Анна Сухова
Познавательно-исследовательская деятельность «Воздух повсюду» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас, путем экспериментирования;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер - это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „Воздух повсюду“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: обогатить словарь детей словами : невидимый, поместили, приобрел.
Материал и оборудование: «Мыльные пузыри»; воздушные шары; веер; стаканы с водой и трубочки по числу детей; раскраски «Фиалки» по числу детей; полиэтиленовые пакеты по числу детей; мультимедийная презентация; аудиозапись «звук ветра».
Ход:
Организационный момент. К детям приходит фея Фиалка с воздушными шарами.
Фея: Здравствуйте, ребята! Меня зовут фея Фиалка. Я живу на радуге. Посмотрите, какие у меня красивые шары. Мне их подарил самый главный волшебник. Но как только эти шарики оказались у меня, подул такой сильный ветер. И я оказалась здесь. Хотите узнать, что этот за волшебник?
Дети: Да!
Фея: Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем! (Воздух)
Фея: Воздух. Конечно этот волшебник воздух.
Ребята, волшебник Воздух приготовил столько разных фокусов. Вы поможете мне их разгадать? Дело в том, что если мы разгадаем все фокусы этого волшебника, то я смогу вернуться домой, на радугу.
А чтобы мы не забыли, какие фокусы воздуха отгадали, мы будем обозначать их символами. Согласны? Ну, раз все согласны, тогда я приглашаю вас встать в круг. Мне будет помогать палочка моя волшебная. Встаем. Вот, молодцы.
Основная часть.
Фея: Ребята, помните, в загадке было сказано: он невидимый, воздух невидимый. Почему не получается увидеть воздух?
Дети: Потому что он бесцветный, прозрачный.
Фея:Давайте это проверим? Посмотрим направо, налево, вверх, вниз. Кто-нибудь увидел воздух? Мы разгадали с вами первый фокус воздуха : Воздух – невидимый. А если воздух невидимый, то как мы его можем назвать? Воздух кто?
Дети: Невидимка.
Фея: Давайте повторим этот вывод.
Дети: Воздух невидимка.
Игра «Поймай воздух».
Фея: Ребята, раз воздух невидимка, значит, он где-то прячется. Согласны? Давайте попробуем его поймать. Для этого я сейчас вам раздам вот такие пакетики. Всем досталось? Сейчас я покажу вам, как нужно ловить воздух.
Фея поворачивается вокруг себя и зажимает пакет.
Фея: Оп и зажали. Попробуйте все поймать воздух. Все поймали? Имя, что у тебя в пакете? Имя, что у тебя в пакете? У всех в пакете воздух? А где мы его взяли?
Дети: Вокруг нас.
Фея: А теперь развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: Потому что из пакета выпустили воздух.
Фея: А можно тканью поймать воздух? (нет)
Дети: на ней есть дырочки, оттуда воздух выходит.
Фея: А пакет, у нас какой?
Дети: Пакет плотный.
Фея: Мы разгадали еще один фокус. Воздух вокруг нас. Давайте, повторим этот вывод (Воздух вокруг нас)
Фея: Ребята, когда мы поместили воздух в пакеты, форму чего приобрел воздух?
Дети: Воздух приобретет форму пакета.
Фея: Имя, скажи полным предложением.
А если я помещу воздух в шарик, форму чего приобретет воздух?
Дети: Воздух приобретет форму шарика.
Фея: Давайте, проверим. (Воспитатель надувает шарик). Скажи имя, форму чего приобрел воздух?
Фея: Ребята, а в чем мы еще можем спрятать воздух?
(надувной круг, нарукавники, спасательный жилет, спасательный круг).
Фея: Ребята, как вы думаете, имеет воздух свою форму или не имеет?
Дети: Воздух форму не имеет.
Фея: Это еще один фокус воздуха.
Итак, воздух формы не имеет, а приобретает форму того предмета, в который его помещают. Вот какой сложный вывод у нас получился. Кто за мной повторит этот вывод? Кто сможет хорошо сказать? Может имя повторит?
Игра с мыльными пузырями «Выпустим воздух из мыльных пузырей»
Фея: А теперь я с помощью волшебной палочки помещу воздух в мыльные пузыри. А вы его оттуда будете выпускать. Договорились? Но будьте осторожны, чтобы мыльные пузыри вас не перехитрили и не попали в ваши глаза. Хорошо? И не сталкивайтесь друг с другом. Давайте сделаем шаг назад. Готовы? Выпускаем воздух! И ловят мыльные пузыри.
Фея: По-моему, вы, ребята весь воздух из мыльных пузырей выпустили. Присаживайтесь на стульчики.
