Татьяна
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Мука и соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Главная Виды деятельности в ДОУ Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе детского садаВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУПознавательно-исследовательская деятельность в средней группе детского садаМАРИЯ СКОПИНА14.02.2018631.2KЭкспериментирование со свойствами воздуха в средней группе
Период среднего дошкольного возраста в психологии считается относительно спокойным: кризис трёх лет позади, ребёнок прислушивается к мнению взрослого, внимательно выслушивает инструкции и старается при выполнении указаний. Уровень развития логического мышления, накопленный опыт чувственных образов, умение проводить простые наблюдения и опыты — основа для работы с маленькими исследователями.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе „Мука и соль“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мука. Свойства муки
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» январь 2024
Развитие исследовательских навыков и умений является важным компонентом образовательного процесса в детском саду. Стремление к опытному познанию окружающего мира проявляется уже у детей ясельного возраста. Младшие дошкольники активно накапливают знания в виде ярких образов, запомнившихся в процессе исследования. К 4–5 годам дети становятся настоящими «почемучками» : задают вопросы обо всём, что вызвало интерес, а получить ответ самостоятельно у них пока не хватает умений.
Главная Виды деятельности в ДОУ Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе детского садаВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУПознавательно-исследовательская деятельность в средней группе детского садаМАРИЯ СКОПИНА14.02.2018631.2KЭкспериментирование со свойствами воздуха в средней группе
Период среднего дошкольного возраста в психологии считается относительно спокойным: кризис трёх лет позади, ребёнок прислушивается к мнению взрослого, внимательно выслушивает инструкции и старается при выполнении указаний. Уровень развития логического мышления, накопленный опыт чувственных образов, умение проводить простые наблюдения и опыты — основа для работы с маленькими исследователями.
Содержание
1 Организация познавательно-исследовательской деятельности средних дошкольников
1.1 Цели и задачи
1.2 Критерии организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
1. 3 Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности
1.4 Виды занятий по познавательно-исследовательской деятельности
1. 5 Таблица: формы организации исследовательской деятельности средних дошкольников
1.5. 1 Фотогалерея: исследовательский проект «Чудесные свойства воды»
1.5. 2 Фотогалерея: познавательно-исследовательский проект «Общественное насекомое»
2 Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе детского сада
2.1 Мотивирующее начало занятия
2.1. 1 Таблица: примеры мотивирующего начала занятия
2. 2 Таблица: картотека тем по исследовательской деятельности в средней группе
2.3 Временной план занятия
2.3. 1 Таблица: примеры временного плана занятий
2. 4 Таблица: пример конспекта занятия познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
3 Работа кружка по исследовательской деятельности в детском саду
4 Примеры организации познавательно-поисковой деятельности средних дошкольников
4. 1 Видео: экспериментально-исследовательская деятельность «Волшебный магнит»
4. 2 Видео: организация познавательно-исследовательской деятельности детей по теме «Цифра и число 7»
4. 3 Видео: занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства песка»
4. 4 Видео: НОД познавательно-исследовательского характера «Поможем найти Снегурочку»
4. 5 Видео: эксперименты с водой в средней группе
4. 6 Фотогалерея: примеры оформления исследовательского уголка
Организация познавательно-исследовательской деятельности средних дошкольников
Развитие исследовательских навыков и умений является важным компонентом образовательного процесса в детском саду. Стремление к опытному познанию окружающего мира проявляется уже у детей ясельного возраста. Младшие дошкольники активно накапливают знания в виде ярких образов, запомнившихся в процессе исследования. К 4–5 годам дети становятся настоящими «почемучками» : задают вопросы обо всём, что вызвало интерес, а получить ответ самостоятельно у них пока не хватает умений.
Чтобы не превратить ребёнка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями.
В. А. Сухомлинский
«Сердце отдаю детям»
Организуя занятия по познавательно-исследовательской деятельности, воспитатель учитывает уровень психического развития и мышления детей. Перечислим возрастные особенности средних дошкольников :
Повышенная степень любознательности. Ребёнка 4–5 лет легко увлечь каким-либо предметом или процессом, вот почему знания предлагают не заучивать, а побуждают их добывать.
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулирования выводов.
Коммуникативные потребности. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. К периоду старшего дошкольного возраста у ребят развивается способность к выдвижению гипотез. Для формирования этого умения в средней группе важно совершенствовать навыки устной речи, проводить развёрнутые беседы познавательной направленности.
Хорошая степень развития мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются со столовыми приборами, застёгивают пуговицы и молнии, играют с небольшими деталями конструктора и бусинами. Для совершенствования работы кистей обеих рук следует задействовать в практических исследованиях разнообразные материалы (песок, глина) и инструменты (увеличительные стёкла, пипетки, лопатки и др.).
Трое детей изучают свойства песка, земли и глины
В ходе экспериментирования дошкольники учатся логически мыслить и взаимодействовать друг с другом
Цели и задачи
В основе познавательно-исследовательской деятельности лежит богатая развивающая база: детям даются представления о предметах разнопланово (об их свойствах, структуре, качествах, обозначаются возникающие между объектами связи, а фактические сведения всегда добываются практическим путём. Целью организации исследовательской деятельности средних дошкольников является реализация их повышенной любознательности, стремления к опытной активности и самостоятельности. При этом для экспериментирования в детском саду подбираются темы в соответствии с утверждённой образовательной программой, занятия выстраиваются с учётом возрастных особенностей воспитанников и обеспечивается безопасность проведения каждого исследования.
Исследовательская деятельность средних дошкольников осуществляется через изучение предметов и явлений вне прямого восприятия (как это было в младших группах). Система представлений об окружающем мире формируется через определение связей и зависимостей между объектами наблюдений. Педагог создаёт положительную мотивацию воспитанников к реалиям жизни и к последующим исследованиям.