Эльмира Сумская
Познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Воздух вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь.
Приоритетное направление: познавательное развитие.
Оборудование: проектор, схемы, глобус, мяч, воздушные шары, тазик с водой, полиэтиленовые пакеты, стаканчики.
Предварительная работа: изготовление бумажных вееров.
Ход:
Орг. момент:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста „Воздух вокруг нас“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
- Ребята, сегодня я шла на работу, и мне так захотелось стать учёным. Вы не подскажите, кто такие ученые? (изобретатели)
А вы не хотите что - нибудь изобрести или сделать открытие. Давайте совсем ненадолго станем учеными. Закройте глазки, раз, два, повернись и в учёных превратись! Вы теперь не девочки, вы теперь не мальчики, вы теперь учёные. Пройдёмте в нашу лабораторию.
Отгадайте загадку:
Шар земной внесли в автобус,
Оказался это… (глобус)
- Что такое глобус? (макет земли)
Обратите внимание, что показано - синим цветом? (вода)
- Чего больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря и океаны.
- А вы знаете, что есть ещё один огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывают серебристые рыбы. Догадались?
- Это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.
- Сейчас мы поговорим о воздухе.
- Как вы думаете, есть ли воздух вокруг нас? Как его поймать, как потрогать?
Опыт 1
- Разбирайте пакеты, будем ловить воздух. Кто поймал? На что теперь наши пакеты похожи? (на кошку, шарик, подушку)
- Давайте посмотрим, воздух имеет цвет? (нет, он какой? (прозрачный, бесцветный)
- А давайте его понюхаем, у него есть запах? (нет)
- Выпустите воздух, пускай летит.
В некоторых случаях воздух можно увидеть, я предлагаю вам подуть через трубочку в стаканчик с водой. Мы видим пузырьки воздуха.
- Наше первое открытие: воздух бесцветный, не имеет запаха, он вокруг нас.
- Отметим наше открытие схемой. (см. Приложение 1)
- Ребята, а воздух имеет вес?
Опыт 2
- Посмотрите, это весы. Шарики на весах перевешивают друг, друга, или они уравновешены? Давайте попробуем один шарик проткнуть. Что произошло? Весы, стой стороны, где шарик остался что сделали? (перевесили). Значит - воздух имеет вес? (да)
- Наше второе открытие: воздух имеет вес.
- Отметим наше открытие схемой. (см. Приложение 1)
- Отгадайте загадку:
«Кинешь в речку, не тонет
О стенку не стонет
Будем оземь кидать
Будет кверху летать» (мяч)
- Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)
Опыт 3
- Попробуем опустить мяч в воду. Что же произойдёт? Он тонет? (нет) Почему? Воздух выталкивает его на поверхность.
Чтобы убедиться в этом окончательно, я предлагаю вам подуть через трубочку в стаканчик с водой. Мы видим пузырьки воздуха.
- Наше третье открытие: воздух легче воды.
- Отметим наше открытие схемой. (см. Приложение 1)
- Ребята, можем ли мы как то ощутить воздух?
Опыт 4
Возьмите бумажный веер и помашите им около лица. Что, вы, чувствуете? Легкий ветерок, это колебания воздуха;
- Воздух движется.
- Отметим наше открытие схемой. (см. Приложение 1)
Дыхательная гимнастика
- Ветер бывает добрым и злым.
Продуктивная деятельность : изготовление коллажа «Добрый и злой ветер» (см. Приложение 2)
Итог: просмотр презентации для закрепления свойств воздуха. (см. Приложение 3)
- Ребятки, о чем мы говорили на нашем занятии? Что мы узнали нового о воздухе? Что вам понравилось больше всего?