Любовь Бабикова
Познавательная игра на основе ТРИЗ как метод развития творческого воображения старшего дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная игра на основе Теории Решения Изобретательских Задач уже в дошкольном возрасте позволяет не только развить фантазию ребенка, лишить его психологических барьеров инерции, но и вооружить специальными приемами, сформировать умения выявлять и разрешать противоречия.
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Игры на развитие воображения
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
У педагога, использующего даже элементы теории, дети занимаются с увлечением, без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление. Традиционный подход к обучению дошкольников, построенный на восприятии ими разнообразной информации, достигал своей цели – сообщения знаний. Но научить детей мыслить возможно при использовании такого метода, как познавательная игра. В ней решение проблемной ситуации является внутренним продуктом игровой учебной деятельности. Познавательная игра – это специально создаваемая ситуация, из которой детям предлагается найти выход.
Главное значение данного метода – стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы ребенок получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности. Именно познавательные игры способствуют упражнению детей в применении знаний, а значит более глубокому их усвоению, обогащает круг представлений ребенка, растет его словарный запас, развиваются его творческие способности. ТРИЗ как бы подталкивает ребенка к активности, так как, попадая в трудную ситуацию, ребенок сам должен найти оригинальное решение поставленной перед ним задачи. Умение преобразовывать объект является одним из показателей интеллекта человека. Такие игры делают процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. И чем в большей мере они сохраняют признаки игры, тем в большей мере они доставляют детям радость. При этом игровая учебная деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность детей представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.
Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом творческого воображения, которое необходимо для создания чего-то нового.
Детское дошкольное творчество имеет ряд особенностей: 1 Новизна открытий субъективна. 2. Процесс создания продукта имеет для ребенка первостепенное значение.
3. Ребенок заканчивает свой поиск нового обязательно положительным результатом.
Таким образом, взрослому для развития творческого воображения дошкольника необходимо создавать проблемные ситуации, которые не имеют однозначного решения и побуждают ребенка фантазируя, находить нестандартное решение поставленной задачи. Уже в раннем детстве можно заметить возникновение творческих процессов, которые в большей степени выражаются в играх, речевой и изобразительной деятельности. Игры детей – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности. Стремление ребенка к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.
Для форсирования воображения в курсе обучения изобретательству появился раздел развития творческого воображения (РТВ, включающий набор различных заданий, упражнений, разрушающих стереотипы. В дошкольном возрасте уровень и особенности воображения ребенка, прежде всего, определяются его игровой деятельностью. Игра, осуществляемая при умелом руководстве взрослых и несущая в себе познавательную информацию, способствует развитию творческого воображения. Необходимый элемент игры – воображаемая ситуация, вводимая при помощи слов” как будто”. Образ фантазии выступает здесь как программа игровой деятельности. Фантазия необходима для свободного выявления творческих возможностей ребенка.
В познавательной игре, построенной на основе методов РТВ, дети получают положительные эмоции, так как, проявляя активность, фантазируя, сами находят решения задач, проблемных ситуаций, придумывают что-то новое. Творческое воображение помогает ребенку найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы, опираясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей действительности. На этом этапе базовой является модель” объект - признак - значение признака “. Все творчество детей дошкольного возраста заключается в рамках работы по познанию и преобразованию объектов и их значений. Этот процесс основан на познании свойств объектов и преобразовании этих свойств. Поэтому при всей разновидности методов развития воображения, они имеют общую модель: Объект – Преобразование признака или его значения – Новый объект. Финалом познавательной игры является, например, проявление смекалки, воспринимаемое детьми как достижение. Для педагога результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений.
Умение манипулировать признаками объекта и их значениями необходимо при решении творческих задач. Работа с данной моделью способствует развитию воображения и является первым шагом при формировании творческих способностей человека в целом. Курс развития творческого воображения (РТВ) в системе ТРИЗ способствует развитию высокого уровня развития творческого
воображения старшего дошкольника.
Таким образом, познавательная игра на основе Теории Решения Изобретательских задач эффективно влияет на развитие творческого воображения ребенка старшего дошкольного возраста. Готовя детей к будущему, мы должны готовить их к творческой деятельности.