Светлана Мартинкевич
Познавательно-исследовательский проект «Чудо-песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые коллеги! В первом полугодии 2023 года наш детский сад работал над задачей, темой которого было "Развитие интеллектуальных способностей, познавательного интереса, творческой инициативы у детей дошкольного возраста посредством оптно-эксперементальной деятельности". Я работаю с детьми раннего дошкольного возраста 2-3 лет, поэтому выбрала эксперименты, который понятны таким маленьким детям - это простые опыты с песком, а так же с водой, воздухом и снегом. Опыты со снегом мы проводили в игровой комнате, чтобы руки у малышей не замерзли, дети пользовались пластмассовыми совочками. Когда я определилась какие опыты буду проводить с детьми, пригласила своих коллег, работающих также на первой младшей группе принять участие в этой работе. Вместе мы разработали проект, который назвали "Чудо-песок". Предлагаю его вашему вниманию.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Чудо-песок“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленький набор
Возьмем в игру… Подобно Богу,
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя Познания дорогу.
Т. Грабенко.
Актуальность:
Один из принципов ФГОС говорит о необходимости осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
Воспитатели 1-ых младших групп знают, что первый приход ребенка в детский сад, как правило, сопряжен с целым рядом трудностей. Малыш попадает в совершенно новый для него мир, к которому он должен привыкнуть, приспособиться к незнакомой обстановке. По опыту мы знаем, что приятным для малыша способом, помогающим решить проблемы поведенческой и эмоциональной сферы, являются игры с песком. Поэтому мы выбрали этот проект. Он позволит стабилизировать эмоциональное состояние детей, поможет преодолеть страх и неуверенность в период адаптации, снять эмоциональное напряжение.
Стратегия осуществления проекта :
Данный проект осуществляется на базе МБДОУ «ЦРР- д / с «Дельфин» в 1-ых младших группах «Родничок» и «Котята». Проект реализуется в совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
Тип проекта :
Познавательно-исследовательский.
Продолжительность: среднесрочный.
Цель:
• Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования с песком; создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Задачи:
• Побуждать детей к действиям с песком;
• Демонстрировать детям свойства влажного и сухого песка;
• Развивать мелкую моторику, тактильно-кинестическую чувствительность;
• Заинтересовать родителей темой и содержанием проекта, повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления детей со свойствами песка;
• Воспитывать аккуратность в обращении с песком;
• Развивать интеллектуальные эмоции детей.
Обеспечение проекта :
Методическое:
Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» - Волгоград: Учитель, 2012.
О. Э. Литвинова «Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста», - СПб. :ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2015.
Материально-техническое:
Компьютер, принтер;
Мультимедийная установка;
Фотографии;
Песок;
Мелкие игрушки-фигурки людей и животных, машинки;
Природный материал: камешки, шишки, веточки;
Песочные наборы (ведра с совочками и формочками);
Бросовый материал (баночки, крышечки, ложечки и т. д.);
Салфетки для рук.
Методы проекта :
Словесные: чтение художественной литературы, беседа, рассказывание;
Игровые: игры с песком и водой;
Практические: метод многократного повторения, опыты, эксперименты, обследование;
Наглядные: рассматривание.
Предполагаемые результаты:
Дети осознанно выполняют действия с сухим и влажным песком;
Проявляют интерес к результату своей деятельности;
Испытывают чувство удовлетворения от продукта деятельности;
Родители активно включаются в практическую, экспериментальную и игровую деятельность с детьми.
Этапы проекта :
I этап – подготовительный (18.09-01.10.2023г.)
1. Подбор методической литературы.
2. Привлечение родителей к пополнению оборудованием центра экспериментирования:
• Центр «Песок-вода» : емкости разного размера, лейки, формочки, песок, вода, камешки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки, предметы из разных материалов, пластмассовые стаканчики, плавающие игрушки.
• Центр «Воздух» : воздушные шарики, вертушки, ленточки, флажки.
3. Систематизация практического материала для опытов и экспериментов.
II этап – практический (02.10. -30.11.2023г.)
Опыты и эксперименты:
Песок.
1. «Песочные струйки»
Цель опыта: вспомнить с детьми свойство песка – сыпучесть.
2. «Чудесные фигурки»
Цель опыта: продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок формуется; он тяжелее, чем сухой песок; на влажном песке хорошо рисуется веточкой.
Вода.
1. «Узнаем, какая вода»
Цель опыта: выявить свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется.
2. «Свойства воды»
Цель опыта: подвести детей к пониманию того, что вода бывает холодная, теплая и горячая.
3. «Растворимость веществ в воде»
Цель опыта: раскрыть понятие о том, что одни вещества растворяются в воде, а другие нет.
4. «Разноцветная вода»
Цель опыта: показать, как можно сделать воду цветной, воспитывать бережное отношение к воде.
Воздух.
1. «Надувание мыльных пузырей»
Цель опыта: научить пускать мыльные пузыри; познакомить со свойствами мыльной воды.
2. «Ветер по морю гуляет»
Цель опыта: помочь детям обнаружить вокруг себя воздух.
Снег.
1. «Снег-снежок»
Цель опыта: познакомить детей со свойствами снег: он холодный, тает в тепле.
Работа с родителями:
Консультация устная «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Консультация письменная «Экспериментирование с водой».
III этап – обобщающий (01.12. -15.12.2023г.)
1. Мини - отчёт в рамках родительского собрания «Мы –экспериментаторы»;
2. Представление опыта работы для коллег в рамках тематического педсовета.