МААМ-картинки

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на прогулке

Ольга Полякова
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» с. Черкасское

Саратовской области Вольского района»

Доклад

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на прогулке»

Иргизцевой Ольги Алексеевны

2017год

Актуальность.

Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность на прогулке в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе.

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на прогулке» размещена в разделах

В нашем современном мире перед воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастить не только сознательным, здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Участие в экспериментах относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребёнка. Совершенствовать воспитание личности ребёнка невозможно без обогащения его опыта образами природы – полными и яркими.

Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность на прогулке в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе.

С помощью познавательно-исследовательской деятельности на прогулке можно поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, приобрести опыт исследовательской деятельности, развить восприятие, мышление, речь (рассуждение, размышление, пересказ).

Важно отметить, что самые прочные и ценные знания - не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно.

В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи.

Цель познавательно-исследовательской деятельности на прогулке :

1. Основной целью познавательно-исследовательской деятельности

дошкольников на прогулке является

развитие творческой, самостоятельной

личности.

Задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность,

2. Развитие понимания взаимосвязей в природе.

3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

4. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Этапы реализации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке :

1 ЭТАП – АНАЛИТИЧЕСКИЙ.

Задачи этапа: анализ ситуации, определение основных его целей: расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.

2 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

Задачи этапа: скоординировать действия педагогов, детей, родителей по созданию предметно развивающей среды, разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

3 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ.

Задачи: осуществление экспериментальной деятельности детей для расширения знания об окружающем мире.

4 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ.

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.

В познавательно-исследовательской деятельности на прогулке можно выделить такие эффективные методы познания закономерностей и явлений окружающего мира, как - наблюдение, экспериментирование, экскурсии.

Остановимся подробнее на каждом из них:

Наблюдения.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического и образного мышления, речи и многих других аспектов. Поэтому очень важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а так же практическая исследовательская деятельность. Наблюдения на прогулке вызывают у детей большой интерес.

В осенний период в ходе прогулок с детьми мы : Сравниваем листочки по форме, величине, цвету, наблюдаем за разнообразием цветов и их оттенков. Собираем шишки (сортируем, классифицируем, группируем, тренируемся в порядковом счете. Наблюдаем за деревьями, цветами, тучками. Развиваем исследовательский интерес к осенней природе и природным явлениям.

В зимний период в ходе прогулок с детьми мы : Обращаем внимание на внешний вид деревьев и опушек. Наблюдаем за продолжительностью светового дня зимой. Наблюдаем за снегопадом, рассматриваем снежинки, лепим из снега комочки и рассматриваем их по величине, форме. Сравниваем деревья. Наблюдаем за следами на снегу. Проводим опыты со снегом. Развиваем умение наблюдать зимние признаки и явления природы.

В ходе прогулок с детьми в весенний период мы: Формируем способность выделять особенности весеннего состояния растений. Развиваем исследовательский интерес к жизни птиц и насекомых весной. Осуществляем исследование длины и ширины ручейков, сравниваем их. Измеряем длину ручейков шагами. Измеряем глубину ручейков с помощью палочки. Наблюдаем за снежным покровом, за лужами. Пускаем корабликов в лужи и ручейки. Наблюдаем за сосульками, за ветром и облаками. Рассматриваем первые листочки, сравниваем их по величине.

В летний период на прогулках с детьми мы : Развиваем умение наблюдать летние признаки и явления природы, выделять простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов. Развиваем наблюдательность, любознательности исследовательский интерес в процессе ознакомления с неживой природой. Осуществляем наблюдения за дождем, ветром, облаками, солнцем, тенью, растениями, насекомыми, птицами. Осуществляем игры-опыты с песком, водой, ветром, природным материалом.

Экспериментирование.

Как уже говорилось – дети по своей природе – исследователи, которые с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир.

Технология экспериментирования является одной из составляющих области познавательное развитие, которая предполагает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале и др.).

Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их неживой природы.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Экспериментирование проводится в НОД, в совместной и самостоятельной деятельности. Опыты с природным материалом, совместная и самостоятельная деятельность на прогулке позволяет дошкольнику лучше познать окружающий мир. В результате дети всё охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе.

При планировании экспериментальной деятельности по ознакомлению с явлениями природы необходимо учитывать сезонность. А также должны быть созданы необходимые условия для исследовательской деятельности : как для проявления детьми самостоятельности и удовлетворения своих потребностей и интересов, так и совместной деятельности со взрослыми, где ребенок обучается определенному алгоритму действий.

На прогулке можно проводить следующие эксперименты:

- «Твердое - жидкое»;

- «Лед-вода»;

- «Где быстрее растает лёд»;

- «Следопыты»;

- «Взаимодействие воды и снега»;

- «Свойства снега, воды, песка»;

- «Почва на участке»;

- «Солнечные зайчики»;

- «Почему семена прорастают?»;

- «Куда дует ветер?»;

В результате спланированной организации детского экспериментирования у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково–исследовательской деятельности, дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. У детей развиваются такие качества личности, как: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность, целеустремлённость.

Экскурсии.

Экскурсии по территории детского сада и за его пределами, а также по экологической тропе проводятся с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, развитию исследовательской деятельности по изучению объектов живой и неживой природы. Используя наблюдения за объектами живой природы, можно научить ребёнка эффективным способам взаимодействия с окружающим. На экскурсии появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей.

Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.

