Лучший педагог года

Познание дошкольниками живой и неживой природы

Ольга Балад
Познание дошкольниками живой и неживой природы
▼ Скачать +Заказ

"Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они принимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живем мы, птенцы природы" В. А. Сухомлинский

В тезисе о необходимости формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста давно уже никто не сомневается. Однако на практике нередко случается так, что дети усваивают определенный набор знаний о природе лишь механически, без установления положительных эмоционально-окрашенных связей и их практического применения в быту.

Публикация «Познание дошкольниками живой и неживой природы» размещена в разделах

Изменения происходящие в данный момент в системе образования в целом и дошкольном образовании в частности, предъявляют к детям новые требования. Дошкольники не только должны впитывать готовые знания, но и быть достаточно активными, чтобы эти знания добывать самостоятельно, а значит необходимо создать условия, стимулирующие поисковую активность, направленную на познание мира.

Познавательно-исследовательская деятельность - важнейший способ формирования мотивации для активного познания окружающего мира, направленного на определение качеств и свойств предметов, постоянную систематизацию полученных знаний.

Познавательный интерес и исследовательская активность ребенка, по мнению отечественных ученых Н. Н. Поддьякова и А. И. Савенкова, теснейшим образом взаимосвязаны. Любопытство, постепенно трансформирующееся в любознательность или, ещё позже в познавательную потребность, - главный мотив исследовательского поведения.

Огромный простор для изучения неизведанного дает нам природа : дуновение ветра, таяние снега, краски радуги, летящее перо - всё вызывает вопросы, с которых начинаются наблюдения и эксперименты для изучения живой и неживой природы, животного и растительного мира.

Экспериментирование в данном контексте реализует следующие цели и задачи: формирование у детей собственного познавательного опыта, расширение кругозора, формирование познавательной активности и мотивации к ней, развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы, формирование диалектического мышления, развития уверенности в собственных силах.

Исследовательскую деятельностьцелесообразнее проводить тогда, когда у детей уже наработаны некоторые знания по данной теме, чтобы ребенок, поэкспериментировав, сумел самостоятельно сделать какие-либо выводы.

Помимо экспериментирования в нашей работе используется более протяженный по времени метод - наблюдение. Так, мы проводили разнообразные наблюдения за живой и неживой природой : рост и развитие растений (из семян овощных культур, ветки в вазе, одуванчики, за снегом, льдом - фиксировали изменения, делились впечатлениями. Анализ научно-педагогической литературы показывает, что даже обученный ребёнок при однократном восприятии не всегда четко может выделить отдельные признаки предмета, его части, назвать их, поэтому необходимы повторные наблюдения.

Следующая форма экологического образования, которую мы активно используем в своей работе - прогулки. Осенью пытались понять, почему желтеют и опадают листья, зимой мы знакомились со свойствами снега льда и воды, помогали зимующим птицам. Весной наблюдали за пробуждением природы. С помощью наводящих вопросов мы обращали внимание детей на основные свойства и закономерности.

Объединить различные виды деятельности, направленные на познание окружающей действительности призван проектный метод. С его помощью осуществляется формирование личного опыта взаимодействия с природными объектами, он помогает закрепить эмпирические знания, "на равных" со взрослыми участвовать в совместной исследовательской деятельности, испытать радость открытия.

Не следует пренебрегать ведущим видом детской деятельности - игрой. Она дает возможность проявить инициативу ребенку. Игрушки, изображающие объекты природы позволяют детям имитировать привычки и образ жизни животных. Игрушки, сделанные своими руками из природного материала, позволяют познакомиться со свойствами объектов природы, повышают интерес к подобным занятиям.

В решении задач экологического воспитания дошкольников с учётом ФОП ДО значительную роль играет семья. Именно в семье происходит первый опыт взаимодействия с объектами растительного и животного мира, родители показывают пример отношения к ним. Поэтому работе с семьей уделяется большое внимание. Совместно с родителями проводим акции по озеленению территории, уборке мусора, развешиванию кормушек и пр.

Таким образом, считаем, что ДОУ имеет широкие возможности в развитии познавательной активности дошкольников в процессе экологического образования подрастающего поколения, воспитании любви к природе, осознанного заботливого отношения к ней.

Публикации по теме:

STEM-образование для детей дошкольного возраста. Модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»STEM-образование для детей дошкольного возраста. Модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» Для того чтобы процесс экспериментирования был более успешным и увлекательным для детей нужны инновационные педагогические технологии. Одной.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа)Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. различать и называть основные признаки воды, песка, снега, льда, камешков, глины; убедиться.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3)Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3) ЖИВОТНЫЕ. ФАКТЫ. узнавать 2 – 3 вида бабочек, стрекозу, муравья, комара, пчелу; запомнить 3 – 4 новых вида перелетных.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в первой младшей группе Неживая природа Факты называть полным названием солнце, воду, снег, лед, небо, дождь и некоторые действия, связанные с ними;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. знать и называть свойства таких материалов, как стекло, кожа, резина, бумага, металл;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2) РАСТЕНИЯ. ФАКТЫ. знать и называть 5 – 6 видов комнатных растений, деревьев и кустарников, 2 – 3 травянистых растения, 6.

Фотоотчёт «Наблюдение за объектами живой и не живой природы летом» в разновозрастной группеФотоотчёт «Наблюдение за объектами живой и не живой природы летом» в разновозрастной группе Настала летняя пора и мы с детьми всё больше времени проводим на свежем воздухе. Лето – одно из самых благоприятных времен года для наблюдений.

Консультация для педагогов «Экспериментирование с живой и неживой природой»Консультация для педагогов «Экспериментирование с живой и неживой природой» Сегодня и родители дошкольников, и педагоги ДОО озабочены вопросом подготовки малышей к школе. Наличие определённого круга представлений.

Сценарий прогулки-квеста в старшей группе «Мир живой и неживой природы»Сценарий прогулки-квеста в старшей группе «Мир живой и неживой природы» Прогулка-квест «Мир живой и неживой природы» в старшей логопедической группе. [/h4 Воспитатель: Литюкова М. В. Цель:закрепить знания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познание дошкольниками живой и неживой природы
Опубликовано: 14 февраля 2024 в 22:46
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познание дошкольниками живой и неживой природы» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Балад в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД