Наталья Ермолаева
Познавательно-исследовательский проект «Елочка, живи» в старшей группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
в старшей группе
компенсирующей направленности
«Елочка! Живи!»
ГБОУ СОШ №22, СП №44
Воспитатель: Ермолаева Н. Н.
Проблема.
Приближаются Новогодние праздники, а в группе еще нет ёлочки. Дети вступили в спор: «Какая же ёлочка нам нужна живая или искусственная?» Я предложила подумать, понаблюдать и тогда принять решение.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Елочка, живи“ в старшей группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Берегите елочку. Экологические акции и мероприятия
- Группы компенсирующей направленности
- Елочка, ёлки. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Тема проекта : «Елочка! Живи!»
Вид проекта : познавательно – исследовательский
Продолжительность проекта : среднесрочный
Участники проекта : дети старшей группы компенсирующей направленности, воспитатель, родители
Цель.
Привлечь внимание воспитанников и родителей группы к проблеме сохранения елей в период новогодних праздников.
Задачи.
Воспитывать у детей любовь к живому объекту – ели.
Формировать умение сочувствовать, сопереживать ёлочке.
Развивать у детей познавательные и конструктивные умения: наблюдать, моделировать, сравнивать, анализировать и систематизировать; отражать результаты своих исследований в творческой деятельности.
Способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры.
Этапы реализации проекта.
I.Подготовительный.
Определить цели, задачи проекта, собрать информационный материал, составить план мероприятий по реализации проекта.
Постановка проблемы: «Что делать? Приближаются Новогодние праздники, а в группе нет ёлочки? Какая же ёлочка нам нужна живая или искусственная?»
Предварительная беседа с детьми о ёлке и новогоднем празднике, метод трё х вопросов:
1. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЁЛОЧКЕ?
2. ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ?
3. ГДЕ МЫ ЭТО МОЖЕМ УЗНАТЬ?
1. У ёлочки есть шишки (Сабина)
На ёлочки растут веточки на них иголочки - хвоя (Ратмир)
У ёлочки ветки зелёные (Сева)
Ствол коричневый (Егор П.)
Есть шишки (Егор С.)
2. Какую пользу ёлочка приносит людям, животным и птицам?
Как можно сохранить ель?
3. Можем узнать информацию из интернета, из книг, из журналов.
II. Основной.
Проводятся запланированные мероприятия: наблюдения, проведение опытов, художественно – творческая деятельность, коммуникативная деятельность, настольные и дидактические игры.
III. Заключительный.
Подводятся итоги, подготавливается презентация.
Актуальность проекта.
Наступила зима. Приближается Новый Год. Ну, какой же Новый год без ёлки? Ёлка, украшенная игрушками, гирляндами, мишурой, создаёт особое праздничное настроение. Но каждый год после новогодних праздников все наблюдают картину, как около мусорных баков валяются ёлочки, которые недавно украшали дома и радовали детей. Не правда ли, грустная картина? Поэтому до наступления новогодних праздников необходимо привлечь внимание детей, родителей к этой проблеме – сохранения лесных красавиц. Дети должны знать, что ель – это живой организм леса. Вырубая ели, мы наносим непоправимый вред не только природе, но и себе. И мы, люди, должны встать на защиту елей! «Только вместе, только дружно сберечь елочку нужно!» «В лесу родилась елочка, в лесу должна расти!»
Ожидаемые результаты.
Дети будут иметь элементарные представления о живом объекте – ель, об особенности строения (ствол, ветви – лапы, иголки – листья, о пользе, приносимой всему живому.
Соберется и систематизируется материал по теме «Елочка! Живи!»
Будет сформирован интерес к исследовательской и экспериментальной деятельности.
Расширится интерес к речевой и продуктивной деятельности.
Дети смогут относиться ко всему живому, в том числе к елочкам, бережно.
Активно вступают во взаимодействие со взрослыми во всех видах детской деятельности.
