Елена Кувеко
Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста посредством экологической тропы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования : одним из ориентиров является любознательность. ФГОС ДО направляет содержание образовательной области «Познавательное развитие» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач : развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста посредством экологической тропы в ДОУ» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность: Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, но и развить его познавательные интересы. Поэтому я считаю, что развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Основная цель: создание благоприятных условий на территории детского сада для формирования основ познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экологической тропы.
Задачи: - Поддержка детской инициативы в познавательно –исследовательской деятельности. Развитие познавательного интереса, положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы,
-Знакомство с разными объектами живой природы и раскрытие её взаимосвязи с окружающим миром. Интеграция образовательных областей ФГОС ДО.
Создавая экологическую тропу на территории нашего детского сада, первоначально мы включили несколько наиболее интересных объектов, которые уже имелись на территории. Учитывали затененные и открытые, влажные и сухие участки. Лежащие камни не только украсили тропинку, но и служат убежищем для различных, насекомых, улиток, мокриц и т. д.
В дальнейшем мы искусственно соорудили несколько точек, а в этом году дополнили тропу, посадив группы деревьев и кустарников. Для повышения интереса детей к занятиям на роль «хозяина тропы» был выбран (неожиданно распустившийся пень, которому дали название – Лесовичёк. Воспитатели ежедневно создают ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников, а сказочный герой периодически «оживает», посылает детям письма-задания.
На сегодняшний день наша экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки, удовлетворяя потребности детей в познавательно – исследовательской деятельности, тем самым продвинуть развитие дошкольников вперед, развить их личностные, физические и интеллектуальные качества.
Основные формы развития познавательно-исследовательской деятельности в свете требований ФГОС ДО; наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами. На нашей экологической тропе имеются все условия для проведения данной работы.
На метеостанции дошкольники ежедневно проводят наблюдения по сезонам. Определяют направление и силу и ветра. Измеряют количество выпавших осадков. Наблюдая за состояниями растений, поведениями животных дети учатся предсказывать погоду. Фиксируют в дневнике наблюдений. Педагог же формирует исследовательскую активность в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы. В процессе этой работы дети знакомятся с дальнейшими этапами исследования.
При знакомстве с цветами дети не только исследуют форму цветов, строение, но и запахи, способы ухода, условия роста. Понимать пользу и значение лекарственных трав, на маршруте в зоне отдыха дети пьют фито чаи приготовленные работниками кухни и медицинским работником. Сбор семян с последующим их посевом созданием детьми «Живой Красной книги».
На огороде вместе с детьми выращиваем овощные культуры: морковь, свеклу, помидоры. Ухаживая за растениями, дети приобретают опыт ухода за растениями, наблюдают за их ростом и развитием. Для детей очень важно личное участие в разнообразных практических делах. В результате наблюдений дети имеют наглядное представление о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений, сами находят ответы на вопросы «как?» и «почему? Выращенные на огороде овощи используем в детском питании».
Интересным для наблюдений и практических действий был обнаружен незаметный муравейник, расположенный непосредственно в почве. Его нашли по небольшим отверстиям и снующим рядом муравьям. Его мы тоже обозначили как видовую точку.
В число объектов для исследования стал участок соснового леса при территории детского сада. Используя такой потенциал экологической тропы, традиционными стали природоохранные познавательно-исследовательские проекты по выращиванию и изучению хвойных деревьев «Хвойные растения нашего края». Акции: «Покорми птиц зимой». «Я расту вместе с моим деревом». Которые способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.
Маршрут нашей экологической тропы предусматривает объекты за территорией детского сада. Это парк на территории села. Объекты для наблюдений: группа молодых ёлочек, разного возраста и высоты, есть срубленные. Среди елей растут молодые берёзы (длинные побеги без ветвей, растут в тени, тянутся к свету,— хорошо видно влияние ограниченного количества света).
При взаимодействии с социальными партнерами по вопросам экологического воспитания, в ходе краевой акции «Сохраним птиц - сохраним леса», организованной Абанским лесничеством и администрацией Абанского района, совместно было развешано несколько десятков скворечников, за которыми в дальнейшем велось наблюдение, (когда прилетели птицы, какие птицы заняли скворечники, когда вылетели птенцы, когда птицы покинули скворечники, почему). Посещение данного объекта экологической тропы дошкольниками несёт большой эмоциональный заряд и удовлетворение познавательного интереса, так как исследование возникает по инициативе самого ребенка и чаще всего это спонтанное, обыденное освоение разного опыта общения и коллективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Дети стали настоящими хозяевами экологической тропы.
В морозные дни дети много времени проводят в помещении. Мы создали макет экологической тропы внутри здания детского сада, где имеются условия, способствующие развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Макетирование мы рассматриваем, как закрепление усвоенных знаний, которые дети способны трансформировать в игры - эксперименты, игры-путешествия. Дошкольники вовлечены в исследовательский поиск практически постоянно. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов для младших дошкольников. Выступают на научно практической конференции района.
Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогами проводится диагностика по следующим критериям:
• умение формулировать проблемы воспитанниками;
• построение алгоритма действий для решения проблемы;
• выбор способов исследования;
• умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;
• степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;
• способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.
В результате созданных нами условий в детском саду я могу сделать вывод о высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Значительно улучшились следующие показатели детской деятельности : Использование старшими дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности. Изменение качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности и многовариативности в ее решении). Повышение уровня познавательных способностей детей. Улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению.