Наталья Рощектаева
Познавательно-исследовательский проект «Незнайкин огород» в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Подготовила и провела воспитатель старшей группы группы : Рощектаева Н. В
Вид проекта :познавательно – исследовательский, творческий, групповой.
Участники проекта : воспитанники, воспитатели, родители.
Возрастная группа : старшая группа
Продолжительность проекта :с 22.03.2021 г. по 01.05.2021г.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Незнайкин огород“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность и выбор темы объясняются тем: что огород на окне в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Вместе с родителями, педагогами и детьми создать в группе детского сада огород на окне.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию овощных растений в комнатных условиях, воспитания у детей любви к природе, создания в группе огорода на окне.
Задачи:
• Обогащение и расширение представлений детей о растениях, учить ухаживать за ними в комнатных условиях.
• Выяснить, что нужно растениям для роста и развития? (обогащать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений). Способы выращивания.
• Развивать интерес к развитию и росту растений.
• Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счёт загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр.
• Развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода.
• Развитие творческих способностей через продуктивную деятельность.
• Воспитывать любознательность и наблюдательность. Воспитывать уважение
к труду, бережное отношение к его результатам.
Проблема: уровень знаний детей о природе поверхностный, отношение к её объектам бессистемны, что мешает познавать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей.
Материал и оборудование для оформления огорода на подоконнике :
• Семена огородных растений : укроп, томаты, огурцы, лук, редис, болгарский перец, кабачок, горох, арбуз, баклажаны, петунья, астра, портулак.
• Земля, контейнеры для посадки, мини теплицы,лейка.
• Заборчик, творческое оформление огорода на подоконнике по сказке: " Незнайка и его друзья".
Методы реализации проекта :
беседы, занятия в игровой форме,наблюдения, совместный труд детей и взрослых, посильная самостоятельная трудовая деятельность, продуктивная деятельность, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, чтение художественной литературы, загадки пословицы, поговорки, рассматривание иллюстраций, картин, дидактические, настольные игры,работа с родителями.
Иновационные методы:
приемы мнемотехники – мнемотаблицы, схемы; компьютерные и мультимедийные средства обучения (проектор, компьютер, интерактивная доска, Интерактивный стол «Уникум», Цифровая лаборатория «Наураша».
Этапы работы над проектом :
Подготовительный:
• Беседы с детьми (выявление знаний детей о растениях).
• Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.
• Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена).
• Создание условий для реализации проекта «Незнайкин огород»
Основной (исследовательский этап реализации проекта) :
• проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта :
• Создание огорода на окне.
• Изготовление табличек - указателей, коллекции семян с названиями растений.
• беседы,
• опыты, эксперименты,
• творческая деятельность,
• рассматривание иллюстраций, чтение, отгадывание загадок.
Заключительный этап:
• Подведение итогов реализации проекта.
• создание огород на окне.
• Выставка детских рисунков, лепки, аппликаций, связанных с тематикой проекта.
• Создание лэпбука «Весёлый огород»
• Оформление фото-стенда «Чудо огород»
Ожидаемый результат:
• Дети познакомятся с культурными растениями.
• С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
• С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
• У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
• Формировать у детей уважительное отношение к труду.
• Создание в группе огорода на окне.
• Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на окне.
• Активное участие родителей в реализации проекта.
Работа с родителями:
• Беседа с родителями «Огород на окне».
• Консультации для родителей: «Огород на окне»; «Воспитание любви к природе»;«Экологическое воспитание детей в семье».
• Рекомендации родителям: «Создание огорода на окне в домашних условиях»;
• Акция:«Витамины для детей».
• Приобретение инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
• Творческая мастерская: создание альбомов, книжек малышек, лэпбука «Весёлый огород»
Создание условий для реализации проекта :
• Созданы условия для доступности детей к объекту «Незнайкин огород». Использование в работе с детьми проектной деятельности.
• Созданы условия для самостоятельной познавательной активности детей :
• Коллекция семян овощей и цветов Южного Урала, веток деревьев;
• Посадочный материал: томаты, перец, кабачки, огурцы, редис, баклажан, лук, укроп, горох, фасоль, арбуз, петунья, астра, портулак.
