ольга дыбко
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вот и подошел к концу летний оздоровительный период. И мы снова встречаемся с коллегами на педсовете, подводя итоги "летней работы".
Я познакомила всех присутствующих с результатами познавательно-исследовательской деятельности в своей работе с детьми. Нужно сказать, что наш детский сад открылся совсем недавно, полгода назад и специально к летнему периоду для развития детей была создана научно-познавательная лаборатория " Почемучки".
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно–исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
• Развивается речь.
• Формируется самостоятельность,
• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В процессе нашей работы в летний период всю экспериментальную деятельность я бы разделила на три
В зависимости от характера наблюдений и экспериментов их проведения:
1. Случайные эксперименты. Проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в группе или на участке. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют
Например:(можно намокнуть если попасть под дождь, больно, когда в глаза попадает песок, можно обжечься горячим чаем, мяч катится, потому что круглый, влажные салфетки на солнце сохнут быстрее). Все эти эксперименты мы "проводили" в процессе нашей совместной деятельности.
2. Плановые эксперименты.
Здесь два вида экспериментов, в зависимости от места проведения:
- в группе (Центр песка и воды)
- на улице (лаборатория «Почемучки».
Я заранее определяла задачи эксперимента, выбирала объект, продумывала приемы и методы руководства экспериментом.
Наши опыты были связаны с двумя веществами: песок и вода.
Подробно расписывать каждый эксперимент нет смысла, их легко найти сегодня, просто назову некоторые из них.
1 занятие- знакомство с водой, что вода льется, чиста, прозрачная, сквозь нее видны руки.
«Тонет-Не тонет»
«Вода холодная и горячая»
«Разноцветная вода»
«Тердая вода»
«для чего нужен песок»
«Мокрый-сухой»
Нужно сказать, что несмотря на наше расписание, 1 раз в неделю- познавательно- исследовательская деятельность, появлялись мы с ребятами в лаборатории гораздо чаще, очень уж нравилось им быть экспериментаторами.
В этом возрасте в экспериментировании мы ставим цель опыта, продумываем план его проведения, и вместе с детьми осуществляем необходимые действия. Постепенно привлекаем детей к прогнозированию результатов своих действий: "Что получится, если мы подуем на одуванчик?"
Выступаем, как партнеры, выясняем с детьми, как спрятать колечко в стакане с водой, что для этого необходимо, уточняем. Затем проверяем предложенные детьми все способы решения проблемы. Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, что бы спрятать колечко. В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что происходит. Затем совместно делаем выводы: вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной и др.
В процессе работы знакомим детей со свойствами и качествами такого материала как камень: они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут. Из камней можно делать постройки.
Камни, песок, вода постоянно присутствуют в нашей экспериментальной деятельности.
В процессе работы, играя с детьми, стараемся создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы. Например, развивая сюжет ролевой игры, предлагаем слепить пирожки для угощения кукол, используя для этого сухой песок. Попытка вылепить из него пирожки первоначально заканчивается неудачей, при этом дети сами осознают, что у них не получается и почему. Неудача направляет внимание на выявление свойств песка. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Чтобы найти выход из создавшейся ситуации предлагаю детям намочить песок и попробовать еще раз слепить пирожки. Дети с радостью замечают, что на этот раз у них все получилось.
3. Эксперименты как ответ на детские вопрос. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а предлагает ребенку самому найти ответ, проведя несложное наблюдение, опыт или эксперимент. Если работа не сложная, то она проводится как случайный эксперимент, если требуется подготовка, воспитатель ее планирует.
Предлагаем детям слепить колобков, в процессе чего они получают представления о том, что из влажного песка можно лепить.
( вопрос: почему нельзя ходить по клумбе во время полива, большая лужа сохнет дольше)
Свое выступление я закончила презентацией стенгазеты "Маленькие Эйнштейны". Где размесила фотографии с проведения экспериментов.