Лариса Филимонова
Познавательно-творческий проект «Наш веселый огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Адаптивная школа – детский сад №301»
структурное подразделение дошкольный инклюзивный центр
Проект «Наш веселый огород на окне»
Разработала воспитатель:
Филимонова Л. Н.
Омск 2016
Проект «Наш веселый огород на окне»
Публикация «Познавательно-творческий проект „Наш веселый огород на окне“» размещена в разделах
Тип проекта : исследовательско-творческий: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде творческого продукта.
Продолжительность проекта : среднесрочный: с 22.03 – 27.04. 2016 года.
Создать в группе детского сада огород, вырастив зеленый лук.
Участники проекта : дети, родители и воспитатели.
Проблема:
Дети обладают небольшим запасом знаний о выращивании лука и его полезных свойствах.
Организационная деятельность.
1. Подобрать художественную литературу, иллюстрации, фото, рисунки - материал по данной теме
2. Подобрать материал: контейнеры, луковицы и другие семена овощей для сравнения, и оборудование для опытов и экспериментов детей.
3. Составить перспективный план мероприятий
Девиз проекта
У окошка лук зелёный,
Ярким солнцем освещенный,
Стрелы вытянулись в ряд,
Как солдатиков отряд.
Знают все, что лук полезен,
Витаминами богат,
Но немного горьковат.
В этом лук не виноват.
От природы он такой,
Очень скромный и простой.
Ешьте все зелёный лук,
Он здоровью верный друг!
Пояснительная записка
Проект разработан для детей старшей группы.
Работая над проектом, дети узнают о роли и значении лука в жизни людей, какие витамины и минеральные вещества содержатся в луке, познакомятся с историей возникновения лука.
Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети с воспитателем проводят исследовательский эксперимент, выводы представляют их в виде рисунков в дневниках наблюдений.
Осуществляя проект, воспитатели пользуются различными источниками и способами передачи информации.
Реализация проекта предусматривает постановку проблемы, поиск ее решения через исследования лука и способов его выращивания в домашних условиях.
Актуальность
Многие дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных целях. Но, ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен? При проведении совместной деятельности – посадка лука, все дети проявили желание помочь, посадить самим.
Возникла идея реализовать проект «Наш веселый огород на окне» и предложить детям совместно с родителями посадить лук, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он, при этом учесть, что посадка лука может быть выполнена в самом различном виде.
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Цель: создать грядки на подоконнике.
Задачи:
1. Учить детей ежедневно ухаживать за луком ранней весной в комнатных условиях.
2. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.
3. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой.
4. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда.
Работа с родителями.
1. Предложить родителям приобрести для проведения проекта – землю, луковицы для посадки.
2. Домашнее задание – подобрать пословицы, поговорки и загадки о луке, записать их в дневники наблюдения, просмотр и обсуждение мультфильма «Чиполлино», расширить представление у детей о применении зеленого лука в пищу.
3. Предложить родителям вместе с детьми изготовить поделки, рисунки о луке.
1 ЭТАП – подготовительный.
В группе детского сада мы оформили грядки на подоконнике, родители приобрели семена, землю, принесли луковицы для каждого ребенка. Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке и других овощах, составили огородную игротеку.
2 ЭТАП – исследовательский.
Дети наблюдали за ростом лука, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Проводились занятия, дидактические игры, беседы: «Лук и чеснок», «Лук от семи недуг».
3 ЭТАП – заключительный.
• Проанализировали и обобщили результаты, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
• Оформили выставку поделок «Луковые чудеса».
• Провели дидактические игры: «Что сажают в огороде?», «Подбери пару», «Опиши, я отгадаю», «Съедобное — несъедобное» «Где растет?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?».
Результат.
1. Дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать пользу и красоту зеленого лука.
2. У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы, эксперименты.
План реализации проекта.
Месяц Неделя Игра, беседа, наблюдение Эксперимент Чтение художественной литературы
Март
Апрель 4-я неделя Что где растёт?
Цель: знакомить детей с названием овощей и фруктов; дать детям представление об их классификации Земля.
Занятие- беседа - исследование: Узнаем, какая земля.
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, почва сыпучая.
Материал, оборудование: земля в контейнерах
Опилки. Где быстрее прорастет лук в земле или в опилках.
Рассказывание сказки Д. Родари "Чиполино
1-я неделя «Что лишнее?»
Оформили дневники наблюдений. Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы.
Опытно-экспериментальная деятельность: Посадка лука в землю, в песок, в опилки.
«Строение лука»
2-я неделя «Узнай на ощупь»
Ц. продолжать развивать у детей умение распознавать овощи на ощупь; развивать способность к сравниванию; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.
Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы Вода
Занятие - опыт- эксперимент: Вода и растения
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один поливают регулярно, второй не поливается совсем) Чтение художественной литературы – стихи про лук.
Цель: Познакомить детей с малыми формами фольклора.
3-я неделя «Съедобное — несъедобное»
«Что сажают в огороде?», «Что где растет?».
Цель игры: классификация растений по месту их произрастания.
Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы Солнце
Занятие - опыт - эксперимент: Солнце и лучок.
Цель: Определить роль солнца в жизни лука и других овощей.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один стоит на солнышке, другой - закрыт темной пленкой).
4-я неделя Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы.
«Рисование»
Тема: «Лучок».
Цель: Продолжать развивать умение детей рисовать и закрашивать округлые формы;
проводить линии в разных сочетаниях;
пополнять словарный запас детей;
развивать речь и мышление;
воспитывать отзывчивость и аккуратность. Чтение поговорок о луке.
Цель: Познакомить детей с малыми формами фольклора.
«Опиши, я отгадаю»
Цель: учить классифицировать овощи и фрукты по их признакам.
Беседа «Чем хорош лук?
Цель: узнать полезные свойства лука
Разучивание стихов о луке. Театрализованная игра (сценка о луке). Человек
Занятие - опыт- эксперимент: Человек и лук
Цель: Выявить, насколько луку необходим уход человека.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и луком (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)
Заключительное мероприятие с родителями «Луковые посиделки».
Готовим выступления детей (чтение стихов, сценка «Луковые посиделки, конкурсы и маленькие поделки для родителей).
«Луковые посиделки».
Вед. Мы рады вас приветствовать на наших посиделках. Настало время рассказать, как всё проходило, что мы узнали нового и интересного. Демонстрация слайд –шоу.
Немного из истории лука.
История лука
Лук пожаловал в наши края из Средней Азии. Применяют его не только в качестве обычного овоща, добавляя в супы и салаты, но также и как лекарственное средство вот уже более 4000 лет.
Еще в Древнем Египте лук является священным растением. Форма луковицы напоминала древним людям Луну, в начале его не применяли в пищу «земное подобие луны». Затем люди раскрывали лечебные свойства лука. Рабы и крестьяне при постройке пирамиды Хеопса стали есть лук в огромном количестве, так как он придавал им силы, здоровье. Лук поистине стал божественной пищей.
Несколько интересных фактов о луке
•Потребление репчатого лука на душу населения в России составляет 11 кг в год.
•Сегодня известно около 400 видов лука, немного больше половины из них выращивают в России.
•Репчатый лук получил свое название от внешней схожести с репой.
•Если вы придерживаетесь диеты, не стоит исключать из нее лук. Этот овощ – отличный сжигатель жиров. Существует даже специальная луковая диета, во время которой нужно употреблять луковый суп.
•Самый большой лук в мире весил 6 килограмм и был выращен в Англии.
Лук растение необыкновенное (зеленый лук, лук порей, лук батун, лук слизун, сладкий лук, красный лук).
Все привыкли, что лук – обычное растение, а на самом деле лук является сказочным персонажем в мультфильмах, сказках, например, такой интересный герой сказки Джанни Родари как Чиполлино, луку посвящено много стихотворений, пословиц, поговорок.