• Дневники наблюдений для фиксации роста и ухода за растениями; познавательная литература о растениях, энциклопедии, художественная литература:«Незнайка» «Огурцы», «Про репку», «Старик и яблони», «Косточка», «Огородники», «Моя улица», «Овощи».
• Альбомы с иллюстрациями о растительном мире: «В гостях у цветочной феи»; «О комнатных растениях»; «Фрукты и овощи»; книжки – малышки.
• Карты- схемы, циклограммы по выращиванию растений, охране, посадке, уходу за ними (стадии развития овощей, цветов; инвентарь для ухода за растениями; алгоритм выращивания растений; схема посадки и ухода за растениями; что нужно для роста растений)
• В лэпбук «Весёлый огород» входят кармашки с дидактическими играми и познавательным материалом :
• Схемы, алгоритмы, циклограммы (стадии развития растений; строение растений; жизненный цикл растений; что нужно для роста растений; как сажать и ухаживать).
• Стихи, поговорки, загадки про овощи;
• Дидактические игры: «Вершки и корешки»; «Из чего приготовить суп и компот»; «Составь из частей целое»;
• Наборы для театрализованных игр.
• Условия для самостоятельной трудовой активности:
• Лейки, фартуки, палочкидля рыхления земли, пульверизатор, рассада.
• Условия для опытно – экспериментальной деятельности: микроскоп, линейка для измерения рассады, пинцеты, лупа.
Выводы:
На основании этих результатов можно сделать вывод, что уровень интереса детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
План работы с детьми и родителями по реализации проекта
«Огород на подоконнике»
№ Мероприятия Цели
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике».
2. Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт. Расширять кругозор детей.
3. Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода. Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей.
4. Совместное создание в группе огорода. Посадка семян овощей, луковиц. Воспитывать желание помогать взрослым.
5. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». Привлечь к совместному труду всех детей в группе.
6. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами. Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.
7. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей и фруктов. Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.
8. Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта. Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми.
9. Чтение художественной литературы. Познакомить детей с творчеством Носова Н. Н содержание сказки «Незнайка и его друзья».
10. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. Труд в уголке природы. Учить ухаживать за растениями. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).
11. НОД «Мир комнатных растений». Расширять представление детей о комнатных растениях, их пользе и строении, научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности: научить размышлять делать выводы.
12. Фотоотчёт для родителей. Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними.
План мероприятий по организации детской деятельности
Форма работы Тема Цель, задачи
Занятие
ОО «Познавательное развитие» «Овощи и фрукты – полезные продукты». Формирование представлений детей о полезной пище; об овощах и фруктах, полезных для растущего организма детей.
«Труд овощеводов и садоводов» Закрепить названия овощей и фруктов, правильное использование обобщений («овощи», «фрукты»); закрепить представления о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, уточнить знания детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.
Чтение художественной литературы; рассматривание книг, иллюстраций о растениях «Незнайка» «Огурцы», «Про репку», «Старик и яблони», «Косточка» «Огородники» «Моя улица»;«Овощи». Познакомить с творчеством Н. Н. Носова,С. В. Михалкова,
М. В. Лучича; В. Катаев; Л. Н. Толстой; Ю. Тувим; Русские народные и Украинские сказки.
«Что растет на огороде» Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
Беседы «Что такое огород и что на нем растет» Расширять кругозор детей.
«Наши помощники на огороде» Расширять кругозор детей.
«Знакомство с овощами, как самостоятельным культурным, огородным растением» Расширять кругозор детей.
Практическая деятельность «Посадка огорода на окне» Вызвать желание помогать взрослым.
«Творческое оформление огорода на окне» Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей.
«Выращивание рассады» Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.
Экспериментальная деятельность.
Беседы.
«Узнаем: какая земля» Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая).
«Вода и растения» Выявить, насколько вода необходима для растений.
«Солнце и растения» Определить роль солнечного света в жизни растений.
«Человек и растения» Выяснить насколько растение нуждается в уходе.
Опыты и наблюдения «Рассматривание семян растений для нашего огорода на окне» Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное.
