Лидия Шатунова
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников старшего возраста
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников старшего возраста
Китайская пословица гласит:
" Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму".
Формирование исследовательских умений одна из важнейших задач в рамках ФГОС. В современных требованиях ФГОС много внимания уделяется развитию экспериментальной деятельности у дошкольников. Достоинство в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах, изучаемого объекта или явления.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников старшего возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Мир физических явлений, окружающий ребенка, дает огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию как компоненту общих умственных способностей
Творчество, имеет важное значение в умственном развитии детей. В основе творчества лежат творческие способности дошкольников, представляющие собой систему особых действий по преобразованию исходной ситуации с применением специальных средств.
Дошкольный возраст уникален, важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. В период дошкольного детства формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, анализируя, сравнивая.
У детей в старшем дошкольном возрасте формируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Ребенок это исследователь. Дети хотят как можно больше узнать об окружающем нас мире. С самого раннего детства, ребенок стремится использовать все свои органы чувств для знакомства с этим миром. И то, что он сам попробует или пощупает или увидит, позволит ему получить новые знания о неизвестном. Желание узнать, что- то новое помогает ребенку развиваться полноценнее и быстрее. Становясь старше, дети часто задают вопросы о физических явлениях, происхождении планет,звезд и т д.
Педагог должен создать такую ситуацию, когда ребенок сам захочет узнать, как получить нужную информацию, провести элементарный опыт, наблюдения, чтобы подтвердить, или опровергнуть свои предположения.
Экспериментальная деятельность в дошкольном возрасте помогает детям освоить взаимосвязи, развивает логическое мышление. Ребенок учится анализировать, сравнивать, находить сходства и различия. Ему предоставляется возможность самостоятельно найти решение и выбрать метод решения проблемы.
Для этого педагогом могут быть использованы различные приемы:
- эвристические беседы
-постановка и решение вопросов проблемного характера
- наблюдения
-моделирование
-опыты
-фиксация результатов наблюдений, экспериментов, трудовой деятельности.
- погружение в звуки, краски природы
-подражание голосам птиц
- использование худ. слова
-дидактические игры
-трудовые поручения
Эксперимент или наблюдения, самостоятельно проводимые ребенком, позволяют ему создать модель явления, получить результаты, классифицировать их, сделать выводы. Ребенку необходимо получить ответ на свои вопросы, не только как и почему, но и зачем, и какой результат я хочу увидеть.
Экспериментальную деятельность можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей.
Перед детьми ставиться проблема и предлагается найти пути ее решения. Путем проведения исследований, наблюдений дети видят результат и обсуждают результаты, делают умозаключения, выводы.
Эксперименты позволяют констатировать факт, сравнить или обобщить полученные результаты.
Экспериментальная деятельность может проводиться в течение всего дня:
В ходе нод, прогулки, трудовой деятельности, игровой деятельности.
Проводя эксперименты, дети видят результаты проделанной работы. Они в свою очередь имеют большое значение на самооценку ребенка и на повышение его познавательного интереса. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на его способности, и дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания.
Главным результатом работы является приобретение навыка самостоятельной, творческой, исследовательской работы.
Литература:
ФГОС-2014г
Куликовская И. Э. Совгир Н. Н. Детское экспериментирование
Старший возраст. - М; педагогическое общество России, 2003 79с.
Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации.
Н. В. Нищева Комплексная программа дошкольного образования детей с тнр
Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
Н. Н. Поддъяков «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. - Перемена,1995.