татьяна тищенко
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы «Помощница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познание, развитие речи, художественная литература, экспериментирование, экология.
Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
1. Образовательные
- уточнить свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность
- сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.
- познакомить детей с круговоротом воды в природе, опытным путём показать образование тучи и осадков
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы „Помощница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи
2. Воспитательные:
- воспитывать умение действовать в коллективе.
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
3. Развивающие:
- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
- развивать логическое мышления;
- стимулировать познавательную активность детей.
Предварительная работа:
Проведение ряда опытов, направленных на выявление свойств воды. Чтение произведения Л. Толстой «Хотела Галка пить» (хрестоматия по детской литературе стр. 131) Рассматривание книги «Мир вокруг нас» А. Плещаков темы: «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?» стр. 44; «Почему идёт дождь?» стр. 92.
Демонстрационный материал: картинка «Капелька», глобус, презентация.
Оборудование для опытов на каждого ребё нка: Стеклянные колбы, наполненные на половину водой, мелкие пластмассовые игрушки, блюдца с подкрашенной синим цветом водой, паралоновые губки. Рабочая форма: халат – для воспитателя; для детей – фартуки, нарукавники.
Индивидуальная работа: Данил – отвечать на вопросы полными предложениями; закрепить знания о свойствах воды. Хадижа – добиваться самостоятельности во время практической деятельности.
Словарная работа: Объяснить значение выражения – «Круговорот воды»слово испарение, активизировать в речи детей глаголы, обозначающие действия людей с водой, прилагательные женского рода.
Методы. Игровой, наглядный, практический.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети давайте возьмемся за руки и создадим хорошее настроение, вспомним наш девиз:
С голубого ручейка начинается река
А наше занятие начинается - с улыбки
(посадить детей на стульчики)
А о чём будет сегодняшнее занятие, вы узнаете, если отгадаете загадку:
«Она и в озере, она и в лужице.
Она и в чайнике у нас кипит.
Она и в реченьке бежит, журчит. Что это?»
О чём эта загадка? (ответы детей).
Вода занимает большую часть поверхности Земли. (Рассматриваем глобус)
- Посмотрите, на глобусе можно увидеть все цвета радуги.
- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? (пустыня) Коричневым? (горы) Синим? (моря, океаны, реки) Зелёным (леса)
- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?
(Значит, что воды больше)
В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озёра, реки, болота. Как называется река, которая течёт в нашем селе? («Мокрая Буйвола»). Вода есть и на глубине Земли. Благодаря воде возникла и сохраняется жизнь на нашей планете.
- Сегодня к нам в гости пришла «Капелька» по поручению своих подружек Капелек, которых очень много во всех водоёмах. Капельке интересно узнать, что вы знаете о воде.
(Становимся в круг) Вначале мы расскажем Капельке об удивительных свойствах воды. Будем передавать нашу гостью по кругу (как будто течёт ручеёк, у кого капелька в руках, тот и называет одно из свойств воды: бесцветная, жидкая, не имеет запаха, может растворять вещества, безвкусная, прозрачная.
- Теперь расскажем капельке, как человек использует воду: стирает, купается, готовит пищу, моет посуду, поливает огород, умывается.
- Сегодня, ребята, мы узнаем, какую ещё помощь вода может оказать помощь человеку.
Для этого мы проведём опыт, который называется «Помощница вода».
Прежде чем пройти в лабораторию, вспомним правила поведения «маленьких учёных»
1. Надеть рабочую форму.
2. Занять своё место.
3. Положить руки перед собой.
4. Оборудование на столе можно брать только по указанию взрослого.
5. Опыт выполнять аккуратно.
6. На столе соблюдать порядок.
Опыт 1
Перед детьми ставится задача : достать из банки предметы, не беря стакан в руки и, не опуская руку в банку (вливать воду, пока не поднимется через края). Предлагаю проделать эти действия
Вывод: вода, заполняя ёмкость, выталкивает находящиеся внутри неё предмет.
(Выйти из-за столов)
Капелька приглашает вас отдохнуть
Физкультминутка.
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Влево – раз, вправо – два.
Потекла ручьём вода.
1, 2, 3, 4. Хорошо мы потрудились.
- Да вот она среди 1000 подруг, таких же, как и она, только стала маленькой. Она стала такой потому, что выглянуло солнце. Как вы думаете, почему Капелька уменьшилась в размерах? (солнце её высушило, капля испарилась). Но Капелька не исчезнет совсем, она скоро к нам вернётся. Посмотрите, что с ней произойдёт.
Выглянуло солнце, протянуло свои тёплые лучи к рекам, озёрам, морям и с поверхности воды стал подниматься …. Как вы думаете что? (пар). Пар – это очень маленькие капельки воды. Эти капельки поднимаются высоко в небо и, плотно прижавшись, друг к другу, образуют тучу. Когда капелек становится много, им трудно удержаться вместе, и тогда они отрываются от тучи, падают вниз и на Земле идёт дождь. Капельки возвращаются в реки, озёра, моря, часть воды уходит под землю, и тогда из-под земли «бьют» родники. И всё повторяется с начало. Такое путешествие воды называется «круговорот воды» (хоровое и индивидуальное повторение название процесса).
Закрываем глаза. Появляется Капля.
- Ну что запомнили, как появляются тучи?
Теперь проведё м опыт: «Образование тучи и осадков».
Задача детям. Взять сухую губку. Затем опустить её в тарелку с подкрашенной водой и дать напитаться водой.
Приподнять губку, если влаги много, то капельки начнут падать на блюдце.
Вывод: туча состоит из капелек воды, которая под своей тяжестью отрываются и падают на землю дождём.
Будущее России, ее экология, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории.
Лиза
Родник иссяк, ручей ослаб,
Вода из крана как- кап-кап.
Мелеют реки и моря.
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдет немного лет-
И нет водицы, нет, нет, нет.
Я думаю, что все то новое, что вы узнали сегодня, вы расскажете своим друзьям. И, конечно, очень бережно будете относиться к воде. Берегите воду, как и все живое на земле! И пусть сегодняшнее занятие пробудит в ваших душах капельку добра!
А сейчас, я вам предлагаю пройти к доске и вспомнить, какие эксперименты мы с вами проводили.
Затем, на доске, на которой нарисована лестница с тремя порожками, и приклеить свои капельки на ступеньки, на верхнюю ступень поставят капельки те дети которые считают, то уже всё узнали о воде. На среднюю ступеньку, те дети, которым нужно ещё немножко поработать над этой темой. На самую нижнюю – те дети, которые считают, что над этой темой нужно поработать побольше, т. к. хотят узнать еще больше интересного о воде
- Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на примере других опытов, в следующий раз. Спасибо вам ребята. Вы были очень хорошими исследователями.
А, Капелька хочет подарить вам на прощание свое изображение, чтобы вы о ней не забывали