Всем настолько полюбился этот замечательный сказочный герой – луковка, что в селе Мячково Коломенского района 28 августа 2009 года был открыт памятник луку. Теперь в самом центре села возвышается фигура весёлого мальчика-луковки, надпись на табличке гласит: «Счастье наше луковое». Необычный памятник луку есть и в Венгрии.
Лук используют в приготовлении пищи и для украшения. Блюда с луком полезны и вкусны (красивые картинки).
Луку даже выделили отдельный праздник – в начале сентября. Этот праздник широко празднуется в поселке Лух Ивановской области.
Лук – это полезное, интересное и необычное огородное растение! Кушайте лук и будьте здоровы!
Посадили лук весёлый
Чтобы вырос он огромный
Ведь наш лук хорош везде
И в лекарстве и в еде
Вверх зелёная стрела
Прямо в луке проросла,
Лук не даст лететь стреле –
Бородой прирос к земле.
Вышла Маша в огород,
В огороде - лук растёт.
Поливаем мы лучок,
Золотой его бочок
Лейка, лейка!
Лей, лей!
Грядка, грядка!
Пей, пей!
Ребята. А кто знает загадки о луке?
Расскажите, что вы знаете о луке и его полезных свойствах (ответы детей). Совершенно верно, лук – это очень полезное растение. В нем содержатся летучие вещества – фитонциды, которые убивают микробов, поэтому так важно есть репчатый лук: он помогает нам справится с простудой и не только.
Скажите, а какие нужны условия, для того чтобы растение выросло (ответы детей?
Сценка «Лук – лучок».
Выскакивает Лучок
Лучок:Я и репчатый, и зелёный, Я и сушеный, и солёный. Как приправа к блюдам
Я полезен людям! Угадали? Я ваш друг — Я простой зелёный лук!
На скамейке сидят Лука Лукич, Бабушка Лукерья
Ведущая
Жили-были в деревне Луковка дедушка Лука Лукич бабушка Лукерья Лукьяновна
И были у них внучата-лучата, весёлые ребята?
ЛукаЛукич: Смотри, Лукерья, мы из сказки попали на луковые посиделки. А где же наши внучата-лучата?
Бабушка Лукерья: Они живут далече, в городе Великие Луки
Раздается стук. Входит Лукашка
Лукашка: Здравствуйте, бабуля. здравствуйте, дедуля.
Лука Лукич, Бабушка Лукерья: А вот и наш любимый внучек Лукашечка пожаловал. Милости просим! Как житьё-бытьё, как здоровьице?
Лукашка (зевая) : Тоска зелёная. Да ещё то грипп, то ангина, то ангина, то грипп. Бабушка Лукерья: Ой-ой-ой! Ну, ничего, здесь у нас лук да баня все исправят. Лук от семи недуг.
Лукашка: Что ты, что ты, бабушка! Я люблю мороженое, пирожное, а от лука только слёзы и запах не очень приятный.
Бабушка Лукерья (ласково) : Горе ты луковое. Бабушка у тебя простая - и еда такая. Запомни рецепт самого вкусного кушанья: кусок ржаного хлеба, стакан молока, головка лука и щепотка соли.
Лукашка:
А почему здесь так много лука?
Бабушка Лукерья
В старинных русских лечебниках-травниках писали: «Во время гриппа нужно развешать в комнате лук. Он очищает воздух и убивает всех микробов. Достаточно в течении трех минут пожевать лук, чтобы убить во рту все микробы..
Дед Лукьян: А еще от луковой шелухи получается замечательная краска для шерсти, холста. Можно луковой шелухой покрасить яйца для праздника «Пасха».
Лукашка: Здорово! А я и не знал, что лук такой полезный овощ. Теперь непременнобуду его есть.
Все уходят. Появляется Лучок
Лучок:
Лук зелёный - объеденье!
Он приправа к блюдам
Ешьте, дети, лук зелё ный:
Он полезен людям.
