Ирина Хажиева
Познавательно-игровой проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития личностных качеств детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-игровой проект «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития личностных качеств детей дошкольного возраста»
Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития личностных качеств детей дошкольного возраста»
Цель проекта : Развитие сюжетно-ролевой игры, как средство развития личностных качеств и основной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты, проектная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
1. Образовательная: Учить выполнять игровые действия в соответствие с общим замыслом игры, подбирать предметы и атрибуты для игры.
2. Развивающая : Развивать умение детей самостоятельно создавать игровой замысел.
3. Воспитательная: Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Вид проекта : познавательный, игровой.
Участники: Дети средней группы, воспитатель группы, родители воспитанников.
Предполагаемый результат:
• Расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий;
• Формирование навыков самостоятельной организации игры, общения в процессе игры, распределении ролей, творческого развития сюжета игры;
• Умение воспитанников организованно играть небольшими группами, включаться в игру и выходить из неё.
Актуальность проблемы. Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его деятельности. Интересные игры создают бодрое настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребности в активной деятельности. Учеными было отмечено, что даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, если он лишен увлекательной игры.
Особое место в развитии детей дошкольного возраста занимают игры, которые создаются самими детьми, – их называют творческими или сюжетно-ролевыми. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. В сюжетно-ролевой игре у детей развивается умение общаться со сверстниками и взрослыми, согласовывать свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями. Игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру в дошкольном возрасте невозможно заменить какой-либо другой деятельностью. Если ребенок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. Лишившись игры, ребенок не приобретает независимости, осознанности, ответственности, внутренней свободы. У большинства не развиты воображение, творческая инициатива, самостоятельность.
Реализация проекта
I этап - подготовительный
Задачи: Вызвать желание играть на темы наблюдений из окружающей жизни или литературных произведений. Учить передавать в игре действия и взаимоотношения людей (ролевое поведение). Знакомить с правилами предупреждения конфликтов. Обогащать содержание игры через ознакомление с трудом взрослых. Учить создавать и изменять по мере необходимости окружающую среду. Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.
Методы:
- Организация предметно – развивающей среды для игр.
- Внесение вариативного материала в игровую среду и знакомство детей со способами его использования.
- Систематическое наблюдение за окружающей действительностью.
- Рассказы о людях труда. Встречи. Экскурсии по детскому саду.
- Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».
- Рассматривание иллюстраций, отражающих трудовые действия, взаимоотношения, настроение людей.
- Чтение художественной литературы.
- Знакомство с правилами предупреждения конфликтов.
- Беседы о любимых играх. Наблюдение за играми сверстников.
- Совместное изготовление игрушек для сюжетных игр
II этап – обучение игре
Задачи: Учить детей планировать игру, преобразовывать сказки, выполнять различные роли, новые сюжето-сложения (например, Баба-Яга – добрая). Учить использовать в игре различные средства выразительности для передачи игрового образа (речь, интонация, мимика). Учить располагать игрушки в соответствии с замыслом игры и убирать на место после игры.
Развивать воображение, мышление, речь, чувство юмора. Развивать качества организатора, убеждение в том, что каждый ребенок может выполнить главную и второстепенную роль. Воспитывать дисциплинированность, умение взаимодействовать со сверстниками, не нарушая хода игры.
Методы:
- Драматизации литературных произведений.
- Участие детей в деятельности взрослых.
- Совместная игра воспитателя и ребенка (обучение ролевому диалогу, ролевому взаимодействию).
- Выставка игрушек, картин на тему сюжетной игры.
- Беседа: Во что хотите играть? Кто кем будет? Что нужно для игры? Что будете делать?
- Театр воспитателя (сама играет так, чтобы детям захотелось, показ ролевого поведения.
- Игры-занятия с игрушкой
- Беседа после игры (самоанализ)
III этап – самостоятельная игра
Задачи:
Вызвать интерес к самостоятельной игре (поощрительная оценка).
Развитие самосознания : самооценка с точки зрения идеала игры и с точки зрения взаимоотношений с товарищами. Подводить детей к прогнозированию дальнейшего развития игры. Формировать умение словесно обозначать игровую роль. Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу.
Методы:
- Советы.
- Помощь.
- Беседы до и после игры.
Перспективное планирование организации и проведения сюжетно-ролевых игр для реализации проекта «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития личностных качеств детей дошкольного возраста»
№ п/п Тема
(Сюжетно-ролевая игра) Сроки проведения Ответственный
1 «Больница» вторая неделя ноября
Хажиева И. Г.
воспитатель
2 «Семья» четвертая неделя ноября Хажиева И. Г.
воспитатель
3 «Магазин» вторая неделя декабря Хажиева И. Г.
воспитатель
4 «Дочки-Матери» четвертая неделя декабря Хажиева И. Г.
воспитатель
5 «Детский сад» третья неделя января Хажиева И. Г.
воспитатель
6 «Автобус» четвертая неделя января Хажиева И. Г
воспитатель
Методические приемы используемые в игре.
Сюжетно-ролевая игра “МАГАЗИН”.
Игровые ситуации:
“Продавец отпускает товар” (во всех магазинах)
“Работа кассира” (берёт деньги, выдаёт чеки)
“В магазин привезли товар” (грузчик, товаровед)
“Покупатель пришёл в магазин” (выбирает, просит показать, платит деньги, благодарит)
“Купим новую мебель” (со строителями) – грузчик, продавец, сборка мебели.
“Реклама нового товара”
Подготовка к сюжету
Рассматривание картины “Продавец” из серии “Кем быть?”, рассматривание иллюстраций о труде продавца.
Чтение произведений на эту тему.
Беседа с детьми “Моя мама - продавец”.
Проигрывание действий продавца, покупателя.
Оформление сюжета :
Изготовление атрибутов с детьми и родителями: касса, витрина, чеки, деньги, корзинки, сумки.
Подбор “товаров” (в зависимости от вида магазина, их изготовление.
Сбор коробок, баночек, флажков, книжек, игрушек и др. с помощью родителей.
Определение места хранения атрибутов для развёртывания игры.
Сюжетно-ролевая игра “Больница”.
Игровые ситуации:
“На приёме у врача - специалиста” (окулиста, хирург, лор, логопед)
“Посещение врача-массажиста”
“Скорая помощь приехала к больному”
“Готовим лекарства для больных”
“В аптеке готовят лекарства, выдают их через кассу по рецептам”
Подготовка к сюжету :
Экскурсия в медкабинет детского сада.
Рассматривание картины “Врач” из серии “Кем быть?”, беседа по ней.
Сбор и рассматривание иллюстраций о работе врача, медсестры. Проигрывание необходимых игровых действий с детьми.
Рассматривание и беседа об игрушках “Доктора Айболит”, набора “Айболит”, машин “Скорая помощь” и другое.
Чтение детям Чуковского “Айболит” и других произведений о работе врача с беседой.
Рассматривание предметов, инструментов, необходимых в работе врачей, беседа о них.
Дидактическая игра “Кому что нужно”.
Оформление сюжета :
Выделение места для игры и хранение атрибутов.
Подбор мебели: столик, кушетка, подбор необходимых игрушек или предметов заместителей (фонендоскоп, шпатель, градусник и др.).
Изготовление атрибутов к игре вместе с родителями: аптечки, кассы, витрины для лекарства, таблеток, таблиц, приборов, рецептов, штампов и др., сшить халаты и косынки и другое (телеграммы, газеты, журналы).фы
Сюжетно-ролевая игра “Семья”.
Игровые ситуации:
“Мама и папа работают, дети идут в детский сад, в школу”
“Мама готовит, гладит бельё …”
“Папа ремонтирует кран, хлопает ковёр, работает в огороде”
“Дедушка и бабушка приехали в гости”
“Отмечаем день рождения (дочки, сына, мамы, папы, бабушки)”
“Украшаем ёлку. Празднуем Новый год”
“Поход в зоопарк, цирк”
“Папа уезжает в командировку”
“Мама заболела”
“Приглашаем (по телефону) гостей. Принимаем гостей”
“Убираем квартиру к празднику”
Подготовка к сюжету :
Беседы с детьми о семье (состав семьи, обязанности членов семьи, склонности, увлечения, занятия вместе с детьми).
Рассматривание семейных альбомов, фотографий.
Беседы с детьми о бабушках, папе, маме, братьях, сёстрах, дедушке.
Рассматривание иллюстраций, картин о семье.
Пение песен о мам, папе, бабушке.
Оформление сюжета :
Выделение места для игры (кухонная комната, кухня).
Сбор необходимых атрибутов, изготовление их: мебель, посуда, предметы домашнего обихода, кукольная одежда и другое. Изготовление их с привлечением родителей. Сбор разных игрушек, зверят.
Сюжетно-ролевая игра “Детский сад”.
Игровые ситуации:
“Воспитатель утром принимает детей в группу”
“Делаем утреннюю гимнастику”
“Завтрак”
“Воспитатель проводит занятие”
“ В детском саду работают люди разных профессий: заведующая, медсестра, повар, помощник воспитателя, прачка, сторож, дворник”
“Праздник в детском саду”
“Врач осматривает детей (измеряет рост, вес)”
Подготовка к сюжету :
Чтение произведений о жизни детей в детском саду.
Прогулка вокруг детского сада.
Пение песен о детском саде.
Экскурсия по детскому саду (знакомство с трудом заведующей, медсестры, поваров, прачки и другое).
Беседа о труде воспитателя.
Наблюдение за трудом воспитателя, прачки, повара.
Проигрывание игровых действий, воспитателя и детей, диалогов.
Конструирование “Построим детский сад”.
Оформление сюжета :
Выделение места для игры (для проигрывания разных ситуаций).
Подготовка необходимых атрибутов: посуды, кровати, постельных принадлежностей, “продуктов” из расчёта на группу в 5-6 человек.
План работы с родителями
№ п/п Формы работы Сроки проведения Ответственный
Примечание
1. Консультация: «Игры с ребенком среднего дошкольного возраста в жизни вашей семьи» Ноябрь Хажиева И. Г воспитатель
2. Консультация: «Игры на кухне» Декабрь Хажиева И. Г. воспитатель
3. Консультация: «Играйте с детьми дома!» Январь Хажиева И. Г. воспитатель
4. Помощь родителей в изготовлении атрибутов для организации и проведения сюжетно-ролевых игр в течение всего срока реализации проекта ХажиеваИ,Г.
воспитатель
Заключительный этап проекта
Оформление презентации проекта, подведение итогов.
Результаты реализации проекта в группе
Анализируя результаты работы, с уверенностью можно сказать: сюжетно-ролевой игре принадлежит большая роль в жизни и развитии личностных качеств детей. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, воображение, происходит становление самооценки и самосознания. В сюжетно – ролевой игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициатива, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Развивается речь детей, ребенок учится мыслить, творить, т. е. в игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
Считаю, что деятельность по реализации проекта «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития личностных качеств детей дошкольного возраста» плодотворна. Данный проект может быть использован, в работе с детьми дошкольного возраста в образовательных учреждениях различного типа.
Сюжетно – ролевая игра
«Магазин: овощи фрукты»
Задачи:
обучающие – учить описывать предмет, который надо купить, чётко произносить слова к названиям овощей, фруктов знакомить с профессией продавцов.
воспитательные – усваивать нормы поведения в магазине; вежливо попросить, поблагодарить.
развивающие – побуждать использовать в игре знания об овощах и фруктах; развивать диалогическую речь.
Развивающая предметно – пространственная среда, оборудование:
- кассовый аппарат.
- наборы овощей, фруктов.
- спецодежда для продавца.
- корзины для товаров.
Ход игры
Воспитатель раскладывает овощи и фрукты на витрины магазина.
По окончанию этой работы предлагает детям поиграть.
Воспитатель: «Я буду продавцом»,- А вы будете покупателями.
переспросить: «а кем вы будете»?
Дети: «Покупателями»
Воспитатель: «Что делает продавец»?
Дети: «Продаёт товары».
Воспитатель: «Что делает покупатель»?
Дети: «Покупает».
Воспитатель показывает овощи и фрукты, которые он собирается продавать, дети их называют.
Затем воспитатель приглашает к прилавку одного ребё нка: «Катя подойди ко мне. Чтобы ты хотела купить»?
Ребёнок называет овощ и фрукт который хочет купить.
Воспитатель соглашается продать, но предлагает ребёнку попросить вежливо.
- «Продайте мне, пожалуйста, апельсины (выделить интонацией слово «пожалуйста»)
Воспитатель: «Что будешь делать из апельсина»?
Ребё нок: «Я сделаю апельсиновый сок».
Затем воспитатель предлагает рассчитаться за купленный товар.
В магазин приглашается следующий покупатель. Каждый покупатель должен чётко называть товар, который он желает купить. И так да тех пор, пока не будут распроданы все фрукты и овощи.
Воспитатель: «все овощи и фрукты распроданы, но есть один покупатель, которому не достались бананы, яблоки и груши. Предлагаю всем покупателям поделится с Таней фруктами».
Дети по очереди подходят к Тане и произносят: «Таня на банан. (вишни, яблоки, груши и т. д.)
Таня: «Спасибо вам, ребята, что вы такие добрые».
Воспитатель: «Теперь у Тани много фруктов и она приглашает всех вас в гости».
Воспитатель спрашивает детей какие овощи и фрукты они сегодня покупали в магазине.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки – м, п, к, р, в словах отчётливо выговаривали слова с этими звуками.
Чтение.
Веселые стихи.
«Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
ОХ!
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нежней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка и свекла?
ОХ.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
ОХ!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
ОХ.
И суп овощной получился не плох!
Игровая деятельность.
Скороговорки.
1. забавной обезьяне
бросили бананы
бросили бананы
забавной обезьяне.
2. бабкин боб расцвел в дождь
будет бабке боб в борщ.
3. в огороде рос горох,
а за речкой – гречка.
Старый наш козел Тимоха
В огороде рвал горох.
4. груша гусениц не любит,
Грушу гусеница губит.
5. клала Клава лук на полку,
кликнула к себе Николку.
6. справа от дорожки
Заросли морошки.
Я сверну с дорожки –
Наберу морошки.
7. ор – ор – ор –
созрел красный
(помидор).
8. на горе Арарат
Растет крупный виноград.
Загадки.
Загадки позволяют в простой и непринужденной форме заниматься с детьми – рассказывать об окружающем мире, расширять их кругозор, развивать образное мышление, умение выделять детали. Это проверенный веками и народами опыт, способ обучения детей. В каждой детской загадке сосредоточена мудрость и любовь многих поколений взрослых.
Долгоножка хвалится:
- Я ли не красавица?
А всего то – косточка
Да красненькая кофточка!
(Вишня).
Заставил плакать все вокруг,
Хоть он и не драчун, а….
(Лук).
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен
Нужен только красный нос.
(Морковь).
Без окон, без дверей,
Полна горница людей.
(Огурец).
Сто одежек,
Все без застежек.
(Капуста).
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней.
(Помидор).
Щеки красные, нос белый,
В темноте сижу день целый
А рубашка зелена
Вся на солнышке она.
(Редис).
Круглая, да не мяч,
Желтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар,
С хвостом, да не мышь.
(Репа).
Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали Вы? Я ….
(Свекла).
На сучках висят шары,
Посинели от жары.
(Слива).
Голова велика,
Только шея тонка.
(Тыква).
Музыкально – художественная деятельность.
I. Музыкальная игра «Дедушка и зайчата»
Разрослась на грядке
В огороде густо идут по кругу,
Белая, большая, взявшись за руки.
Сочная капуста.
Припев: Да- да – да 3 хлопка П + П.
Да- да- да 2р. качают головой,
Сочная капуста руки на поясе.
Дедушка капусту
Часто поливает Дети пришли.
