Людмила Пустозвонова
Организация восприятия музыки как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Пустозвонова Людмила Сергеевна
Руководитель: Другова Ангелина Николаевна
ГБПОУ Педагогический колледж №4
Цель: выявить условия успешной организации восприятия музыки в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни.
Публикация «Организация восприятия музыки как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
По мнению Пеатровского А. В. воображение – особая форма психики, которая может быть только у человека. (1;191-200).
Психолог Поддъяков А. Н. отмечал, что воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. (2;161).
Психолог Теплов Б. М. говорил о том, что творческое воображение-это самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. (3;54).
Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал для постройки новых образов.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности, его поведения в целом и оно не может сформироваться само по себе: творческое воображение складывается на протяжении жизни ребёнка и зависит от условий его жизни, воспитания, полученных впечатлений.
По силе своего эмоционального воздействия музыка превосходит любой вид искусства. Музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений.
Восприятие музыки невозможно без осознания и понимания того, что воспринимается. Известный учёный – музыковед, педагог Шацкая В. Н. отмечала, что под активным восприятием музыкального произведения подразумевается восприятие, связанное с его эстетической оценкой и осознанием содержания музыки, её идей, характера переживаний и всех выразительных средств, формирующих музыкальный образ. (4;87).
Для того, чтобы развивать творческое воображение через организацию восприятия музыки необходимо в группе создать музыкально-обогащённую среду, которая способствует накоплению музыкального опыта, развитию изобразительной деятельности через организацию восприятия музыки и развитию творческого воображения.
Подготовительным этапом развития творческого воображения проводятся игры вербального характера «На что похоже?», «Название картинки». Дальше давалась беседа детям по музыкальному произведению, где дети представляли какой-то образ, слушая музыкальное произведение «Лунная соната 1 часть Людвига Ван Бетховена», что у них это произведение ассоциируется как «Сердце бьётся у принцессы». «Цветочек распускается, растёт, становится очень красивым».
Для того, чтобы развивать творческое воображение через восприятие музыки в изобразительной деятельности мы учим детей разным техникам рисования: диотипии, фототипии, монотипии.
На музыку Антонио Вивальди «Весна» была создана двигательная композиция, где дети изображали птиц, которые прилетели из тёплых краёв на Родину.
Действительно, возможно развивать творческое воображение через организацию восприятия музыки. Но для того, чтобы развивать творческое воображение необходимо создать обогащённую среду, необходимо обогащать слуховой опыт, приобщать детей к восприятию музыкальных произведений и дать возможность выразить себя через изобразительную деятельность, через танец. Подготовительной работой для развития творческого воображения является включение детей в игры «На что похоже?» «Название картинки» и развитие их эмоционального состояния через музыку.
Список литературы.
1. Пеатровский, А. В. - М. : Просвещение, 2011.- 222 с.
2. Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольника. — М. : Педагогика, 2011.- 161с.
3. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей. - М. : 2012.-379 с.
4. Шацкая, В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества /В. Н. Шацкая М. : 2011.-87с.