Витаминов в нём не счесть
- Надо лук зелёный есть!
И головки лука тоже
Нам полезны и пригожи.
Спасибо вам ребята за хорошее исполнение.
А ребята еще знают стихи о луке.
1. Почему от лука плачут? (Маша Д)
Говорят, он очень злой.
Кто же злит его на даче?
Почему же он такой?
Я у бабушки спросила: - Расскажи мне, почему?
И она мне объяснила, Разъяснила что к чему.
Что лучок - полезный овощ,
И никто его не злит.
Он всегда спешит на помощь,
От микробов защитит.
Лук сырой, конечно, горький,
А чеснок ещё горчей.
Но зато помощник стойкий
От простуды для людей.
2. В банку мы воды налили, (Влад К.)
Лук пузатый посадили.
Он на банке, как на троне
В новой зубчатой короне.
Только вот одна беда –
Очень мокнет борода.
3. Я - лук, я — Чипполино, (Даня Х.)
Веселый, озорной.
Простуды и ангины
Не справятся со мной.
4. На Букву «Л» тут зреет Лук, (Ильяс)
Он для здоровья лучший друг.
Хоть Лук порой до слёз доводит,
Но со стола у нас не сходит.
В салат порежем мы лучок,
Иди, сорви скорей пучок.
А сейчас ребята и уважаемые взрослые настала пора поиграть.
Я предлагаю вам разделиться на две команды. У каждой команды, конечно, должно быть название. Придумайте его и представьте свою команду.
Первое задание – разминка.
Пословицы про лук появились в устной народной речи давно.
Я буду говорить начало пословицы – вы её продолжение.
• Лук с чесноком …. (родные братья).
• Лук – добро и в бою и …. (во щах) (имеется в виду, что лук – это еще и метательное оружие, стрельба стрелами) .
• Лук семь недугов (лечит).
• Кто ест лук, того бог избавит вечных мук.
• Лук во щах …. так и голод прощай.
• Лук да баня всё правят.
Второе задание потруднее. Нарисовать Чиполлино. Обе команды рисуют одновременно.
Третье задание «Собери урожай лука». С закрытыми глазами собрать в корзину только лук.
Уважаемые родители. Мы с ребятами приготовили для вас маленькие подарочки игольницы - луковки на память о нашей встрече.
Приложение 1
Фотоотчёт о проделанной работе
Посадили лук весёлый
Чтобы вырос он огромный
Ведь наш лук хорош везде
И в лекарстве и в еде
Индивидуальная посадка лука, оформление огорода
Вверх зелёная стрела
Прямо в луке проросла,
Лук не даст лететь стреле –
Бородой прирос к земле.
Дети наблюдали, как прорастает лук в песке и опилках.
Взошли у нас томаты
Маленьким исследователям всё интересно, прилежно записывают и зарисовывают свои наблюдения
Стрелки лука, растущего на подоконнике высокие и мощные, ярко зеленого цвета; дали побеги все луковицы.
Посадили огород,
Посмотрите, что растет.
Будем мы ухаживать, будем поливать,
Будем за росточками
Дружно наблюдать.
Очень горький - но полезный!
Защищает от болезней!
И микробам он не друг
Потому что это - лук!
В сто одёжек лук одет,
Ребятишкам на обед.
Режем мы его в салаты
Добавляем лук в борщи…
Список используемой литературы
1. Сказка Д. Родари "Чиполино".
2. Корнилова В. М. "Экологическое окно» в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2008г. - 123 с.
3. Коробова М. В., Белоусова Р. Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М. : Просвещение, 2006г. -93 с.
4. Маневцова Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников. - СПб. : Акцидент, 1998г. - 319 с.
5. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-синтез, 2004г. - 91 с.
6. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд. - М. : Мозаика - Синтез, 2006г. - 104 с.
7. Осипов Н. Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. - М: Педагогика-ПРЕСС, 1998г. - 208 с.
8. Смирнов А. «Зачем луку луковица». – М. : Малыш, 1990г. – 24 с.