Каждую головку Дедушка поливает
Хорошо он знает. Каждую головку.
Припев: тот же + 4стр.
Зайки – побегайки Дедушка - уснул
В огороде были. Дети- «пружинки»
И качан капусты с поворотом.
С грядки утащили. Одного ребенка прячу
Припев: тот же +4стр
Воспитатель спрашивает: Кого здесь нет, угадай.
И ребятам отвечай.
Веселый хоровод!
Весёлый хоровод,
Все ребята рады Поют, руки
Загляни в огород, на поясе.
Выросло, что надо.
Проигрыш.
Огурец, помидор,
Перчик для салата, Выходят
Кабачок. выходи, солисты.
Попляши ребятам
(Проигрыш)
Ты, арбузик, дружок
Выходи смелее
И с собой приводи
Дыню поспелее.
(Проигрыш)
Веселей, хоровод,
Все ребята рады. Взявшись за руки.
Урожай наш хорош идет хоровод.
Поплясать всем надо.
(Проигрыш)
Урожай.
Посадили мы весной
В огороде блин большой
И еще немножко жареной картошки.
Припев: ой, ой, ой, ой- славный будет урожай.
Возле дома у стены
Посадили сухари
Потом на грядке
Чай полили сладким.
Припев тот же.
Игровая деятельность.
Настольная игра «Магазин!»
Цель: упражнять детей в дифферентации звуков: р- л, с- ш,
Игровой материал :
А) карта с двумя полосками- полками. Полоски расчерчены на квадраты, в которых нарисованы овощи и фрукты.
В названиях овощей есть звуки - р-,к-,л-,с-,о-,м, в название фруктов: звуки -к-б-л-,м-,я,-г,-п.
Б) Деньги- бумажные карточки с буквами
Например. На монетку с буквой -п- можно купить.
Ход игры.
Играют четверо детей. Ход делают поочерёдно. Воспитатель раздаёт каждому по 6 квадратиков с какой либо одной буквой, объясняет привила игры:
Я буду продавцом, а вы покупателями. На свои деньги- квадратики можно купить те овощи и фрукты, в названии которые есть звуки р, к, л, с, о, м, к, б, л, м, я, г, п.
Если уплатите правильно, я продам вам товар.
Выигрывает тот, быстрее израсходует свои деньги.
II. вариант
Деньги- картинки лежат на столе изображения вниз, Каждый играющий берет себе по 6 любых монет- картинок и покупает соответствующий товар.
Позновательно-исследовательская деятельность.
Экспериментирование, опыты и наблюдения за рассадой цветов.
Коммуникативная деятельность.
Драматизация сказки «Репка».
Лепка сюжетная по мотивам сказки «Пых».
Во саду ли, во огороде (грядка с капустой и морковкой).
Задачи:
Обучающие: учить лепить морковку и капусту, передавая форму и характерные особенности овощей: морковка в форме конуса с кудрявым хвостиком, капуста из ленту, свернутой в вилок (в форме бутона или розана). Показать, что разные овощи (репу и свеклу) можно лепить одним способом, так как они похожи по форме. Уточнить представление о хорошо знакомых природных объектах.
Развивающие : развивать желание лепить по мотивам литературных произведений и включать лепные образы в игры-драматизации.
Воспитательные: воспитывать творческое мышление и воображение.
Предметная работа.
Загадывание и отгадывание загадок, рассматривание овощей, беседа об овощах как огородной культуре. Уточнение представлений о том, что такое овощи, кто какие овощи любит, что из них можно приготовить, как овощи заготавливают на зиму. Лепка ежиков, экспериментирование с художественными материалами для передачи колючей «шубки» ежиков. Чтение и свободное пересказывание белорусской народной сказки «Пых».
Дидактическая игра «Репка и свеколка» (лепка).
