Камышева Жанна
Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать и я пойму»
Знаете ли Вы, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как?” и “почему?” Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.
Публикация «Консультация для родителей „Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Темочки
В процессе организации познавательно – экспериментальной деятельности решаются следующие задачи:
• развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
• развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости;
• умение делать выводы, а также развитие внимания, восприятия, мышления;
• создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Основная задача взрослых – поддержать, а главное развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.
Для того, чтобы поддерживать интерес детей дошкольного возраста к познавательному экспериментированию необходимо:
*не отмахиваться от желания малыша. Так как в основе любого желания лежит любознательность.
*не отказываться от совместных занятий с ребенком. Дети не могут развиваться без участия взрослых.
*не запрещать без объяснений. Запреты сковывают самостоятельность и активность.
*если вы что-то запрещаете, то обязательно объясните, почему запрещаете. Помогите разобраться что можно и как можно.
* не указывать на недостатки и ошибки деятельности малыша, так как это приводит к потере интереса к этому роду деятельности.
*поощрять любопытство, это вызовет потребность в новых впечатлениях. Любопытство порождает любознательность, потребность в исследовании.
*предоставлять возможность малышу действовать с различными предметами и материалами.
*поощрять желание экспериментировать с разными предметами.
*побуждать ребенка доводить начатое дело до конца. Положительная оценка взрослого очень важна для него.
*проявлять заинтересованность к деятельности ребенка. Беседовать с ним о целях, о его намерениях, о том, каким путем добиться желаемого результата.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Следуйте совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Проведите следующие эксперименты:
“Тонет, не тонет”. В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)
“Подводная лодка из яйца”. В одном стакане соленая вода, в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).
“Цветы лотоса”. Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки распускаются)
“Чудесные спички”. Надломить спички посередине, капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться)
“Подводная лодка из винограда”. Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется виноград будет тонуть и всплывать)
“Капля шар”. Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков).
“ Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги, двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются (Вода обладает склеивающим действием).
“ Чем пахнет вода”. Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую воду. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах (Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены).
“Сравнить вязкость воды и варенья”. (Варенье более вязкое, чем вода)
“Есть ли у воды вкус?” Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено)
“Испаряется ли вода?”. Наливаем в тарелку воду, подогреваем на пламени. Воды на тарелке не стало. (Вода в тарелке испарится, превратится в газ; при нагревании жидкость превратится в газ)