Файзрахманова Гузалия Габдульфайевна
Познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования на тему : «ВОДА И ЕЕ СВОЙСТВА» дошкольного возраста.
для детей старшего
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить знания детей о свойствах воды через опытно – экспериментальную деятельность : без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса, жидкая. 2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека. 3. Создавать условия для развития у детей навыков проведения простейших лабораторных опытов.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие:
1. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
2. Совершенствовать умение отгадывать загадки.
3. Формировать умение анализировать, развивать логическое мышление.
Воспитательные:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
2. Прививать бережное отношение к воде.
Предварительная работа: Беседа о свойствах воды. Знакомство с профессией лаборанта. Чтение стихов и загадок о воде.
Методы и приё мы:
Словесный: Беседа. Вопросы. Загадки. Объяснения. Напоминание. Поощрение.
Наглядный: Презентация.
Игровой: Сюрпризный момент.
Практический: Наблюдение. Опыты. Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность)
Материал для занятия: стаканы, пуговицы, гуашь, молоко.
Ход занятия.
Под звуки «Шум воды» входят дети.
Воспитатель: Здравствуйте,ребята! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Сейчас возьмёмся за руки и передадим наше хорошее отношение друг к другу. Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Дети, вы заметили, что это у нас на полу?
Дети: Лужи.
Воспитатель: А как вы думаете кто мог оставить эти следы?
Дети: Вода.
Воспитатель: Ребята, а как мы можем узнать это? Дети: Давайте пойдём по этим следам.
Идем по следам. Находим письмо.
Воспитатель: Ребята что это? Дети: Письмо.
Воспитатель: Ребята как вы думаете от кого письмо?
Дети: Незнаем.
Воспитатель: Вы хотите узнать от кого письмо?
Дети: Да.
Воспитатель: Что мы можем сделать?
Дети: Прочитать.
Воспитатель: Ребята посмотрите письмо необычное. Что это?
Дети: Флешка.
Воспитатель: Это видео письмо. Ребята что нам делать с флешкой?
Дети: Включить в ноутбук. Посмотреть.
Смотрим презентацию.
1 слайд: Здравствуйте ребята я капелька.
2 слайд: Это моя семья. Моя мама Тучка учит нас делать добрые дела.
И я решила пригласить
вас к нам в гости, чтобы рассказать вам о нашей жизни.
3 слайд:
Загадка капельки.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без.
(Воды)
Дети: Воды.
Воспитатель: Правильно. Догадались, о чем мы будем сегодня говорить?
Дети: О воде.
4 слайд: Скажите, для чего нужна вода человеку?
Дети: Человек пьет воду, моется, готовит, поливает огороды, сады, избавляется от грязи с помощью воды. 5 слайд: Правильно, человек ни дня не может прожить без воды: из нее он готовит пищу, моется, поливает огород. Вода – добрый друг и помощник человека.
6. слайд: Кому еще нужна вода?
7.8.9. слайд Дети: Вода нужна животным, растениям, насекомым, птицам, рыбам. 10 слайд: Вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Но чистой воды на Земле становится все меньше и меньше. Как вы думаете, почему? Дети: Загрязняют. 11 слайд: Заводы, фабрики загрязняют воду отходами своего производства, сбрасывая их в реки, озера. От этого гибнет рыба и все живое в воде. 12слайд: Мусор вдоль берегов реки попадает в воду и засоряет ее. Мойка машин около реки также загрязняет воду. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы сохранить чистой воду? 13 слайд: Будем держать закрытым водопроводный кран, не будем загрязнять водоемы мусором, будем беречь и экономить каждую каплю воды
14слайд: Ребята а вы хотите узнать много нового и интересного про воду. Дети: Да. 14 слайд: И я вас приглашаю … Воспитатель: Ой что случилось? Дети: Капелька пропала. Воспитатель: Наша помощница пропала. А мы сможем узнать новое и интересное про воду без капельки? Дети: Да.
Воспитатель: А как мы сможем это сделать?
Дети: Провести опыты. Воспитатель: Ребята где проводят опыты? Дети: В лаборатории. Воспитатель: Лаборатория-это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Ну, что, мои маленькие ученые, вы готовы к поиску нового и интересного. Дети: Да. Воспитатель: Отправляемся. Воспитатель: Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и закроем глаза.
(Звучит музыка «Шум прибоя»).
Воспитатель: Мы в лаборатории! Ка вы думаете, какие правила надо соблюдать в лаборатории. Дети: Не толкаться и внимательно слушать, быть аккуратными. Воспитатель: Молодцы! Вы узнаете, какими свойствами обладает вода, но сначала вспомним правило обращения с водой: Коль с водой имеем дело
Рукава засучим смело.
Пролил воду - не беда,
Тряпка под рукой всегда. Воспитатель: Ребята, как вы считаете, что такое вода? Дети: Жидкость.
Воспитатель: Вода какая твёрдая или жидкая?
Дети: Жидкая.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Она льётся. Она течёт, её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в кастрюлю. Воду можно вылить или перелить из одной посуды в другую. Воспитатель: Как мы это проверим?
Дети: Опыт.
ОПЫТ №1 «ВОДА-ЖИДКАЯ». Воспитатель: Ребята, что находится у нас на столе? Дети: Вода. Стаканчики. Воспитатель: А как мы можем проверить что вода жидкая? Дети: Воду из одного стакана перельем в другой. Воспитатель: Что произошло?
Дети: Она льется. Воспитатель: Какая вода? Дети: Жидкая. Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?
Дети: Вода-это жидкость, её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой.
Воспитатель: Ребята, все ученые записывают выводы своих опытов, мы с вами тоже будем отмечать наши выводы с помощью схем-помощников.
Опыт № 2 «ВОДА НЕ ИМЕЕТ ВКУСА»
Воспитатель: Ребята, у воды есть вкус?
Дети: Вкуса нет.
Воспитатель: А как мы можем проверить?
Дети: Воду из стакана нужно попробовать.
Воспитатель: Какая вода по вкусу?
Дети: Вода без вкуса.
Воспитатель: А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек сахара. Что изменилось?
Дети: Вода стала сладкая. Мы изменили вкус воды.
Воспитатель: В другой стакан добавим соль. Как изменился вкус воды? Дети: Вода стала соленая. Вкус воды изменился.
Воспитатель: Правильно, какой вывод мы сделаем?
Дети: Вода не имеет вкуса.
Опыт № 3: «ВОДА БЕЗ ЦВЕТА. ПРОЗРАЧНАЯ»
Воспитатель: Посмотрите, что на столе? Дети:2 стакана. Один с молоком. Второй с водой. Воспитатель: В стакан с молоком опустим пуговицу. И в стакан с водой. Воспитатель: Молодцы. Что произошло? Дети: В воде пуговицу видно, а в молоке не видно. Воспитатель: Почему? Дети: Вода прозрачная, а молоко белое. Воспитатель: Правильно, какой вывод мы сделаем? Дети: Вода-прозрачная. Воспитатель: Делать научные открытия – трудное дело, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.
(Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова.
(Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять.
(Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.
(Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
Опыт№ 4: «ВОДА ИЗМЕНЯЕТ ЦВЕТ»
Воспитатель: Что ещё есть на столе? Дети: Стаканы с водой. Краски. Воспитатель: Каким цветом вода в стакане? Дети: Прозрачная. Воспитатель: Правильно. Нужно взять краску любого цвета и добавить в воду. Что изменилось?
Дети: Она окрасилась. Воспитатель: Какой вывод? Дети: Можно красить воду. Воспитатель: Вода может изменять цвет, от красящего вещества которое мы добавляем в воду.
Опыт № 4: «ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА»
Воспитатель: Ребята, а как мы проверим имеет вода запах?
Дети: Понюхать. Воспитатель: Понюхайте воду в стаканчике. Чем она пахнет? Дети: Нет запаха.
Воспитатель: Я добавлю в воду капли, а вы опять понюхайте. Что произошло с водой?
Дети: Вода изменила запах, пахнет мятой.
Воспитатель: Какой вывод мы делаем?
Дети: Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Вывод: вода не имеет запаха, но может приобретать запах другого вещества.
Воспитатель: Мои дорогие юные ученые нам пора обратно.
Дети: Да.
Воспитатель: Нужно взять друг друга за руки, закроем глаза и послушаем, как шумит вода, и переместимся в нашу группу.
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Что особенно запомнилось? А мы сами справились с этой задачей?
Дети: Опыты проводили. Воспитатель: Как называется место где проводят опыты? Дети: Лаборатория. Воспитатель: Какие свойства воды вы запомнили?
Дети: Жидкая. Не имеет запаха. Не имеет вкуса. Прозрачная. Изменяет цвет.
Воспитатель: Вы узнали много нового, и дальше будете узнавать много интересного о нашей планете под названием Земля. Проводить чудесные и необычные опыты.
Спасибо мои юные ученые! (музыка «Шум воды»).