Ольга Балад
Познание дошкольниками живой и неживой природы
▼ Скачать +Заказ
"Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они принимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живем мы, птенцы природы" В. А. Сухомлинский
В тезисе о необходимости формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста давно уже никто не сомневается. Однако на практике нередко случается так, что дети усваивают определенный набор знаний о природе лишь механически, без установления положительных эмоционально-окрашенных связей и их практического применения в быту.
Публикация «Познание дошкольниками живой и неживой природы» размещена в разделах
Изменения происходящие в данный момент в системе образования в целом и дошкольном образовании в частности, предъявляют к детям новые требования. Дошкольники не только должны впитывать готовые знания, но и быть достаточно активными, чтобы эти знания добывать самостоятельно, а значит необходимо создать условия, стимулирующие поисковую активность, направленную на познание мира.
Познавательно-исследовательская деятельность - важнейший способ формирования мотивации для активного познания окружающего мира, направленного на определение качеств и свойств предметов, постоянную систематизацию полученных знаний.
Познавательный интерес и исследовательская активность ребенка, по мнению отечественных ученых Н. Н. Поддьякова и А. И. Савенкова, теснейшим образом взаимосвязаны. Любопытство, постепенно трансформирующееся в любознательность или, ещё позже в познавательную потребность, - главный мотив исследовательского поведения.
Огромный простор для изучения неизведанного дает нам природа : дуновение ветра, таяние снега, краски радуги, летящее перо - всё вызывает вопросы, с которых начинаются наблюдения и эксперименты для изучения живой и неживой природы, животного и растительного мира.
Экспериментирование в данном контексте реализует следующие цели и задачи: формирование у детей собственного познавательного опыта, расширение кругозора, формирование познавательной активности и мотивации к ней, развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы, формирование диалектического мышления, развития уверенности в собственных силах.
Исследовательскую деятельностьцелесообразнее проводить тогда, когда у детей уже наработаны некоторые знания по данной теме, чтобы ребенок, поэкспериментировав, сумел самостоятельно сделать какие-либо выводы.
Помимо экспериментирования в нашей работе используется более протяженный по времени метод - наблюдение. Так, мы проводили разнообразные наблюдения за живой и неживой природой : рост и развитие растений (из семян овощных культур, ветки в вазе, одуванчики, за снегом, льдом - фиксировали изменения, делились впечатлениями. Анализ научно-педагогической литературы показывает, что даже обученный ребёнок при однократном восприятии не всегда четко может выделить отдельные признаки предмета, его части, назвать их, поэтому необходимы повторные наблюдения.
Следующая форма экологического образования, которую мы активно используем в своей работе - прогулки. Осенью пытались понять, почему желтеют и опадают листья, зимой мы знакомились со свойствами снега льда и воды, помогали зимующим птицам. Весной наблюдали за пробуждением природы. С помощью наводящих вопросов мы обращали внимание детей на основные свойства и закономерности.
Объединить различные виды деятельности, направленные на познание окружающей действительности призван проектный метод. С его помощью осуществляется формирование личного опыта взаимодействия с природными объектами, он помогает закрепить эмпирические знания, "на равных" со взрослыми участвовать в совместной исследовательской деятельности, испытать радость открытия.
Не следует пренебрегать ведущим видом детской деятельности - игрой. Она дает возможность проявить инициативу ребенку. Игрушки, изображающие объекты природы позволяют детям имитировать привычки и образ жизни животных. Игрушки, сделанные своими руками из природного материала, позволяют познакомиться со свойствами объектов природы, повышают интерес к подобным занятиям.
В решении задач экологического воспитания дошкольников с учётом ФОП ДО значительную роль играет семья. Именно в семье происходит первый опыт взаимодействия с объектами растительного и животного мира, родители показывают пример отношения к ним. Поэтому работе с семьей уделяется большое внимание. Совместно с родителями проводим акции по озеленению территории, уборке мусора, развешиванию кормушек и пр.
Таким образом, считаем, что ДОУ имеет широкие возможности в развитии познавательной активности дошкольников в процессе экологического образования подрастающего поколения, воспитании любви к природе, осознанного заботливого отношения к ней.