Татьяна Лобастова
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников согласно ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня дошкольные образовательные учреждения действуют в условиях перехода на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
В соответствии с этим стандартом, основная цель дошкольного образования - научить ребенка самостоятельности: самостоятельно мыслить и действовать, принимать решения, самостоятельно получать необходимые знания, которые пригодятся ему в жизни.
Ориентация на самопознание становится основой образовательного процесса.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Одна из областей ФГОС - «Познавательное развитие» - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [3].
На этапе завершения дошкольного образования (исходя из целевых ориентиров) ребё нок должен:
- проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности : игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;
- способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;
- достаточно хорошо владеть устной речью;
- проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться при-чинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; иметь склонность к наблюдению, экспериментированию;
- иметь способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Эта часть целевых ориентиров области «Познавательное развитие» ФГОС может реализовываться в таком виде деятельности как познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование, исследование, проектирование).
С точки зрения Н. А. Коротковой, познавательно-исследовательская деятельность, активность ребенка впрямую направлена на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию [2].
Исследовательская деятельность способствует развитию у детей умений находить нестандартные решения к типовым задачам, видеть проблему, выдвигать гипотезы, работать с информацией и оценить полученные результаты, делать выводы [5].
Познавательная активность ребенка в процессе деятельности характеризуется интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни [1].
Учреждения дошкольного образования детей в плане реализации установок ФГОС относительно формирования условий для познавательно-исследовательской деятельности детей, развития познавательной активности детей (и самостоятельности) сталкиваются с рядом проблем:
1. В ДОУ преобладают занятия творческого характера, интеллектуального развития детей. Экспериментирование - процесс чаще всего фрагментарный, так как требует чёткого планирования, более длительной подготовки.
2. Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность всегда требует запаса времени и особого внимания педагога, поэтому ей отводится всего несколько занятий в год.
3. Что касается внедрения в образовательный процесс приемов исследовательской деятельности, способствующей как раз развитию любознательности дошкольников, умения наблюдать и экспериментировать, можно сказать, что и они используются фрагментарно, а это недопустимо с точки зрения усвоения навыков и развития самостоятельности.
4. Данные приемы чётко ориентированы на совместную деятельность ребёнка и взрослого, и это тоже вызывает затруднения в мотивации родителей к такому виду деятельности.
В более выгодных условиях находятся учреждения дополнительного образования детей, педагоги которых более свободны в разработке дополнительных общеобразовательных программ, имеют возможность творчески подойти к организации занятия, образовательного процесса в группе.