«Изменения роста наших растений» Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, семян, зернах;
Учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
«Проращивание ростков фасоли, гороха, арбуза» Знакомить детей с ростом ростков фасоли и гороха, арбуза, дать представления, для чего это нужно, какие условия необходимо создать, что делать потом.
«Опыт с китайской капустой» Расширение и закрепление знаний детей о том, что без воды не обходится ни одно живое существо на земле, и что растения тоже «пьют» воду.
«Влияние света на жизнь растений»;
«Измерение напряжения в клубне
картофеля» Опыты в цифровой лаборатории «Наураша».
Развитие интереса детей к исследованиям и экспериментам.
Труд в уголке природы «Уход за рассадой» Учить ухаживать за растениями (полив, рыхление, прореживание, подсыпка).
Сюжетно – ролевые игры «Овощной магазин», «Повара» «Обед для кукол» Создать положительно – эмоциональный настрой и хорошее настроение у детей.
Игры:дидактические
интерактивные;
на интерактивном столе «Уникум»; лэпбук «Весёлый огород» «Что сажают в огороде» Научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению, развить быстроту мышления, слуховое внимание.
«Подбери пару» определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь между предметами; формирование обобщающих понятий, развитие мышления.
«Вершки и корешки» Закреплять знания детей о растениях и плодах.
«Что сначала, что потом» Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.
Помоги Незнайки собрать овощи и фрукты (классификация огород, сад, фрукты, овощи). Учить детей различать классификацию растений, обобщать.
«Поможем маме» Учить детей правильно называть овощи и определять их на схеме. Развивать быстроту мышления, память.
«Из чего приготовить суп и компот»; Учить детей правильно называть, различать и обобщать фрукты, овощи, ягоды.
Музыкальные и подвижные игры «Огородная хороводная», «Собери овощи»
«Перевези овощи»,
Драматизация сказки «Жаркий спор»
Инсценировка стихотворения Ю. Тувима «Овощи» Создать положительно – эмоциональный настрой и хорошее настроение у детей, проявление творческих способностей у детей в театрализованной деятельности.
Пальчиковые игры «Мы большой арбуз купили», «Фрукты», «Приглашаем в огород», «Овощи», «Варим мы компот», «Морковка», «Капуста», «Картошка» Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Художественно – эстетическая деятельность
(Рисование, нетрадиционное рисование) «Как растет наш лучок»
«Скатерть- самобранка»
«Ветка с первыми листьями» Научить разделять на две группы овощи и фрукты.
Продолжать формировать положительное отношение к рисованию, формировать представление о фруктах и овощах.
Учить рисовать ветки с натуры, передавать форму веток, учить рисовать полураспустившиеся листья с помощью печатания, передавать их цвет, рисовать сережки желтой гуашью редкими тычками тонкой кистью. Развивать чувство композиции.
Лепка из пластилина (фруктов и овощей). «Овощи на тарелке» Научить детей лепить из пластилина овощи по заготовкам-силуэтам, соблюдая симметрию. Закреплять умение: расплющивание, разглаживание.
Создание лэпбука
«Весёлый огород» Обобщение изученного материала
Оформление фото-стенда «Чудо огород» Подвести итог проделанной работы.
Литература
1. Денисова Г. А. «Удивительный мир растений» - М. : Просвещение, 2012.
2. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: мир растений» - М. : Сфера, 2012
3. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
4. Ульева Е. А. «Пальчиковые игры для детей 3 – 7 лет» - М. : Мозаика-Синтез, 2012
5. Горькова Л. Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - М. : «Вако», 2008
6. Степанова В. А. «Листок на ладони» -М. : «Детство- Пресс», 2009
7. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.», М. 2015
8. Рекомендации по использованию программного обеспечения «Познавательная деятельность» – М. : ООО «Интелин», 2016
9. Програмное обеспечение «Познавательная деятельность» –М. : ЗАО «Новый диск – Трейд», 2012
8. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008
9. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2010.
10.«Формирование целостной картины мира» под ред. О. Н. Каушкаль, М. В. Карпеевой, М. 2015
Т. А. Шорыгина «Овощи. Какие они? Знакомство с окружающим миром». М. 2009
11. Интернет ресурсы