После игры дети садятся на стулья.
Фея: Ребята, что было внутри мыльных пузырей?
Дети: Внутри был воздух.
Фея: Скажите, когда вы надували шарик, откуда мы брали воздух?
Дети: Мы брали воздух изнутри нас.
Фея: значит, воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас? Давайте это проверим. Подойдите к столам, посмотрите, какие специальные приспособления я для вас приготовила. Как же мы будем проверять, есть ли внутри нас воздух? Попробуйте предположить.
Дети: подуем в трубочку.
Дети дуют в стакан с водой при помощи трубочки.
Фея: Что мы с вами наблюдали, когда дули в водичку?
Дети: мы наблюдали пузыри.
Фея: Какие (что) это были за пузыри?
Дети: Это были воздушные пузыри.
Фея: Это были воздушные пузыри. Мы выдыхали воздух, и он в виде пузырей выходил из воды. Давайте еще немножко подуем. Молодцы! Вернемся в круг. Ребята, какой вывод мы можем сделать?
Дети: Воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас.
Фея: имя, повтори, где еще есть воздух.
Фея: Вспомните, какие предметы мы наполняем воздухом?
Дети: Воздушные шары,круг для купания.
Фея: Ребята, если воздух есть вокруг нас, внутри нас, внутри предметов. Какой мы сделаем вывод?
Дети: Воздух есть везде.
Фея: Давайте хором повторим.
Игра «Почувствуй воздух»
Ребята, а вы хотите почувствовать воздух?
Дети: Да.
Фея: Я для вас приготовила веера. Помашите веером возле своего лица. Что вы ощущаете.
Дети: ветерок.
Педагог предлагает детям помахать веером.
Фея: Веером машем, создаем колебание воздуха, и образуется ветер. Попробуем ручками создать движение воздуха и образовать ветер.
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо (машем руками)
Закачалось деревцо (качаемся из стороны в сторону)
Ветерок все тише, тише (приседаем)
Деревцо все выше, выше (поднимаемся и тянемся к верху).
Фея: Итак, воздух можно почувствовать?
Дети: Да, воздух можно почувствовать при его движении.
Фея: Веер толкает окружающий нас воздух и получается легкий ветерок. Может кто-то знает, как называется движение воздуха в природе. Движение воздуха в природе называется ветром.
Волшебная палочка приглашает вас встать в круг. Встаем-встаем-встаем!
Фея: Мы уже знаем, что воздух находится вокруг нас. Предлагаю вдохнуть воздух ртом и попробовать, какой он на вкус?
Дети: Воздух безвкусный.
Фея: Все верно. Ребята, а как вы думаете, воздух имеет запах? Попробуем понюхать.
Дети: нет, не имеет запаха.
Фея: Предлагаю проверить?
(Проводит эксперимент с разрезанным апельсином, дети закрывают глаза).
Фея: Что вы чувствуете?
Дети: Чувствуем апельсин.
Фея: Чистый воздух не имеет запаха, но он имеет свойство переносить запахи от других предметов или вещей. Вы же чувствуете, как мама дома готовит вам еду, хотя в это время вы можете находиться в другой комнате?
Дети: Чувствуем по запаху, что она готовит.
Фея: Ребята, а как вы думаете, где вам легче и приятней будет дышать: в лесу или в городе, где кругом машины?
Дети: Легче дышится в лесу.
Фея: А почему вам кажется, что в лесу?
(Ответы детей).
Фея: Наши зеленые друзья – это деревья и растения, которые очищают воздух, чтобы нам было легче дышать.
Фея: Итак, чем же мы дышим?
Дети: Мы дышим воздухом.
Фея: Чистый воздух имеет запах?
Дети: Нет, чистый воздух не имеет запаха.
Фея: А если мы почувствовали запах, что это может означать?
Дети: Что воздух может переносить запахи.
Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Ребята, вы большие молодцы. Вы помогли мне разгадать столько фокусов Воздуха. Давайте все их вспомним, а помогут нам символы. Что обозначает этот символ? (Воздух невидимка). Давайте повторим все хором! И т. д.
Ребята, это еще не все фокусы воздуха. В следующий раз мы продолжим разгадывать фокусы этого Волшебника. И обязательно разгадаем все-все-все фокусы. Правда?
Фея: А кто помнит, как меня зовут?
Дети: Фея Фиалка.
Фея: Ребята, я вам оставлю мои портреты, в свободное время вы их раскрасите и они останутся вам на память.
(Звучит звук ветра)
Фея: Ребята, вы слышите? Что это? Дети: Это ветер.
Фея: Это значит, что мне уже пора возвращаться домой, на радугу.