Татьяна Жукова
Познавательно-исследовательский проект «Бумажные фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
«Расскажи-и я забуду,
Покажи-и я запомню,
Дай попробовать – я пойму…»
К. А. Тимирязев
Как показывает история развития науки, часто темы исследований возникают спонтанно, и многие открытия были совершены неожиданно, даже случайно. Тема нашей работы тоже появилась неожиданно.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Бумажные фантазии“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Поделки из бумаги
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2021
Дети нашей группы очень любят рисовать. При рисовании, чаще в свободной деятельности, дети, только начав рисунок, выбрасывают его и берут все новые и новые листы бумаги. Однажды в уголке творчества закончилась чистая бумага. Дети столкнулись с вопросом, где взять бумагу для рисования. Так родилась идея проекта.
Окончательная тема проекта была сформулирована, когда мы делали с детьми поделки из бумаги.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которых ее получают-уменьшаются. Лес нужно спасать сейчас. Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги- одно из важных решений данной проблемы.
У нас в группе скапливается много различных бумажных отходов. Было решено попробовать в условиях детского сада использовать эти отходы для получения бумаги ручной работы.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
- разъяснить дошкольникам о необходимости беречь лесные массивы и о возможности сделать это путем изготовления бумаги из макулатуры для последующего использования в продуктивных видах деятельности.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
* образовательные:
-продолжить формировать представления о роли леса в жизни человека;
-познакомить с различными видами бумаги, ее свойствами и историей возникновения;
-познакомить детей с процессом изготовления бумаги из макулатуры путем вторичной переработки бумажного сырья.
* развивающие:
-развивать практические исследовательские умения и навыки у детей старшего дошкольного возраста.
* воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к лесному богатству.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
-дети подготовительной группы, воспитатели, помощник воспитателя, родители.
ТИП ПРОЕКТА
- краткосрочный-3 недели (1 декабря 2018 года-24 декабря 2018года).
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
-бумага;
-производство бумаги из вторичного сырья в условиях детского сада.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
-использование мультимедийных презентаций;
-показ мультфильмов;
-опыты и эксперименты с бумагой;
-творческая деятельность: рисование, аппликация, оригами, изготовление
бумаги ручной работы, сбор коллекции фантиков и различных видов бумаги;
-беседы познавательного характера.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА
-работы детей;
-мультимедийная презентация;
-выставка рисунков «Лес-наше богатство»;
-пальчиковый театр (герои, ширма);
-эко-контейнер;
-поделки из бумаги (изготовлены детьми совместно с родителями);
-коллекция фантиков;
-альбом «Виды бумаги»;
-бумага ручной работы;
-фото занятий.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Объявить о том, что в нашей группе проводится проект «Бумажные фантазии», в котором они должны принять участие. Для этого им необходимо принести бумагу разного вида, фантики, литературу и дидактический материал про лес, бумагу.
2. Консультации для родителей «Знает ли Ваш ребенок о том, что нужно беречь бумагу?», «Аппликация помогает ребенку развиваться».
3. Индивидуальные беседы с родителями на тему «Обсуждаете ли Вы дома с ребенком тему проекта?».
4. Привлечь взрослых к изготовлению «шапочек» из бумаги для подвижных игр и театра.
5. Рекомендовать родителям дома прочитать детям стихи и рассказы про лес.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I. Организационный.
1. Анализ проблемы проекта.
2. Составление и обсуждение поэтапного плана проекта.
3. Подбор методической, справочной литературы по тематике проекта (в методическом кабинете, в интернете).
4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
5. Объявление для родителей о том, что в группе идет работа по проекту «Бумажные фантазии».
II. Практический.
1. Цикл бесед: «Лес- наше богатство», «Кто живет на дереве», «Как макулатура спасает наши леса» ( цель: систематизация представлений детей о лесе как об экосистеме, объяснение причин исчезновения лесов). «Что такое бумага», «История возникновения бумаги», «Что такое макулатура», «Наша книжка заболела», «Как делают бумагу на производстве» ( цель: расширить и закрепить знания детей об истории создания бумаги; познакомить с процессом производства бумаги; воспитывать бережное отношение к изделиям из бумаги).
2. Рассматривание репродукций картин И. И. Шишкина-певца русского леса. Лес-неиссякаемый источник красоты, вдохновляющий писателей, поэтов и художников. ( цель: развивать художественное восприятие пейзажных картин, вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ пейзажа).
3. Хебнева Чтение художественной литературы: Е. «Книжка заболела»,С. Михалков «В снегу стояла елочка», «Лист бумаги», А. Лопатина «Почему у земли платье зеленое», А. Штро «Подарок другу», «Мальчишке-мечтателю»,«Кораблик», О. Колесова «Простой листок бумаги» ( цель: расширение знаний детей о бумаге).
4. Продуктивная деятельность ( цель: продолжать учить детей использовать в своей работе нетрадиционные техники рисования, аппликации; учить детей анализировать, делать простейшие умозаключения; научиться изготавливать бумагу из макулатуры).
5. Выставки семейного творчества (рисунки, поделки, пособия из бумаги) ( цель: привлечение родителей к участию вместе с их детьми в совместном творчестве).
6. Просмотр мультфильмов : «Профессор Почемушкин. Изготовление первой бумаги», «Фиксики. Береги бумагу», «Бибигон. Как делают бумагу на производстве» ( цель: расширять представления детей об истории создания бумаги, ее производстве, о бережном отношении к бумаге и бумажным изделиям).
7. Дидактические игры: «Найди пару», «Лесные звуки», «Одень куклу», «Волшебная бумага», «Аукцион», «Принеси бумажный предмет», «Бывает- не бывает», «Назови действия», «Послушная бумага», «Ящик ощущений» ( цель: развивать внимание, память, волевые процессы, активизировать мышление).
8. Дыхательная гимнастика ( цель: развитие дыхательной системы ребенка).
9. Создание коллекции фантиков ( цель: развитие познавательной активности детей).
10. Создание альбома «Виды бумаги» ( цель: расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах).
11. Изготовление эко-контейнера ( цель: место хранения использованной бумаги).
12. Познавательно-исследовательская деятельность ( цель: познакомить детей с различными видами бумаги, ее свойствами; научить изготавливать бумагу в условиях детского сада).
13. Опыты с бумагой ( цель: обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни; научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определить ее качество (цвет, гладкость, прочность, толщину) и свойства (впитывает воду, мнется, режется, горит и т. п.); познакомить с разными видами бумаги, выяснить, как свойство каждой из них связано с использованием данного материала).
14. Изготовление бумаги из макулатуры ( цель: познакомить детей с процессом изготовления бумаги из макулатуры путем вторичной переработки бумажного сырья).
III. Заключительный.
Благодаря проведенной работе, дети узнали:
- бумагу производят из древесины, ее можно изготовить из макулатуры в условиях детского сада;
- вырубка деревьев пагубно сказывается на состоянии нашей экологии;
- макулатура может уберечь от вырубки деревьев.
Дети познакомились с историей создания бумаги, ее свойствах, назначении.
Главным результатом работы является то, что дети научились изготавливать из макулатуры бумагу разного цвета и качества, которую можно использовать для детского творчества.
Бумага ручной работы универсальна, декоративна. На ней можно воплотить в жизнь многие творческие идеи. Хочется сказать: «Бумага - лучший способ выразить и проявить себя. Творите бумагу, творите на ней, творите из нее».
Литература
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. - Воронеж: ТЦ Учитель, 2002.
2. Воспитатель ДОУ, № 10.- М., ТЦ Сфера, 2015.
3. Долженко Г. И. 1000 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия холдинга, 2004.
4. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. -М. : Просвещение, 1985.
5. Калмыков С. А. Вырезаем из бумаги. -СПб. : Корона принт, 1999.
6. Козлина А. В. Уроки ручного труда. - М. : Мозаика-синтез, 2009.
7. Корнеева О. С. Учимся мастерить своими руками. -М. : АСТ Астрель, 2014.
8. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : Цветной мир, 2015.
9. Лыкова И. А. Рисование. Моя природа. -М. : Цветной мир, 2014.
10. Малышева А. Н. Ермолаева Н. В. Аппликация в детском саду. - Ярославль. : Академия развития, 2001.
11. Петрова И. М. Волшебные полоски. Ручной труд для малышей. -СПб. : Детство-пресс, 2005.
12. Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. - М. : Скрипторий, 2012.
13. Проснякова Т. Н. Азбука мастерства. - М. : Академкнига, 2005.
14. Ребенок в детском саду. № 1, 2005.
15. Ребенок в детском саду. № 6, 2003.
16. Ребенок в детском саду. № 6, 2009.
17. Соколова С. В. Оригами для маленьких. - СПб. : Детство- пресс, 2014.
18. Соколова С. В. Оригами для старших дошкольников. - СПб. : Детство- пресс, 2014.
19. Справочник старшего воспитателя. Май № 5.- М. : ЗАО МЦФЭР, 2015.
20. Султанова М. Н. Простые опыты с бумагой. - М. : ООО Хатбер-пресс, 2015.
21. Черкасова И. А. Руснак В. Ю. Бутова М. В. От салфеток для квиллинга. - М. : Скрипторий, 2014.
22. Швайко Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М. : Владос, 2003.
23. Шорыгина Т. А. 500 загадок, считалок для детей. - М. : ТЦ Сфера, 2016.