Светлана Егорова
Познавательно-исследовательский проект «Огород на участке»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – исследовательский проект
Проект разработали :
Воспитатели средней группы Е. А. Басалаева, С. В. Егорова МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 18 «Теремок»
Проблема:
Дети недостаточно владеют необходимыми знаниями об овощных культурах как экзотических, так и произрастающих в нашем регионе, особенностях их выращивания, уходе за ними, их значении для необходимой жизнедеятельности человека.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Огород на участке“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород на участке
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Оформление детских садов
- Оформление участков и площадок детского сада
- Посадка и выращивание растений
- Прогулка. Хозяйственно-бытовой труд
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность темы проекта :
Влияние окружающего мира на развитие ребенка очень огромно. Знакомство с бесконечными постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием в нашем регионе можно осуществить только в летний период с июня по август, выращивание на территории детского сада различные культуры из семян петрушки, салата, редиса; рассады огурца, помидора, капусты.
Таким образом, деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы, памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучает к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы. Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана! Все это стало основой разработки проекта по построению образовательной деятельности в процессе создания «Огорода на участке».
Цель проекта :
Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников. Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений Сибири.
Задачи:
1. Формировать представления о работах, проводимых в весенний и летний период в саду и огороде.
2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
4. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
5. Учить детей делать выводы на основе наблюдений.
6. Участвовать в посильной практической деятельности.
7. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
8. Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
9. Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.
Проектная идея :
Создать на участке детского сада огород. Получить урожай, выращенных самими дошкольниками.
Принципы:
1. Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
2. Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
3. Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
4. Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
5. Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Сибири.
6. Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
7. Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Для реализации проекта был разработан план :
1. Выбор актуальной темы.
2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
3. Привлечь специалистов для реализации разделов проекта.
4. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.
5. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.
6. Разработка домашних заданий.
7. Итог проекта – овощи, выращенные своими руками на огороде.
Прогнозируемый результат:
- Закрепление и расширение знаний детей о родном крае и культурных огородных растениях Сибири;
- Формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
- Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.
- Расширение связей специалистов в ДОУ.
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, продукт деятельности.
Участники проекта : дети средней группы, родители и педагогический коллектив учреждения.
Сроки реализации проекта : с мая по сентябрь 2015года.
1. Подготовительный этап
С помощью родителей собрали коллекцию семян.
• Подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда.
• Изготовили алгоритмы ухода за растениями.
• Сделали подборку дидактических игр «Слова, что растут в огороде», «Огородная игротека», «Что можно приготовить», «Советы маленькой хозяйке» - алгоритмы приготовления блюд для сюжетно-ролевой игры «Дом».
• Изготовлены муляжи консервированных и свежих овощей.
2. Исследовательский этап
Дети под руководством воспитателей посадили семена: салата, огурца, редиски, тыквы, картофеля, гороха, высадили рассаду капусты, лекарственных растений: мяты, мелиссы.
Были проведены следующие опыты:
- наблюдения за ростом корневой системы лука в воде,
- проращивание семян горчицы через ткань,
- проращивание семян гороха.
Дети наблюдали за ростом растений, вели дневник, где делали зарисовки.
В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.
3. Эстетический этап
• Воспитатели с детьми оформили огород на участке. Вскопали грядки, посеяли семена, поставили таблички с указанием названия культуры и сроком посева.
• Родители изготовили огородное пугало (хозяйку огорода).
• В течение всего летнего периода поливали, пололи сорняки, удобряли, рыхлили почву.
• Обогатили знания детей о быте в нашем регионе и труде деревенских жителей.
4. Заключительный этап
• Коллектив группы (взрослые и дети) собрали урожай огурцов, салата, редиски, тыквы. Дети с большим удовольствием попробовали овощи и зелень, выращенные своими руками.
• Все этапы проекта фотографировались и в результате мы оформили вместе с родителями альбом.
• Была организована выставка детских работ.
• В группе провели развлечение «Весёлый огород», где дети пели песни, отгадывали загадки, играли в русские – народные игры, посвящённые данной теме. Показали: чему они научились за время проекта.
• Родители приняли активное участие в выставке поделок из овощей, фруктов и природного материала.
План работы с родителями
• Провести родительское собрание.
• Предложить родителям собрать коллекцию семян огородных растений распространенных в нашем регионе.
• Задание на лето: сделать «огородный» фоторепортаж о выращенных овощах (прополка, полив, рыхление, консервирование).