Людмила Веренич
Познавательно-исследовательская деятельность «Дикие животные. Подготовка животных к зиме» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Закрепить знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, жилищах. Выяснить, как маскируются животные. Развивать и поощрять в детях познавательную активность, интерес к познанию нового. Воспитывать
бережное отношение ко всему живому.
1-й слайд – название НОД
2-й слайд
1. Организационный момент.
Воспитатель читает стихотворение «Собрались и полетели» Е. Головина
- Ребята, послушайте стихотворение:
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „Дикие животные, Подготовка животных к зиме“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные осенью
- Дикие животные, лесные звери
- Животные. В мире животных
- Зима
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Рыщут волки ночью темной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетерке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне-снегири.
- О ком говорится в стихотворении? (О животных, птицах, о подготовке к зиме)
3-й слайд
- Что говорится об утках? (Собрались и полетели утки в дальнюю дорогу)
- Куда они полетели и почему? (В теплые края, потому что наступила осень, стало холодно)
- Что делает медведь? (Мастерит медведь берлогу)
- Зачем нужна берлога медведю? (Он будет в ней зимовать, спать до весны)
- Как готовится к зиме заяц? (Заяц в мех оделся белый)
- Для чего заяц поменял мех? (Чтобы ему было тепло)
- Как готовится к зиме белка (Носит белка месяц целый про запас грибы в дупло)
- Как ведут себя волки (Рыщут волки ночью темной за добычей по лесам)
- Что делает лиса? (Меж кустов к тетерке сонной пробирается лиса)
- Куда кедровка прячет орехи? (Прячет на зиму кедровка в старый мох орехи ловко)
- Что делают глухари? (Хвою щиплют глухари)
- Кто прилетел к нам зимовать, почему? (Зимовать к нам прилетели северяне-снегири, потому что, там, где они живут еще холоднее, чем у нас)
- Какой можно сделать вывод, почему себя так ведут все животные? (Наступили холода и все животные готовятся к зиме)
- Где живут эти животные? (В лесах)
- Как же их можно назвать, какие они? (Дикие животные)
- Как диких животных можно назвать по-другому? (Звери)
- Чем отличаются домашние животные от диких? (Сами себе добывают пищу, заботятся о себе, строят жилище)
- Ребята, давайте отправимся в лес и узнаем, как живут звери?
4-й слайд
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи!
Ты же видишь, мы свои!
5-й слайд
Это картинка-загадка.
Какие дикие животные на ней спрятались?
6-й слайд
Упражнение «Лесные этажи»
Картинка с изображением леса разделена на три части – это этажи леса. Воспитатель загадывает загадки, выставляет картинки и обсуждает с детьми их приспособительные особенности.
- Ребята, лес, как и дома, имеет этажи. Кто-то живет на первом, под землей, кто-то на втором этаже - на земле, и даже на третьем на кустарниках и четвертом этаже на деревьях. Вот мы сейчас и узнаем, какие животные на каком этаже живут.
- Я скачу туда-сюда
По деревьям ловко.
Не пустует никогда
У меня кладовка.
- Белка: живет на самых высоких этажах, она может спуститься и вниз.
- Чем питается белка на деревьях?
- Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям?
- Где устраивает свое гнездо?
- Что ей помогает спасаться от врагов?
- Что защищает от холода?
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
- Лось: наземное животное.
- На каком этаже обитает лось?
- С какого этажа добывает свой корм в зимнее время?
- Что ему в этом помогает?
- Как лось защищается от врагов?
- По снегу бежит – петляет.
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно.
- Заяц: наземное животное, полностью живет на нижнем этаже леса.
- Чем питается заяц зимой?
- Что ему в этом помогает?
- Как он спасается от врагов?
- Что помогает ему выдержать холода?
- Назовите еще диких животных и скажите на каком этаже они живут? (Ответы детей)
7-й слайд
Физкультминутка
- Отдохнем вместе с ежиком и ребятами:
«Ёжик»
Желтых листьев целый ворох,- сидят на корточках, выполняют взмахи руками вправо- Ветра нет, а в листьях шорох. влево
Это еж, почуяв осень, - передвигаются по кругу на корточках
На иголках их уносит.
Хорошо, что он колючий,- встают, выполняют прыжки на носочках
Сам теперь как листьев куча! – руки держат на поясе
Нужно листьями скорей – опять приседают и выполняют взмахи руками.
Спальню выстелить в норе.
Е. Стюарт
8-й слайд
Игра «Назови жилище»
Перед детьми картинки с изображением норы, логова, берлоги, дупла, куста. Дети соотносят зверей со своим жилищем:
- Как называется это звериное жилище (показывает? (дупло)
- Кто живет в дупле (Белка живет в дупле.)
- Как называется это жилище (показывает (Куст)
- Кто живет под кустом? (Заяц живет под кустом)
- Как называется это жилище (показывает?
- Кто живет в берлоге (Медведь живет в берлоге)
- Как называется это жилище (показывает?
- Кто живет в норе (Лиса живет в норе)
- Как называется это жилище (показывает?
- Кто живет в логове (Волк живет в логове)
Игра «Кто оставил следы на снегу?»
9-й слайд
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка)
10-й слайд
- Трусливый, длинноухий, серый или белый (Заяц)
11-й слайд
- Хитрая, рыжая, ловкая (Лиса)
12-й слайд
- Серый, злой, голодный. (Волк)
13-й слайд
- Бурый, косолапый, неуклюжий (Медведь)
14-й слайд
- Молодцы, много знаете о диких животных и как в лесу им непросто жить. Все животные леса приспособлены к трудным зимним условиям. В первую очередь всем зверям необходимо сменить летнюю шерсть на теплую зимнюю. Как это происходит? (Звери линяют, старая шерсть выпадает, а новая вырастает с подшерстком, с теплым и плотным пушком)
- Медведю надо отложить побольше жирка. Что он делает (Много ест)
- Белке надо наполнить свои кладовые запасами. А что еще ей необходимо сделать? (Сменить рыжую шубку на серую)
- Лисе и волку надо иметь острый нюх, хороший слух и быстрые ноги для чего (Чтобы догнать добычу)
Верно, есть такая поговорка: Волка ноги кормят. Как вы её понимаете? (Он быстро бегает и легко догоняет свою добычу)
- Зайцу обязательно надо иметь острые зубы, быстрые ноги для чего? (Грызть твердую кору деревьев, убегать от лисы и волка)
-Как еще заяц готовится к зиме? (Меняет цвет шерсти, шерсть белой окраски)
Экспериментальная деятельность.
- Давайте проведем эксперимент, как вы думаете, что будет, если заяц не поменяет цвет осенью и останется серым, коричневым? А весной наоборот будет белым? (Дети высказывают свои предположения)
- А может быть окраска и не помогает ему маскироваться? Давайте посмотрим.
15-й слайд
Воспитатель демонстрирует модель маскировки, ставя по очереди условные фигурки белки и зайца. Демонстрирует их то на пестрой, то на белой части модели.
Вывод:
- Маскировочная окраска зверька делает его незаметным, если он находится на фоне, который по цвету совпадает с его окраской. При этом зверек должен быть неподвижен (замереть на месте).
Опыт
- Ребята, я вам предлагаю нарисовать на листочках белой бумаги желтым мелком лисичку.
- Накройте картинку красным пластиком. Что видим (Лисичка исчезла)
- Почему?
- Знаете ребята, как желтая лисичка, так и красный пластик отражает цвет, который затем попадает нам в глаза. Красный цвет не чистый, он содержит в себе желтый. Этот желтый цвет сливается с желтым на картинке, и глаз не в состоянии отделить один цвет от другого. Животные часто меняют окраску, сливаясь с цветом окружающего пейзажа, что помогает им защититься от хищников.
16-й слайд
- Пока мы с вами гуляли по лесу, стало прохладней. Смотрите, полетели первые снежинки. Скоро они покроют белым покрывалом всю землю и деревья, и кусты, и дома.
17-й слайд
- А нам пора возвращаться в детский сад.
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес!
Полон сказок и чудес!
Итог. Ребята, где мы с вами были? Что вам больше всего запомнилось? Что удивило? Что нового вы узнали?