Марина Чернышева
Детский исследовательский проект «Морская соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Тайны морской воды»
Автор: Чернышева Марина Александровна
воспитатель 1 квалиф. Категории
2018 учебный год.
Вид проекта : детский исследовательский.
Длительность: краткосрочный (2 недели)
Участники исследования : дети подготовительной к школе группы, педагоги группы, родители.
Публикация «Детский исследовательский проект „Морская соль“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Проекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Предмет исследования : соленый раствор воды
Актуальность выбранной темы состоит в том, что морская вода обладает загадочными свойствами, возникает актуальность исследования свойств морской воды, расширяя тем самым кругозор знаний о воде и морях.
I этап. Проблема:
Летом Матвей с мамой часто, если позволяла погода, отдыхали на Волге, а в этом году отдыхали на Черном море, и придя в детский сад, он поделился своими впечатлениями с Эмилией и Таней. Он обратил внимание на то, что в море очень соленая вода, что в солёной морской воде плавать было гораздо легче, чем в речке. Мама сказала: «Солёная вода держит. На Земле есть такое море, в котором невозможно утонуть». Они стали размышлять, почему вода соленая в море? Откуда в море соль? Почему соленая вода держит?
Так у нас появился проект «Тайны морской воды»
Цель проекта :
Выяснить, как соль изменяет свойства воды.
Активизировать деятельность ребенка, придав ей исследовательский, характер, передать ребенку инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Задачи:
Уточнить представления детей о том, откуда берётся вода в морях и океанах, и в чем отличие морской воды от пресной.
Выяснить откуда в море соль и есть ли жизнь в соленой воде.
Изучить необычную особенность соленой воды, ее свойства и провести опыты.
Доказать путем эксперимента, что при испарении воды соль остаётся в море.
Гипотезы:
1. Соль попадает в море во время кораблекрушения кораблей, которые перевозили соль.
2. Дождь приносит в море соль.
3. Из морской соленой воды можно получить пресную воду
4. В соленой воде нет жизни.
5. В соленой воде легче плавать, чем в пресной.
II этап
Составить план
Сбор информации
Обобщение полученных данных
Подтверждение или опровержение гипотез экспериментальным путем.
Создание макета Мертвого моря.
Доклад. Защита.
Методы исследования :
1. Подумай самостоятельно.
2. Спроси у другого человека.
3. Изучение литературы (книги).
4. Проведение опытов.
5. Наблюдение.
III этап
Поиск информации
Что мы знаем о морской воде?
Мы знаем, что морская вода - это вода морей и океанов.
Пресная вода- это та вода, которая течёт в реках.
Чем отличается морская вода от пресной?
Матвей вспомнил, что когда он долго купался в море и выйдя на берег после купания, на коже появлялся белый налет – это была соль, а в речке такого не было. Когда капли морской воды попадали в рот - вода на вкус соленая, а речная нет.
Откуда в море вода?
Ребята рассмотрели глобус. Обратили внимание на то, что реки все впадают в моря и океаны. Затем рассмотрели иллюстрацию, которая у нас в уголке природы, круговорот воды в природе и выяснили, что есть и подземные реки, которые тоже впадают в моря.
Вывод: отличие морской воды от пресной в том, что морская вода на вкус очень солёная. Солёный вкус ей придаёт соль, а в речной воде нет соли, поэтому вода несолёная.
Что мы хотим узнать:
Дети задали вопросы: откуда в море соль? Почему в море плавать легче, чем в реке? Есть жизнь в соленой воде? Можно из соленой воды получить пресную воду?
Как мы можем это узнать?
Ребята высказали мнение, что можно посмотреть в интернете, по телевизору, спросить у взрослого, обратиться к специалисту, прочитать в книгах, провести эксперимент, подумать самим
- С чего же мы начнём нашу работу по сбору информации? С чего бы начали настоящие учёные? (подумать)
- Я с вами согласна (выкладываю карточку с соответствующим значком).
Так у нас появились наши гипотезы (предположения)
- С первой задачей мы справились. Двигаемся дальше по плану. Обращаюсь к алгоритму выложенному значками. Нужно собрать информацию. Откуда можно взять информацию? (спросить у взрослых; поискать в книгах; посмотреть в интернете).
Ребята решили дома попросить родителей помочь поискать информацию, иллюстративный материал для подтверждения своих гипотез.
Через несколько дней дети принесли материал, который они собрали с родителями. Мы с ними стали обсуждать собранный материал.
-Что вы узнали? (Дети рассказывают о фактах и выкладывают рисунки под значком «Спросить у взрослого»
- А что узнали вы из книг? (дети рассказывают и выкладывают рисунки под значком «Книга»).