Воспитатель предлагает детям слепить овощи, которые выросли на огороде у дедушки, бабушки и внучки Аленки. Выставляет изображения овощей или муляж (капусту, морковь, репу и свеклу). Спрашивает, какие из этих овощей похожи по форме. Дети называют свеклу и репу. Педагог предлагает детям самим подумать, как можно слепить эти овощи. Уточняет ответы, показывает вылепленные заранее свеклу и репу, дает словесное описание последовательности работы (возможно, с жестовым показом, но без пластилина) :
- выбираем цвет пластилина - для репы желтый, для свеклы свекольный (бордовый, фиолетовый);
- репу и свеклу лепим одинаково: катаем шар, слегка сплющиваем и вытягиваем тонкий хвостик;
- отдельно лепим большие зеленые листья (ботву) – катаем столбики, сплющиваем, прищипываем по краю и прикрепляем к репе (и/ или свекле). Дети самостоятельно выбирают материал и лепят два овоща, близких по форме, но различных по цвету.
Материалы, инструменты, оборудование.
Пластилин оранжевого и зеленого цвета, бруски черного или коричневого цвета (для грядок, стеки, салфетки влажные и сухие; овощи (настоящие или муляж) для уточнения представлений о внешнем виде моркови и капусты.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям отрывок из белорусской сказки «Пых» :
Жили-были дедушка, бабушка да внучка Аленка. И был у них огород. Росли в огороде капуста, свекла, морковка и репка желтенькая.
Захотелось однажды дедусе репки покушать. Вышел он в огород. Идет-идет, а в огороде жарко да тихо, только пчелки жужжат да комарики звенят.
Прошел дед грядку с капустой, прошел грядку со свеклой, пошел грядку с морковкой…. А вот и репка растет….
Воспитатель спрашивает у детей, какие овощи выросли на огороде у дедушки, бабушки и внучки Аленушки. Выставляет изображения овощей или муляж (капусту, морковь, репу и свеклу). Напоминает, что дети уже лепили свеклу с репкой, и предлагает слепить капусту с морковкой.
Сначала педагог предлагает детям вместе с ним слепить необычным способом вилки капусты:
- берем пластилин зеленого цвета;
- катаем столбик, сплющиваем в ленту и прищипываем по краю, чтобы получилась волнистая оборочка;
- сворачиваем ленту в бутон, чтобы получился пышный вилок капусты.
Дети лепят параллельно с педагогом, чтобы освоить новый способ.
- вот как много капусты уродилось на огороде у дедушки, бабушки и внучки Аленки!
Воспитатель предлагает детям посадить капусту на грядки – бруски черного или коричневого цвета.
Дети могут объединяться в пары и лепить одну грядку на двоих.
Затем воспитатель спрашивает у детей, как они будут лепить морковку. Уточняет и обобщает разные предложения и показывает рациональный способ лепки:
- берем пластилин оранжевого (или красного) цвета;
- раскатываем морковку (конус) в ладошках так, будто катаем столбик (колбаску, но сильнее сжимаем ладошки с одной стороны, чтобы получился узкий тонкий кончик;
- отдельно лепим хвостик – соединяем в пучок несколько столбиков разной длины и слегка скручиваем, чтобы хвостик стал кудрявым.
Воспитатель просит детей показать, как они будут катать морковку в ладошках, сильнее сжимая с одной стороны. Дети показывают (без пластилина, воспитатель проверяет, как дети поняли технику лепки; в случае необходимости поправляет положение ладошек. Спрашивает детей, как морковка будет расти на «грядках» - брусках пластилина, ведь она сидит в земле, и снаружи виден только хвостик ( напоминает загадку: «Сидит девица в темнице, а коса на улице»). Дети предлагают разные варианты, педагог поддерживает и уточняет «находки» детей и советует применить тот способ, который больше всего понравился:
1. прижать морковку узким концом к грядки, чтобы она слегка сплющилась и крепко держалась;
2. отрезать часть морковки стекой;
3. вдавить ямку карандашом или вырезать стекой и поместить туда морковку.
Дети начинают лепить морковку и размещать на грядках.
В конце занятия воспитатель предлагает детям рассмотреть «грядки» с овощами и рассказать, что выросло на огороде у дедушки, бабушки и внучки Аленки.