Наталия Иващенко
Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы проекта : Иващенко Н. С., Александрова А. А.
Руководитель проекта : Иващенко Н. С.
Место проведения: МАДОУ №5, разновозрастная общеобразовательная группа старшего дошкольного возраста «Бруснички»
Вид проекта : исследовательский
Творческий
Познавательный
Групповой
Информационный.
Сроки проведения: 2 недели, с 12.11 по 23.11.2018г.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей 5-6лет
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Соль. Свойства соли, экспериментирование
- Старшая группа
- Темочки
Цель проекта : Узнать историю возникновения соли. Определить её свойства, узнать, зачем нужна соль. Научиться находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах.
Учебно-педагогические задачи:
• Формировать представление о соли как о продукте, необходимом для человека;
• Развивать познавательные интересы детей в процессе изобретательной деятельности;
• Учить наблюдать причинно-следственные связи, делать выводы;
• Познакомить детей с особенностями соли, её свойствами и качествами опытным путём;
• Научить применять соль на практике;
• Воспитывать бережное, любознательное отношение к своему здоровью;
• Развивать эмоционально-ценностное отношение к миру;
• Развивать творчески способности и коммуникативные навыки детей;
Ожидаемый результат:
Появление интереса к исследованию природы;
Формирование знаний и навыков экспериментирования;
Повышение уровня усвоения программного материала;
Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, видеть причинно-следственные связи.
Актуальность проекта : Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок говорит «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл: «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу, отстань». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, по способностям, по интересам. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская поисковая деятельность – это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.
Этапы проведения проекта :
1. Выбор темы:
Каждый день мы встречаемся с солью, она стала уже привычной для детей и взрослых. Так что же такое соль? В стародавние времена соль ценилась даже выше, чем золото. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих видов продовольствия удаётся обойтись. Без соли – нет. Это единственный в мире продукт, который нечем заменить, и без которого жизнь человека невозможна.
Что мы знаем о соли? Что хотим узнать? Как мы это узнаем?
• Соль употребляют в пищу
• Соль нужна человеку
• Откуда берётся соль?
• Что можно сделать с солью?
• Где ещё используется соль?
• Едят ли соль животные? • Спросим у взрослых
• Прочтём в познавательных книгах
• Узнаем в интернете
Гипотеза:
Есть продукты, которые мы едим часто, очень часто, редко или вообще не едим. Но лишь без соли не обходится никто! Мы высказали предположение, что соль необходима всему живому и является интересным материалом для опытов.
Проблема: Соль – незаменимый продукт, о котором мы ничего не знаем.
2. Сбор сведений:
• Беседы: «Что мы знаем о соли?», «Откуда берётся соль», «Полезные советы по использованию соли»;
• Просмотр презентации «Добыча соли»;
• Разучивание поговорок, пословиц, образных выражений про соль;
• Совместно с родителями подбирать литературу,
• Области применения соли;
• Формулировать проблемные вопросы;
• Подготовка опытов;
• Проведение опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница-соль»;
• Просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали»;
• Рисование солью;
• Беседы с родителями с целью знакомства с темой, задачами, содержанием проекта.
3. Реализация проекта :
1. Оснастить экспериментальный уголок материалами для проведения опытов с солью;
2. Вырастить солевые кристаллы;
3. Использовать соль для изготовления открыток ко «Дню матери»;
План-схема работы по реализации проекта «Волшебница-соль»
№
Мероприятия
Ответственные Сроки проведения
1 Беседы: «Что мы знаем о соли?», «Откуда берётся соль», «Полезные советы по использованию соли»; «Как мама использует соль»; «Нужна ли соль животным?»
Воспитатели:
Иващенко Н. С. ,
Александрова А. А. 12.11-16.11. 2018
2 Просмотр презентации «Добыча соли» Иващенко Н. С. 14.11. 2018
3 Рассматривание иллюстраций о добыче соли на Кубани Иващенко Н. С. 13.11. 2018
4 Чтение литературных произведений «Как казаки соль покупали», «Как Иван-купеческий сын за солью ходил», «Соль дороже золота» Иващенко Н. С. ,
Александрова А. А. 12.11-16.11
5 НОД «Волшебница – соль» Иващенко Н. С. 19.11. 2018
6 Сюжетно-ролевые игры «На кухне», «Магазин», «Мамины помощники» Иващенко Н. С. ,
Александрова А. А. 12.11-
23.11
7 Заучивание пословиц и поговорок про соль Иващенко Н. С. ,
Александрова А. А. 20.11 2018
8 СОД «Рисование солью» Александрова А. А. 15.11. 2018
9 Рассматривание видов соли, игра «Чудесный мешочек» Иващенко Н. С. ,
Александрова А. А. 12.111-23.11
10 СОД «Открытка для мамы» Иващенко Н. С. 22.11. 2018
Использованные ресурсы: maam.ru, pdou.ru, kopilkaurokov.ru, ped-kopilka.ru, dohcolonoc.ru, nsportal.ru.
Выводы: В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и как она попадает на стол. Узнали много нового об особенностях соли, её свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. Из маленьких детей они превратились в исследователей, научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. И, что немаловажно, совместная работа сплотила детей, они стали терпимее друг к другу. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными.
Литература:
1. Дыбина О. В. «Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». – М., 2004;
2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование старшего дошкольного возраста» - М., Педагогическое общество России, 2003;
3. Борисов В. И. «Занимательное краеведение» - Кубанское книжное издательство, Краснодар,2006.