Наблюдение, проведение опытов, экспериментов, практические работы по изучению представителей животного мира, экскурсии по территории детского сада - всё это способствует усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы. В процессе исследовательской деятельности дети учатся слушать воспитателя и сверстников, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать мысль. У них постепенно возникает интерес к знаниям и эмоциональная отзывчивость на красоту природы.

Успешность познавательно – исследовательской деятельности :

• Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.

• Ребёнок – исследователь с рождения, но осознанно что-то делает в 5 лет (старший дошкольник, а готовить ребёнка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.

• Важно, чтобы была атмосфера лаборатории.

Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально и др.

Необходимо научить детей следующим умениям:

• Видеть проблемы;

• Задавать вопросы;

• Выдвигать гипотезы;

• Давать определение понятиям;

• Классифицировать;

• Наблюдать;

• Умения и навыки проведения экспериментов;

• Структурировать полученный в ходе исследований материал;

• Делать выводы и умозаключения;

• Доказывать и защищать свои идеи.

для этого предусмотрено много упражнений:

1. Видеть проблемы:

ПРОБЛЕМА – ЭТО ЗАТРУДНЕНИЕ, НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ, ТРЕБУЮЩИЕ

КАКИХ-ТО ДЕЙСТВИЙ.

«Смотреть на мир чужими глазами» - если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь что-то новое.

Например: читаем рассказ: «Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги….»

Задание: продолжи рассказ, но сделать это надо несколькими способами:

• Ты просто гуляешь…

• Ты водитель грузовика….

• Ты ворона, сидящая на дереве….

• Зайчик или лисичка в лесу….

Игра «Волшебные превращения»

На основе этой игры проводим мысленный эксперимент: Что будет, если воду греть?

Что случиться со снегом в группе? Что будет если поджечь бумагу? И т. д.

2. Выдвигать гипотезы, предположения.

1. Можно специально потренироваться при помощи упражнения

«Давайте вместе подумаем …. Как птицы узнают дорогу домой?

(Почему поют птицы? Почему металлические самолёты летают) И вот какие могут быть гипотезы: «птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам»,» птиц ведет те кто уже летал на юг», «птицы сверху видят деревья, траву, цветы и они показывают им дорогу»

Таким образом гипотезы, предположения, провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться размышляя, задавать вопросы.

Для этого используем слова:

• Может быть….

• Предположим ….

• Допустим …

• Возможно …

• Что если …

ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО…

• Воробьи стали размером с орла

• Люди уменьшились в несколько раз.

• Слоны стали меньше кошки.

ЧТО ПРОИЗОЙДЁТ?

3. Задавать вопросы.

4. Наблюдать.

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ И ДОСТУПНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. ЧТОБЫ НАБЛЮДАТЬ ВАЖНО ИМЕТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО СПЛАВ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ И МЫШЛЕНИЯ.

5. Делать выводы, умозаключения.

1. «Как люди смотрят на мир» :

«Так как разные люди на мир смотрят по-разному».

2. «Объясните значение выражения» (Несложные, знакомые пословицы и поговорки – обсуждаем коллективно)

3. Скажите, на что похожи:

• Очертания деревьев за окном,

4. Поиск предметов имеющих общие признаки:

• Назовите предметы, которые одновременно твёрдые и прозрачные

• …блестящие, синие, твёрдые.

Назовите как можно больше живых существ с признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.

Принимали участие в акциях «Каждой пичужке по кормушке» или «Покормите птиц», «Елочка- зеленая иголочка»,»Посади дерево» (на территории детского сада, «Любить природу- значит беречь ее».

Принимали участие в проектах «Веселая грядка», «Чистый воздух», Лето добрых дел»,

«Детский сад –цветущий садик».

Наблюдение, проведение опытов, экспериментов, практические работы по изучению представителей животного мира, экскурсии по территории детского сада - всё это способствует усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы. В процессе исследовательской деятельности дети учатся слушать воспитателя и сверстников, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать мысль. У них постепенно возникает интерес к знаниям и эмоциональная отзывчивость на красоту природы.

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность на прогулке осенью Исследовательская деятельность на прогулке (осень) Исследовательская деятельность рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить.

Исследовательская деятельность на прогулке в средней группеИсследовательская деятельность на прогулке в средней группе Наступил март. Дни становятся всё длиннее, солнце светит ярче. Скоро растает снег. Мы с нетерпением ждём, когда, наконец, появится зелёная.

Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки»Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки» Я работаю с детьми старшей группы компенсирующей направленности. Провожу много увлекательных и интересных видов деятельности. Вот и в этот.

Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста В современном обществе одной из актуальных задач.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников согласно ФГОС Сегодня дошкольные образовательные учреждения действуют в условиях перехода на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке на тему «Наблюдение за улиткой» с детьми средней группыПознавательно-исследовательская деятельность на прогулке на тему «Наблюдение за улиткой» с детьми средней группы Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие,.

Познавательно — исследовательская деятельность «В царстве бумажной Феи» Конспект познавательно - исследовательской деятельности "В царстве Бумажной Феи" (для детей 4-5 лет) Цель: расширение и закрепление представлений.

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную.

Познавательно-исследовательская деятельность «Вкусные опасности»Познавательно-исследовательская деятельность «Вкусные опасности» 1 слайд Здравствуйте. Меня зовут Гайворонский Руслан. Я хочу вам рассказать о своем исследовании «Вкусные опасности». 2 слайд У нас в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на прогулке
Опубликовано: 1 октября 2019 в 22:06
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на прогулке» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Полякова (УИ 321036) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД