Назарова Татьяна Валентиновна
Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе «У нас в гостях утенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе «У нас в гостях утенок».
Уважаемые коллеги, сегодня я поделюсь опытом работы по исследовательской деятельности в обучении дошкольников на примере одно из изучаемых тем по окружающему миру.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе „У нас в гостях утенок“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Утки, утята
- Темочки
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Какой глубокий смысл – не правда ли? А как она отражает сущность ребенка – дошкольника. Дети - активные исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя все, что их окружает. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию, крепко и надолго знания усваивает тогда, когда слышит, видит и делает что-то сам. В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. Поэтому, среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.
Зная психофизиологические особенности в обучении малыша (я работаю с детьми 4ех лет, всегда заранее продумываешь игровые моменты, практическую работу, раздаточный материал, сюрпризные моменты, …
Изучая тему «Какие бывают птицы», я использую исследовательскую деятельность с детьми по изучению особенностей водоплавающих птиц.
Вначале занятия пришел в гости утенок и поделился тем, что его очень огорчает:
"У меня есть друг - цыпленок. И я никак не могу научить его плавать. Его перышки сразу намокают, а мои остаются сухими"
Предлагаю детям помочь утенку найти ответ на вопрос, на что дети с удовольствием соглашаются.
Этапы исследовательской деятельности;
1) выделение среди птиц группы водоплавающих;
2) с помощью исследования перьев птиц путем погружения их в воду, определение перьев гуся и петушка;
3)исследование перьев гуся - нанесение на поверхность капелек воды;
4) работа над вопросом: "Почему у водоплавающих птиц не намокают перышки" - использование следов пластилина на бумаге;
5) подведение детей к выводу: водоплавающие птицы смазывают перышки особым веществом, знакомство с копчиковой железой (без использования термина);
6) рассказ утенку о результатах исследования, предложение построить ему кораблик их дерева (ранее проводили исследование с деревянными предметами);
Дети тоже захотели для себя кораблики. А так как в кабинете можно "построить" только бумажные кораблики, стали размышлять о том, что нужно сделать, чтобы кораблик не утонул.
7)практическое применение полученных детьми знаний в процессе исследования - дети сразу додумались, что кораблик нужно мазать жиросодержащим веществом;
8)актуализация знаний обучающихся.
Кораблекрушение
Благополучное путешествие корабликов
В завершении исследования все дети получили бумажные кораблики в подарок. А наше "море" и "реку" я не убрала. Уж очень детям понравилось рассматривать морское дно!