Ирина Матвеева
Исследовательский проект «Эти удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Эти удивительные камни»
Старшая группа «Кораблик»
Воспитатель Матвеева И. И.
2016 г.
Тип проекта : опытно-исследовательский
Участники проекта : дети, воспитатели, родители
По количеству участников: групповой
По продолжительности : долгосрочный (март-май 2016)
Предмет изучения – предметы неживой природы – камни, минералы.
Основные направления проекта :
- познавательно-исследовательское развитие;
- речевое развитие;
Публикация «Исследовательский проект „Эти удивительные камни“» размещена в разделах
-художественно-творческое развитие.
Цель проекта : развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления их со свойствами и особенностями камней.
Задачи проекта :
Обучающие: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами,
особенностями. Формировать умение классифицировать камни по разным признакам. Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.
Развивающие: Развивать познавательно - речевую активность, способности к поисковой и мыслительной деятельности. Развивать умение сравнивать и делать выводы, устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающего мира. Развивать творческие способности детей;
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, чувство взаимопомощи, художественный вкус детей.
Обеспечение проектной деятельности :
Коллекция камней (природных и рукотворных) ,
Лупы
Емкости с водой для опыта «Тонет не тонет»
Молоток, гвозди, деревянный брусок.
Картотека опытов.
Предполагаемый конечный результат:
-повышение познавательной, речевой активности дошкольников;
-формирование умения называть, различать и классифицировать камни по разным признакам (цвет, форма, размер, качество);
-формирование умения свободно пользоваться материалами для опытов с камнями;
- закрепление свойств камней, их особенностей, значение и применение человеком;
-повышение степени участия родителей в жизни группы;
-проявление интереса к изобразительному творчеству: создание рисунков на камнях;
-проявление чувства бережного обращения к неживой природе.
Перед началом своей работы я собрала коллекцию камней природных и рукотворных.
Затем предложила детям просмотреть видеоролик морского берега с множеством камней. Многие дети вспоминали и рассказывали об отдыхе на море, о том,что в память море привозили красивые камешки.
Загадки о камнях :
«Не птица, а летает, в лоб попадет – шишку оставит»
«В сережках у мамы огнем он горит
В пыли на дороге не нужный лежит
Меняет он форму, меняет он цвет
А в стройке годится на тысячу лет
Он может быть мелкий – в ладошке лежать
Тяжелый, большой – одному не поднять»
Педагог: - Молодцы, любите вы загадки. Сейчас я вам предлагаю поговорить о камнях.
Педагог: А где мы можем встретить камушки? (ответы детей)
Педагог: -На первый взгляд камни кажутся серыми и скучными. Но это только на первый взгляд. А стоит к ним присмотреться, и они откроют вам свой удивительный мир. И чем больше вы узнаёте о камнях, тем больше хочется узнать.
Есть детская игрушка калейдоскоп. Сколько не крути калейдоскоп, узор не повторяется и завораживает. Также, наверно, и мир камней. Сколько не приглядывайся к ним, не изучай их, они будут одаривать тебя красотой своих удивительных граней. Занимаются изучением камней геологи.
Камни есть не только в горах, они есть и под землей и под водой. Морские камни очень гладкие, как вы думаете – почему? (ответы детей) – Правильно, вода сглаживает волнами неровности. Под водой камни трутся друг о друга постепенно становятся гладкими.
Из камня строят дома, башни, мосты, строят заборы, укладывают и оформляют клумбы, рисуют на камнях, используют в бане для пара, камни лечат, их нагревают и прикладывают к больному месту, камешки используют в украшениях.
Предлагаю вам сейчас превратиться в начинающих исследователей-экспериментаторов. Согласны? Возьмите камешки в руки и сожмите крепко-крепко – изменил он форму? Сделаем вывод – он твердый, как вы думаете, дерево тверже камня? (ответы-предположения) - А давайте проверим?
Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево, что получилось? (ответы детей). А теперь я попробую вбить гвоздь в камень: гвоздь гнется. Ну что смогла я вбить гвоздь в камень? Какой вывод можно сделать?
- А теперь давайте посмотрим как будут себя вести камешки и деревяшка в воде: перед вами емкость с водой – опустим деревянный брусок и что мы видим? (ответы детей), а теперь опустим камушки – что мы наблюдаем? Камень тонет, почему? Он тяжелее воды, а почему дерево плавает? Оно легче воды. А теперь обратите внимание на камни, которые я достану из воды – какие они – они темнее, они мокрые.
Вот так с помощью опытов мы выяснили свойства камней. А теперь давайте поиграем в игру: «Правильно - неправильно» :
Правило игры: если я говорю правильно, вы поднимаете свой камешек вверх, если неправильно вы стучите камушком по камушку (в паре с соседом) – как будто камушки возмущаются.
- камень тонет в воде
- камень прозрачный, как стекло
- гвоздь нельзя вбить в камень
- мокрый камень и сухой отличаются по цвету
- камень легкий как перышко или вата
- камень хрупкий, как стекло и его можно разбить
- камень можно растянуть как резину
- поверхность морского камушка шершавая
- камень плавает в воде, как дерево
- камень можно порвать как бумагу
Спасибо. Вам понравилась игра – молодцы.
Проводится физминутка:
На прогулку мы пошли,
Камни разные нашли.
По дорожке мы шли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы в горку пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли — разных камешков нашли,
С собой в садик принесли.
Педагог : А как вы думаете, ребята,камни имеют запах?
Дети нюхают камни, говорят,что запаха нет.
Педагог: Сейчас я докажу вам, что камни имеют запах. Предлагает детям взять морские камни-голыши в обе руки и постучать ими друг о друга. Снова нюхают. От камней исходит тяжелый запах. Педагог объясняет,что в морских камнях есть кремний и при ударе камня о камень появляется такой запах. (Ударяю камни друг о друга перед носом каждого ребенка. На фото видно,что некоторые дети закрывают носы от неприятного запаха).
Педагог: - А еще на камне можно рисовать картины. На магнитной доске располагаю варианты росписи на камне. Хотите попробовать себя в роли художников по камню? Дети усаживаются за столы. Я предлагаю детям превратить морские голыши в листья кактуса.
Вот такие кактусы у нас получились.
Не остались в стороне и родители. Дома совместно с детьми родители постарались и проявили свои творческие способности. Получились очень красивые работы. В приемной нашей группы была устроена выставка работ по росписи из камня.
Наша выставка
Вот такой он непростой – простой камень.