Ирина Игнатьева
Консультация для воспитателей «Развитие способностей через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Развитие познавательных способностей через приобщение к народному
декоративно – прикладному искусству"
Важнейшей характеристикой личности, показателем ее сформированности является система познавательных интересов. Степень разносторонности и устойчивости интересов, особенности их изменения позволяют судить об уровне развития личности.
Анализ психолого-педагогических исследований Н. В. Бардовской, Т. И. Зелениной, Е. С. Кузнецовой, М. И. Лисиной, А. К. Марковой, В. С. Мухиной, Е. О. Смирновой, Л. Д. Столяренко показывает, что нет деятельности, в которой в какой-то степени не удовлетворялся познавательный интерес. Есть такая деятельность, в которой он удовлетворяется в высшей степени, и она служит толчком для его развития, а есть деятельность, в которой он едва проявляется и едва развивается. Поэтому главное в организации процесса развития познавательного интереса – организовать содержательную деятельность, значимую для ребенка.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Русская народная культура, фольклор
- Фольклор. Консультации для родителей
- Темочки
Выделяя понятие познавательного интереса применительно к детям дошкольного возраста, мы ориентируемся на определение Т. А. Куликовой и Л. М. Манёвровой, что познавательный интерес ребенка-дошкольника – стремление ребенка познать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, находить имеющиеся между ними связи и отношения.
Таким образом, мы можем говорить о присутствии познавательного интереса, если дети думают (анализируют, обобщают, доказывают); удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне; внимательны, целеустремлены, настойчивы, проявляют волю; фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).
На наш взгляд, в качестве средства развития познавательного интереса старших дошкольников может быть использовано и декоративно-прикладное искусство русского народа. Ознакомление детей с русским декоративно-прикладным искусством – это, прежде всего, работа с информацией. Яркие, необычные факты из истории создания, развития народных промыслов, творчества народных мастеров формируют у детей интерес к информации, способствуют развитию познавательного интереса детей, эстетического отношения к предметам народного декоративно-прикладного искусства и практической декоративно-прикладной деятельности.
В практической деятельности для ознакомления детей с особенностями декоративно-прикладного искусства, его влияния на развитие познавательных интересов детей к изделиям и творчеству народных мастеров, на художественно-эстетическое становление ребенка как культурной личности целесообразно организовывать творческие мастерские.
«Творческие мастерские» декоративно-прикладного содержания отличаются насыщенностью искусствоведческого материала, раскрывающего детям историю наиболее известных русских народных промыслов, секреты изготовления изделий народными мастерами, что способствует развитию познавательного интереса и детской любознательности; свободой творчества, возможностью манипулировать с разнообразным пластическим и художественным материалом (глиной, пластилином, соленым тестом, гуашью, осмысленно изыскивая новые приёмы отражения окружающей действительности; возможностью освоить разные техники художественной пластики и декоративного рисования. Организация работы «творческих мастерских» органично вплетается в образовательную деятельность детей по реализации образовательной программы ДОУ по разделу «Художественно-эстетическое развитие».
«Творческие мастерские» с детьми старших группах проводятся 1 раз в 2 недели по 30-35 мин. Лучше разработать серию творческих мастерских по темам, назовем некоторые из них: «Путешествие по народным промыслам», «Дымковская игрушка», «Барышни-франтихи», «Филимоновские олени и коровки», «Филимоновский табунок» и т. д.
Старшие дошкольники могут проявлять интерес к декоративно-прикладному искусству, что выражается через увлеченность содержанием искусствоведческой информации о народных промыслах и творчестве русских мастеров; стремление к самостоятельному выполнению заданий по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства.
Таким образом, мы приходим к заключению, что декоративно-прикладное искусство является довольно эффективным средством развития познавательных интересов и творческих способностей ребенка.
«Творческие мастерские» не призваны сделать всех детей художниками или народными мастерами, их задача – пробудить стремление к познанию, освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить интерес к миру народной культуры, усилить способности детей к наблюдению и оценки действительности.
В старшем дошкольном возрасте возможно развитие познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству (на примере народных промыслов, и данный процесс будет более эффективным при следующих условиях:
1. последовательной и усложняющейся работе по развитию интереса у старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству (на примере народных промыслов);
2. осуществление в сочетании обогащения опыта восприятия декоративно-прикладного искусств (на примере народных промыслов) и активизации художественной декоративной деятельности;
3. развитие компонентов познавательного интереса в единстве (волевых, когнитивных, эмоциональных, творческих);
4. организации разных форм детской деятельности в процессе освоения декоративно-прикладного искусства;
5. использования разнообразия предметов декоративно-прикладного искусству с различной росписью; создание ситуаций, обеспечивающих развитие умений декорирования, освоение способов заполнения основ, а также развитие эстетических способностей
Актуальность проблемы обусловлена тем, что воспитание познавательных интересов – одна из важных составных частей воспитания личности ребёнка. Процесс познавательной активности строится с учетом внутреннего состояния готовности к познавательной деятельности к поиску впечатлений, реализующихся в познавательных действиях и операциях.
Согласно этому:
Развитие интереса к декоративно-прикладному искусству предполагает:
- обогащение опыта ребёнка,
- способность распознавать некоторые виды народных промыслов, использование накопленного опыта в самостоятельной деятельности,
- развитие умения детей создавать интересные образы,
- умение видеть особенности материала,
- проявление творчества
- развитие устойчивого познавательного интереса.
В развитии интереса можно выделить 3 этапа:
Цель 1 этапа - ознакомление старших дошкольников с различными видами декоративно-прикладного искусства;
Цель 2 этапа - развивать когнитивные способности, эмоциональный интерес, волевые качества и творческие способности;
Цель 3 этапа - поощрять проявления всех сторон познавательного интереса в ходе ознакомления использования в своей деятельности декоративно-прикладного искусства старшими дошкольниками.
Для благоприятной творческой обстановки в группе нужно использовать традиционные и нетрадиционные методы и приёмы: например,разные направления в музыке, как народной, так и классической. Огромное количество иллюстраций и предметов декоративно-прикладной деятельности, силуэты из картона и трафареты декоративно-декоративно прикладных предметов, журналы, раскраски. Разные виды глины, бересту, соломку. Использование слайдов и различных алгоритмов. Дидактические игры. Проведение творческих вечеров и досугов с родителями.
Литература
1. Апполонова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 4.
2. Арсалиев Ш. М. Традиционная культура воспитания в действии // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Москва, 2013.