Расширится родительский опыт приёмами взаимодействия и сотрудничества с ребёнком в семье.
Презентация.
Выставка поделок детей и родителей «Парад елочек».
Размещение детских творческих работ в фойе.
Оформление групповой комнаты.
Украшение искусственной ёлочки новогодними игрушками.
Изготовление стенгазеты. «Елочка! Живи!»
План реализации проекта.
Работа с родителями.
1. Сообщить о начале проектной деятельности.
2. Нацелить родителей на сбор необходимого материала по заявленной теме
Работа воспитателя с детьми.
1. Познавательно – исследовательская деятельность
Наблюдения за елью на прогулке.
Исследовательская деятельность. «Елочки – сосеночки»
(сравнение веточек сосны и ели).
Экспериментальная деятельность. Опыт «Иней на ветках».
Рассматривание гербария.
ОБЖ. «Правила поведения у елки», «Не играй у новогодней елки с бенгальскими огнями», «Опасные новогодние забавы»
Дидактические игры:
«Сложи ёлочки» (разрезные картинки).
«Укрась ёлку» (Палочки Кюизенера).
«Сконструируй ёлочку»(счётные палочки, геометрические фигуры).
«Выкладываем ёлочки» (из мозаики).
«Найди ёлочку» (лабиринты).
2. Коммуникативная деятельность
Беседы на тему: «Ель – красавица наших лесов», «Кто дружит с елью?», «Сохраним сосновые леса!»,
Вечер загадок о хвойных деревьях.
Составление сказки о елочке.
Речевые игры, упражнения: «Доскажи словечко» (по стихотворению Е. Благининой «Ёлка», «Один-много»
3. Восприятие художественной литературы.
Чтение.
Андерсен Г. Х. «Ёлка», Воронкова Л. «Таня выбирает ёлку», Демьянов И. «Ель», Кайгородов Д. «Красавица ёлка», Михалков С. «Ёлочка», «Стояла ёлочка», Носов Н. «Бенгальские огни», Рыжова Н. «Не новогодняя ёлка», Скрабцова М. «Колючая упрямица», «Звёздная ёлочка»,
«Почему у ёлки белые лапки», «Ёлкины шубки», Трутнева Е. «Ёлка»
4. Изобразительная деятельность.
Лепка. «Нарядная ёлочка».
Рисование. «Красивые шарики на ёлке», «Зимний пейзаж». Занимательные раскраски. «Новогодние елочки».
Аппликация. «Елочка – зеленая иголочка».
Презентация. «Ели глазами художников».
Изготовление стенгазеты. «Елочка! Живи!»
5. Двигательная деятельность.
Физкультминутки. «Елочка». «Раз, два, три, четыре, пять будем ёлку наряжать…». «Ель в лесу». «Ёлка выросла большая…».
Динамическая пауза «Танцевальный бал» (произвольное выполнение танцевальных движений под знакомые песни).
Дыхательное упражнение «Ёлочки на ветру».
Пальчиковые игры. «Елка». «Посмотри: на нашей елке…»
Работа родителей с детьми.
Заучивание стихов и песен.
Наблюдения. Беседы.
Рассматривание иллюстраций из энциклопедий.
Участие в конкурсе на лучшую елочку, сделанную своими руками. «Парад елочек».
Работа воспитателя и коллег.
Презентация проекта.
Консультация на тему: «О важности развития экологической сознательности у детей дошкольного возраста».
Результат проекта.
Дети пришли к выводу, что рубить ёлочки не нужно, а нужно только ими любоваться, беречь и охранять. А Новый год можно отметить и около искусственных ёлочек и в группу необходимо поставить искусственную елочку.
Литература.
Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми старших групп детского сада : Книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение – 1999. - 207 с.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. Методическое пособие. М., 2008 г.
Веракса Н. Е. "От рождения до школы" общеобразовательная программа
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 168 с.