Папки-передвижки

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Юля Кропивницкая
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности»

С. Л. Рубинштейн

Л. А. Парамонова считает, что результатом познавательно-исследовательской деятельности дошкольника является интеллектуальная компетентность, которая характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В общественном сознании и профессиональном педагогическом опыте прочно утвердился миф о том, что собственный исследовательский поиск возможен лишь тогда, когда человек обогатил свою память максимальным количеством знаний. На самом деле, исследовательская деятельность является природной для ребенка дошкольного возраста. Исследовательская практика дошкольника – это один из путей познания окружающего мира, и рассматривать ее надо не как один из многочисленных методов обучения, а как основной путь познания, к которому надо максимально приблизить обучение.

Исследовательское поведение выполняет функцию развития, которая обеспечивает адаптацию организма к окружающему миру и изменениям в нем.

Каким образом исследовательское поведение выполняет функцию адаптации к окружающему миру?

Существует два вида взаимодействия человека с окружающим миром:

- Автоматизированное реагирование. Значимо в силу постоянного нахождения в большом количестве стандартных ситуаций. Помогает экономить умственную энергию, время и т. д.

- Поисковая активность. Срабатывает в ситуациях, которые являются не стандартными. Реализуется в двух направлениях:

1. изменение самой ситуации

2. изменение своего отношения к ней.

Для того чтобы начать разговор об организации и месте исследовательской деятельности в жизни дошкольника, необходимо определиться с понятием «исследовательская деятельность».

Исследовательская деятельность – поведение, направленное на уменьшение возбуждения, вызванного неопределенностью.

Исследовательская деятельность – это поиск информации.

Исследовательская деятельность определяется как поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание, сущностная характеристика деятельности человека.

Общая схема последовательности исследовательской деятельности :

1. Выделение и постановка проблемы (вопрос или комплекс вопросов). Проблемные ситуации является всякая теоретическая или практическая ситуация которая вызывает затруднение или неопределенность. Она провоцирует на действия исследования связанные с данной проблемой;

2. Выработка гипотез. Гипотеза – это предположение, вероятное знание не доказанное и не подтвержденное опытом. Она должна быть согласованна с проблемой;

3. Поиск возможных вариантов решения;

4. Изучение, исследование явления или ситуации;

5. Получение результата исследования;

6. Сравнение полученного результата с гипотезами.

Когда речь заходит о поиске возможных вариантов решения необходимо помнить, что возможны три группы методов организации исследования.

Группы методов механизмов познания.

Выделяют три источника познания :

1. Чувственное познание. Основано на отражении внешнего мира через органы чувств.

2. Самостоятельная отвлеченная мысль (основана на логическом мышлении). Применима в случаях когда путь о объектам познания не доступен. Гипотеза подтверждается с помощью логических выводов.

3. Интуиция. Чаще проявляется в искусстве и художественной деятельности.

Методы исследования.

К чувственному познанию относятся методы наблюдения и экспериментирования. К логическому познанию относятся : работа с книгой, беседа со специалистом, работа с компьютером, «мыслительный эксперимент». Интуиция возможна только в художественно – творческой деятельности.

Исследовательская деятельность может быть организована педагогом и как самостоятельная деятельность детей. В циклограмме в качестве совместных видов деятельности должна быть определена исследовательская деятельность. Это может быть работа в центре науки. Для ее организации необходимо создание определенных условий. В группе должен быть оборудован центр науки (экспериментирования). В него должны входить материалы для исследовательской деятельности с различными материалами: магниты, свет, вода и песок, и т. д.

Но следует помнить, что темами для исследований могу становиться любые события, предметы и явления. Главное, что бы в исследовательской деятельности соблюдался общий алгоритм.

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие следующих качественных показателей:

высших психических функций (внимание, восприятие, память, мышление,

способов умственной деятельности (умение сравнивать, анализировать, обобщать,

формируются умения видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы,

доказывать и защищать свои идеи и т. д.

Все эти составляющие характеризуют развитие познавательной активности. Познавательная и исследовательская деятельность - это естественная потребность ребёнка, в процессе которой он познаёт окружающий мир, окружающие его предметы, их свойства, качества, учится их использовать и применять в практике. В широком смысле познание для ребёнка - механизм адаптации к окружающему миру.

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

Задачи познавательного развития в ДОУ :

• развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;

• формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);

развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;

• создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;

• стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;

• формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

О том, что познавательно-исследовательская деятельность является одним из ведущих видов деятельности указывается и в ФГОС ДО. Одна из 5 образовательных областей определяет содержание работы по Познавательному развитию и предполагает:

п. 2.6. Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.,

п. 2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности, в частности - познавательно-исследовательской.

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном детстве включает в себя: игры-эксперименты, целенаправленные познавательные опыты, имеющие своей целью изучение свойств и качеств предметов, материалов и различных явлений, исследовательские проекты.

Начало любой работы начинается с организационных моментов. С этой точки зрения важно подготовить методическую поддержку для работы педагогов, так называемые методические продукты, для образовательной работы. Таковыми являются:

расписание непрерывной образовательной деятельности

циклограмма совместных видов деятельности, в которые так же включен данный вид деятельности

картотеки опытов, экспериментов, методической литературы

перспективные планы

тематический план дошкольной образовательной организации, где есть темы познавательного характера

Для реализации любого направления работы необходимо создание развивающей предметно-пространственной среды.

И в завершении хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского, подчеркивающими значимость организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников : «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».

Публикации по теме:

Познавательно исследовательская деятельность «Мой любимый город» для детей старшего дошкольного возраста Познавательно исследовательская деятельность «Мой любимый город». Социальный мир НОД для детей старшего дошкольного возраста Познавательно.

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста «Фрукты» «Познавательно - исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Фрукты» Цель: Обогащать и совершенствовать.

Обобщение пед. опыта: презентация «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста» Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности; повышение уровня.

Познавательно-исследовательская деятельность детей «Кто такие динозавры?» Цель: развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи: - расширять кругозор.

Познавательно-исследовательская деятельность детей с нарушением зрения старшего возраста совместно с родителями Тема: «Воздух – невидимка" Цель: Развивать познавательную активность детей с нарушениями зрения старшего возраста в процессе экспериментирования.

Познавательно — исследовательская деятельность с детьми раннего возраста по теме «Свойства песка» НОД по разделу: ознакомление с окружающим (природное окружение). Тема: «Свойства песка». О. О. Познавательное развитие: создать условия для.

Познавательно-исследовательская деятельность во второй группе раннего возраста Познавательно-исследовательская деятельность во второй группе раннего возраста (от 2 до 3 лет)Эксперимент – важнейший из методов исследования,.

Презентация на тему «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» Актуальность:В современном мире от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому,.

Презентация-отчёт из опыта работы «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную.

Экспериментально-исследовательская деятельность для детей дошкольного возраста Творческая деятельность в экспериментально-исследовательском развитии детей дошкольного возраста Дошкольники – прирожденные исследователи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 апреля 2019 в 13:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юля Кропивницкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД