Светлана Козлова
Проект познавательно-исследовательский «Разноцветное лето» во второй младшей группе общеразвивающей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
I. Краткая аннотация проекта
В дошкольном учреждении создаются все необходимые условия для всестороннего развития личности дошкольников, для сохранения и укрепления здоровья. Проект разработан в рамках решения годовой задачи ДОУ
Участники проекта :
• Дошкольники 2 младшей группы общеразвивающей направленности
• Родители воспитанников
• Воспитатели 2 младшей группы общеразвивающей направленности
• Физ. Инструктор. Музыкальный работник
Проблема:
Публикация «Проект познавательно-исследовательский „Разноцветное лето“ во второй младшей группе общеразвивающей направленности» размещена в разделах
• Дети, которые только-только начинают познавать окружающий мир, имеют небольшие представления о природных явлениях живой и неживой природы, в том числе и о лете. Младший возраст – это возраст «почемучек». Именно в этом возрасте у детей чаще всего возникают вопросы – почему и зачем? В беседах дети не могут сами ответить на многие вопросы, например : Что происходит в природе летом? Зачем нужно солнышко? Откуда появляются лужи? Для чего нужен дождик? В целях формирования у детей знаний о сезонных явлениях природы был разработан данный проект.
Актуальность проекта
Лето! Это замечательное время года на Кубани, когда красотой природы можно любоваться на каждом шагу. Нужно только не упустить удивительные моменты, а показать их детям.
Сроки выполнения: среднесрочный 3 месяца.
Вид проекта : познавательно- исследовательский
Цель проекта :
Расширять знания и представление детей животных и растениях Краснодарского края. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе реализации проекта.
Формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения
Задачи проекта :
1. Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.
2. Закрепить и уточнить знания детей о живой и неживой природе.
3. Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем.
4. Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе
5. Формировать осознанно-правильное и бережное отношение к представителям животного и растительного мира
6. Развивать умение сравнивать и анализировать
7. Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь и чувство гордости к малой родине, бережное отношение к природе родного края
II. Механизмы выполнения проекта
Проект разработан для воспитанников 2 младшей группы общеразвивающей направленности и их родителей.
1. Модель реализации проекта
Реализация проекта предполагает организацию работы по следующим направлениям :
Работа педагогов предусматривает:
1. Составление плана проведения проекта :
• Обсуждение возможных мероприятий проекта.
• Анкетирование родителей.
• Информирование родителей о предстоящем проекте и форме их участия в нём.
2. Подготовка материалов:
• Разработка бесед познавательного цикла
• Разработка дидактического материала
• Подбор и изготовление дидактических игр
• Подбор презентаций о здоровом образе жизни.
• Подбор художественной литературы для чтения по теме проекта
• Подбор загадок, пословиц, поговорок по теме проекта.
• Подготовка атрибутов для самостоятельной деятельности детей
2. Этапы реализации проекта
Подготовительный, выбор темы (май).
1. Изучение:
- научно-методической литературы по теме проекта;
- опыта проектной деятельности других ДОУ по формированию познавательно- исследовательской деятельности в детском саду.
Подбор детской познавательной литературы по теме «Насекомые», «Мир вокруг нас». Разработка новых дидактических игр по теме.
2. Подбор альбомов, книг по ознакомлению дошкольников с природой. Разработка перспективного планирования основных форм работы по проектной деятельности.
3. Создание предметно-развивающей среды для организации проектной
деятельности.
Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов».
Что мы знаем о лете? Что мы хотим узнать?
Как нам найти ответы на свои вопросы?
Внедренческий (июнь-июль)
Практическая работа:
1. Ознакомление родителей и детей с проектной деятельностью
2. Распространение папки для родителей и буклетов серии советы родителям «Солнце дуг или враг?», «Безопасность вблизи водоемов», памятка «Безопасность на природе». Пополнение атрибутами физического, речевого уголка группы.
3. Выращивание и сбор фасоли.
4. Проведение бесед
5. Рассматривание альбомов
6. Организация игровой деятельности
7. Организация продуктивной деятельности
8. Проведение познавательных мероприятий с использованием ИКТ.
Заключительный (август)
Оформление уголка для родителей «Вот какое наше лето» (фотографии детей на прогулке, коллективные детские работы).
-Развлечение «На цветочной поляне».
- Фотовыставка «Мое радужное лето».
- Подбор литературы «Край наш Кубанский»
- Презентация проекта
Ожидаемый результат
Расширить представления детей об окружающем мире.
привитие детям экологической культуры.
Формирование интереса к исследовательской деятельности.
Программа реализации проекта
Формы работы
Для решения намеченных задач проекта использовались следующие формы работы:
• беседы
• игры
• чтение
• рассматривание
• продуктивная деятельность
• творческие задания
• презентации
Методы и приёмы
Словесные:
- чтение детской художественной литературы
- вопросы
-рассказывание
- отгадывание загадок
Игровые:
- игровые ситуации
- пальчиковые игры
- дидактические игры
- сюжетно-ролевые игры
- игровые упражнения с грецкими орехами
-физ. минутки.
- релаксация
Наглядные:
- рассматривание иллюстраций
- просмотр презентаций о здоровом питании.
Практические:
- штриховка
- раскрашивание
- продуктивная деятельность: работа с мелким конструктором «Лего», рисование, обрывная аппликация, лепка, аппликация.
Межпредметные связи:
Название раздела программы Содержание Задачи
Коммуникация НОД, дидактические игры и упражнения. Учить детей словесно передавать впечатления, отвечать на вопросы. Развивать речь как средство общения.
Чтение художественной литературы Чтение произведений, заучивание стихов, поговорок, пословиц о лете. Познакомить детей с новыми произведениями.
Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать интерес к художественной литературе.
Художественное творчество Рисование, аппликация, лепка. Учить передавать в рисунке и в лепке овощи и фрукты, используя различные средства. Воспитывать эстетический вкус.
Познание. Продуктивная деятельность Опыты, игры. Развивать у детей любознательность; знакомить детей со свойствами природных материалов.
Организационные формы работы над проектом :
№ неделя Мероприятия Сроки реализации
Июнь
1. - Беседа «Лето красное – безопасное»
- «Экологическая тропа» - экскурсия в ближайшее природное окружение
- В. Д. Берестов «Веселое лето» с. 76
- Рассматривание познавательных книг, энциклопедий.
- Спортивно-развлекательная программа «Здравствуй лето!».
2. - Беседа «Что же лето нам подарит»
- Заучивание стихотворения «Что же нам подарит лето».
- Опыты с песком.
- Рисование песком «Узоры на песке» конкурс на лучшую постройку
- Викторина «Подарки лета».
3. - Беседа «Кто живет у воды».
- Чтение «Разговор лягушек» пер. с чеш. С. Маршака
- Опыты: «Водичка, водичка».
«Тонет – не тонет»
- Рисование на асфальте водой.
- Дидактическая игра «Рыбалка»
4. - Н. Осипов «В воде и у воды»;
- Изготовление из бумаги корабликов.
- Игры с водой «Веселые кораблики»
- Пальчиковая гимнастика «Кораблик»
- «Мыльные пузыри»
- П/ и «Ручеек».
Июль
1. - Рассматривание альбома «Насекомые».
- Рисование «Божья коровка»
- Заучивание русский фольклор «Божья коровка» с. 8
- Загадки о насекомых.
- Наблюдение за божьей коровкой.
- Пальчиковая гимнастика «Жук».
- Дидактические игры: «Летает – не летает»
2. -Беседа и рассматривание альбома «Бабочки».
- Раскрашивание «Бабочки»
- Дидактические игры: «Летает – не летает»
«Найди цветок для бабочки».
- Подвижная игра «Найди свой цветок».
- Н. Павлова «Бабочки»;
Л. Н. Модзалевский «Мотылек» с. 101
3. -Рассматривание альбома «Труженица пчелка».
- Чтение стихотворения О. Масловой «Пчелка, пчелка, где летала?»
- Дидактическая игра: «Кто где живет?»
- Наблюдение за пчелой.
- Подвижная игра «Медведь и пчелы».
4. - Рассматривание альбома «Растения Кубани»
-Дидактические игры: «Когда это бывает».
- Кубанская игра «Подсолнухи».
- Беседа «Этот удивительный мир цветов»
- Рисование «Цветы на лугу»
- Наблюдение и труд на клумбе.
- Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Август
1. - Заучивание стихотворения «Одуванчик» О. Высотская.
- Дидактические игры: «Собери цветок», «Цветочный магазин»
- Пальчиковая гимнастика «Цветок»
2. - Беседа «Растения в жизни людей».
- Лепкопластика «Цветы»
- Наблюдение и труд на клумбе.
- Дидактические игры: «Собери букет»
- Развлечение «На цветочной поляне».
3. Беседа «Овощи и фрукты – полезные продукты»
- Рисование тычком «Яблочко наливное». (коллективная работа).
- Экскурсии на огород.
-Пальчиковая гимнастика: «Засолка капусты».
-Загадки об овощах.
-Дидактические игры: «Съедобное – несъедобное».
4. - Рассматривание альбома «Овощи и фрукты»
Лепка «Овощи и фрукты» (коллективная работа)
- Экскурсии на огород «Сбор урожая».
-Дидактические игры: «Сварим борщ и компот»,
- Д/и «Собери картинку»,
Викторина «Соберем урожай».
5. - Беседа «Природа наш родной дом».
- П/ и «Раз, два, три…беги»
- Развлечение «Досвиданье, лето»
- Оформление стенгазеты «Вот, какое наше лето»
Описание продукта полученного в результате освоения проекта :
- Оформление стенгазеты «Вот, какое наше лето» (фотографии детей на прогулке, коллективные детские работы).
- Спортивно-развлекательная программа «На цветочной полянке».
- Презентация проект
Используемая литература:
1. Энциклопедия "Почемучка", Москва – педагогика 1991г.
2. Энциклопедия "Сто тысяч почему", М. Ильин, Москва 1989г.
3. Ребенок в детском саду № 4/2002г., "Сказки – занятия бабушки Ани", стр. 60-65
4. Л. П. Молодова "Беседы с детьми о нравственности и экологии. Минск "Асар", 2002г, стр. 136-142.
Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. : 2005 г. 234 с.
5. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. : 2006 г. 215 с.