-Что из интернета? (дети рассказывают и выкладывают рисунки под значком «интернет»).
Так откуда же берется соль в море?
Таня рассказала, что они с мамой читали норвежскую сказку, о том, как один матрос украл волшебную мельницу, если сказать ей волшебные слова, она будет молоть соль, только как ее остановить он слова забыл. Так мельница молола соль до тех пор, пока корабль не утонул. И Таня попыталась подтвердить гипотезу, что когда корабли перевозили соль, терпели кораблекрушение. Так соль попадала в моря.
А Эмилия предположила, что когда идёт дождь, струйки дождевой воды попадают в реки и просачиваются под землю, а так как залежи каменной соли находятся в горах и под землей, то соль вместе с водой попадают в подземные реки, которые тоже текут в моря
Решили проверить эти гипотезы экспериментально.
Опыт. «Вода растворитель соли»
Взяли воронку, ватный диск, соль, стакан и воду. В воронку положили ватный диск, на диск насыпали соли, сверху положили еще один ватный диск, воронку вставили в пустой стакан и стали лить чистую воду, вода проходя через диски и соль стекала в стакан. Решили попробовать воду на вкус. Она оказалась соленой.
-Ребята я тоже посмотрела информацию в интернете и узнала, почему морская вода такая соленая. Дело в том, что реки вымывают из почвы содержащиеся в ней минеральные соли и по крупинкам несут их в море. За долгие годы и тысячелетия соли в море становится все больше и больше. Она никуда из моря не уходит. В то время как вода, испаряясь, превращается в облака. Потом она снова проливается на землю в виде дождя наполняя реки и снова возвращается в море, добавляя в него еще чуточку соли. Чем жарче климат, тем чаще дожди. (Рассказ сопровождался показом схемы круговорота воды в природе.)
-Как можно это проверить на эксперименте?
Дети предложили вскипятить соленую воду.
Опыт «Соль растворяется в воде, но не испаряется»
(этот опыт проводил воспитатель, т. к. здесь горячая вода и электричество)
Налили немного солёной воды в ковш со стеклянной крышкой, поставили её на огонь. Вода закипела и в виде пара поднималась вверх, образовывая капельки воды на крышке.
(слили этот пар в стакан и дети попробовали на вкус-не соленая)
Сделали вывод: вода при испарении образует пресную воду.
Когда вода вся выкипела, а соль, которая была растворена в воде, осталась в ковше. Решили попробовать на вкус, убедились в том, что это соль.
Мы пришли к выводу: Вот так и в море испаряется только вода, а соль остаётся в водоёме. С помощью этого исследования можно объяснить, почему вода в некоторых морях такая солёная. Большое количество воды, поступившее в море из рек и подземных источников, испаряется, а минеральные соли остаются в нем. Со временем эти моря становятся солёными, содержание соли в них всё время увеличивается.
Гипотеза 1. Соль попадает в море во время кораблекрушения кораблей, которые перевозили соль, оказалась неверной.
Гипотеза 2. Соль попадает в моря вместе с дождевой водой подтвердилась. За тысячи лет круговорота воды в природе соли в морях накопилось очень много.
А так же можно подтвердить еще одну гипотезу 3. Из соленой воды можно получить пресную воду.
Теперь ребята решили проверить следующую гипотезу «В соленой воде нет жизни»
В ходе сбора информации мы с ребятами выяснили, что в море живут рыбы, плавают дельфины и есть ракушки, водоросли, хоть оно и соленое. Но есть море, которое называется «Мертвое море», в нём вода такая солёная, что там невозможна никакая жизнь - в нём нет ни рыб, ни морских животных. Именно поэтому оно называется Мёртвым.
Ребята решили проверить, правда ли, что в очень соленой воде растения жить не могут.
Опыт «Влияние соли на рост растений»
Ребята поставили растение с корнями в простую воду и в соленую воду наблюдали за ними в течении дня. изменения заносили в карту наблюдения.
Когда появились первые признаки плохого самочувствия растения, мы его вынули из соленой воды промыли в проточной воде его корни и поставили в чистую воду.
Вывод: в соленой воде растение не растут, значит и живые организмы тоже не смогут там жить.
Гипотеза4. В соленой воде нет жизни – подтвердилась.
В соленой воде мертвого моря можно вырастить только кристаллы.
Опыт «Выращивание кристаллов «Ожерелье»
Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в стакан тёплой воды, засыпали соли, постоянно помешивая, чтобы она быстрее растворялась. Добавляли соль до тех пор, пока она не перестала растворяться.
Опустили в обычную воду ниточку с подвеской звездочкой. Привязали нитки к карандашу так, чтобы они погрузились в раствор, но не касались дна.
Взяли ещё две баночки, нитки. В обе баночки налили солёной воды.
Поставили их на некотором расстоянии друг от друга, соединили ниткой так, чтобы между банками она провисала, а в баночках касалась дна.
Через четыре дня кристаллик, который мы привязали к нитке и опустили в солёный раствор, оброс новыми кристаллами соли. Звёздочка покрылась кубиками соли, а над звёздочкой образовался зонтик из солёных кристаллов.
Со временем кристаллы увеличивались, у звёздочки зонтик стал совсем большим.
Гипотеза 5. В соленой воде легче плавать, чем в пресной или речной воде.
Ребята поделились информацией, которую узнали дома с родителями о том, что Мертвое море самое соленое море в мире. Рассмотрели фотографии. И пришли к мнению, что из-за большой солёности воды в Мертвом море невозможно плавать или нырять. Человек в такой воде не тонет, а держится на поверхности. Можно даже лечь на воду и читать газету. Вода там настолько плотная, что держаться на ней может даже человек, который совершенно не умеет плавать.
Предложили детям самим проверить, в какой воде плавать легче - в соленой или пресной?
«Эффект Мертвого моря».
Для этого провели простой опыт с яйцом. Для эксперимента взяли два сырых яйца и две банки с водой. В одну налили обычную воду запустили одно яйцо в банку: оно опустилось на дно, в другой банке воду подсолить (примерно 4 ст. ложки) яйцо осталось на поверхности воды. Если в банку с плавающим яйцом добавить пресной воды: яйцо постепенно станет тонуть, если будем подливать солёную воду – яйцо снова всплывет. Значит, соленая вода держит предметы лучше.
Объяснение: Все дело в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли, тем легче держаться на поверхности такой воды.
Гипотеза 5. Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности, тоже подтвердилась. Чем больше соли в воде, тем легче плавать.
V этап
-Ребята, как вы думаете, все мы узнали, что хотели? Со всем справились? Может, что - то не получилось? А чтобы вы хотели еще узнать?
Ребята предложили еще больше узнать о самой соли, какая бывает соль, как еще может человек ее использовать, кроме как в пищу и принимать ванны, опасна для человека соль, или полезна?
Это было домашним заданием для детей.
-Только не забывайте фиксировать всё, что узнаете.
Так у нас наметился еще проект. Который мы решили назвать «Соль враг или друг»
Создание макета Мёртвого моря.
После проведения всех опытов, используя полученные знания, ребята решили попробовать создать макет Мёртвого моря. Для этого емкость выложили камешками и заполнили его солёной водой. По мере испарения подливали в сосуд солёную воду, и наблюдали, как кристаллизовалась соль по «берегам» макета. Через несколько дней, получилось «мёртвое море» с солёными берегами.
В конце проекта обратили внимание на то, что морская соль может быть не только белого цвета, но и, например: желтого, красного, бирюзового. И на память о проекте решили сделать себе сувенир из морской соли.
VI. Презентация продукта
Ребята, вы много узнали о море и морской воде. Предлагаю рассказать детям и поделиться своими знаниями. В своём докладе вы можете использовать ваши зарисовки.
Слушаем выступление.
Нас заинтересовал вопрос, почему в море вода соленая и как соль попадает в море. Мы высказали свои предположения и решили их исследовать. В результате своего исследования мы узнали, что все реки и подземные воды стремятся в моря и океаны. Выяснили, что морская вода соленая и соленой ее делает соль. Когда идёт дождь, струйки дождевой воды попадают в реки и просачиваются под землю, а так как залежи каменной соли находятся в горах и под землей, то соль вместе с водой попадают в подземные реки, которые тоже текут в моря.
Чем жарче климат, тем больше испаряется вода в морях, тем чаще идут дожди: при испарении из моря испаряется только вода, а соль остаётся в водоёме. Со временем эти моря становятся солёными, содержание соли в них всё время увеличивается.
Также мы убедились в том, что в морской воде легче плавать. Чем больше в воде соли, тем сильнее она выталкивает помещённые в неё предметы. В очень солёных морях даже нельзя утонуть. Есть море, которое называется «Мертвое море», в нём вода такая солёная, что там невозможна никакая жизнь - в нём нет ни рыб, ни морских животных. Именно поэтому оно называется Мёртвым.
Проводя определённые опыты, мы научились получать из соленого раствора соль и пресную воду. Нам очень понравилось проводить исследовательскую работу.
- Может быть у кого-то есть дополнения? Предлагаю поаплодировать нашему докладчику и всем исследователям за работу.
-Все, что мы узнали о море и о соленой воде, весь собранный материал сложим в альбом, который назовем «Тайны морской воды».