проведения и место в режимных моментах
15.03.2013
II п/д
«Семена цветов»
Совместная работа педагога с детьми
Посадка семян цветов на рассаду
Свободная творческая деятельность
Полив рассады
Цель и предполагаемый результат
Сравнить семена овощей и цветов. Ответить на вопрос «Можно ли определить по внешнему виду, что из них вырастет?»
Дата проведения и место в режимных моментах
18.03.2013
I п/д
НОД окружающий мир
Совместная работа педагога с детьми
«Растения – легкие земли» (слайдовая презентация)
Цель и предполагаемый результат
Воспитывать экологическое сознание дошкольников
Дата проведения и место в режимных моментах
II п/д
Работа в мини-музее
Совместная работа педагога с детьми
Работа в дневниках наблюдений, стр №1
Свободная творческая деятельность
Рассматривание экспонатов мини-музея, изменений в зоне «Огород»
Цель и предполагаемый результат
Фиксация результатов наблюдения
Дата проведения и место в режимных моментах
19.03.2013
НОД (развитие речи)
Совместная работа педагога с детьми
«Плоды и семена» Викторина
Совместная работа родителей с детьми
Подготовка к выставке: изготовление гербария овощных культур
Свободная творческая деятельность
С/р игра «Продуктовый магазин»
Цель и предполагаемый результат
Закрепление полученных знаний
Дата проведения и место в режимных моментах
Работа в зоне «Огород»
Совместная работа педагога с детьми
Наблюдение за ростом и развитием цветов и зелени
Свободная творческая деятельность
Полив рассады, прополка, рыхление
Цель и предполагаемый результат
Воспитывать желание проявлять заботу к живой природе
Дата проведения и место в режимных моментах
Игровая деятельность
Свободная творческая деятельность
Игра-драматизация по сказке Дж. Радари «Приключения Чиполино»
Цель и предполагаемый результат
Развивать артистизм, коммуникативные способности
Дата проведения и место в режимных моментах
Работа в дневниках наблюдений
Совместная работа педагога с детьми
Заполнение страниц дневника
Цель и предполагаемый результат
Фиксация результатов наблюдения
Дата проведения и место в режимных моментах
19.04.2013
НОД приуроченное ко всемирному дню Земли
Совместная работа педагога с детьми
«Земля – наш общий дом»
Совместная работа родителей с детьми
Подготовка детей (заучивание стихов о Земле, природе и человеке)
Свободная творческая деятельность
Изготовление атрибутов и реквизита к занятию
Цель и предполагаемый результат
Обобщить знания детей экологического характера. Воспитывать бережное отношение к природе
Дата проведения и место в режимных моментах
Май
Совместная работа педагога с детьми
Наблюдения в природе за изменениями климатических условий для высадки цветов в клумбы
Свободная творческая деятельность
Высадка рассады цветов в клумбы
Цель и предполагаемый результат
Отметить погодные явления и определить возможность высадки рассады в клумбу
Дата проведения и место в режимных моментах
Работа в дневниках наблюдений
Совместная работа родителей с детьми
Задание на время летних каникул: сделать по несколько фотографий о том, как дети помогают на огороде сажать, ухаживать и собирать урожай
Дата проведения и место в режимных моментах
Сентябрь
Беседа
Совместная работа педагога с детьми
Повторение темы «Живые семена»
Цель и предполагаемый результат
Закрепление знаний и проверка знаний, умений и навыков
Совместная работа педагога с детьми
Организация выставки «Веселый урожай»
Совместная работа родителей с детьми
Подготовка к выставке (оформление плодов овощных культур, выращенных на собственной грядке)
Свободная творческая деятельность
Оформление выставки совместно педагогом и детьми
Цель и предполагаемый результат
Демонстрация результатов работы
Дата проведения и место в режимных моментах
Октябрь
«Чудеса осени»
Совместная работа педагога с детьми
Осенний праздник
Дата проведения и место в режимных моментах
25.01.2013
«Веселый урожай»
Совместная работа педагога с детьми
Итоговое занятие по проекту
Цель и предполагаемый результат
Подвести итог знаниям, полученным детьми в процессе реализации экологического исследовательского проекта «Живые семена»
Используемая литература
1. Каука Р. Медвежонок Миша. Открываем мир: Пособие для игрового дошкольного обучения. /Пер. с нем. М. В. Медведевой. – М. : ЭКСМО, 1996г.
2. Волчкова В. Н. Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г.
3. Аспиз М. Е. Разные секреты/Худ. А. Панин. – Дет. Лит., 1988г.
4. Растительный мир в картинках. – М. : Русское энциклопедическое товарищество, 2004г. (серия «Готовимся к школе»)
5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей дет. сада/ С. Н. Николаева. – 6-е издание – М. : Просвещение, 2006г. (Дошкольный мир)