Лучший педагог года Итоги 2024

Консультация для воспитателей «Развитие способностей через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству»

Ирина Игнатьева
Консультация для воспитателей «Развитие способностей через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

«Развитие познавательных способностей через приобщение к народному

декоративно – прикладному искусству"

Важнейшей характеристикой личности, показателем ее сформированности является система познавательных интересов. Степень разносторонности и устойчивости интересов, особенности их изменения позволяют судить об уровне развития личности.

Анализ психолого-педагогических исследований Н. В. Бардовской, Т. И. Зелениной, Е. С. Кузнецовой, М. И. Лисиной, А. К. Марковой, В. С. Мухиной, Е. О. Смирновой, Л. Д. Столяренко показывает, что нет деятельности, в которой в какой-то степени не удовлетворялся познавательный интерес. Есть такая деятельность, в которой он удовлетворяется в высшей степени, и она служит толчком для его развития, а есть деятельность, в которой он едва проявляется и едва развивается. Поэтому главное в организации процесса развития познавательного интереса – организовать содержательную деятельность, значимую для ребенка.

Темочки:

Выделяя понятие познавательного интереса применительно к детям дошкольного возраста, мы ориентируемся на определение Т. А. Куликовой и Л. М. Манёвровой, что познавательный интерес ребенка-дошкольника – стремление ребенка познать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, находить имеющиеся между ними связи и отношения.

Таким образом, мы можем говорить о присутствии познавательного интереса, если дети думают (анализируют, обобщают, доказывают); удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне; внимательны, целеустремлены, настойчивы, проявляют волю; фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).

На наш взгляд, в качестве средства развития познавательного интереса старших дошкольников может быть использовано и декоративно-прикладное искусство русского народа. Ознакомление детей с русским декоративно-прикладным искусством – это, прежде всего, работа с информацией. Яркие, необычные факты из истории создания, развития народных промыслов, творчества народных мастеров формируют у детей интерес к информации, способствуют развитию познавательного интереса детей, эстетического отношения к предметам народного декоративно-прикладного искусства и практической декоративно-прикладной деятельности.

В практической деятельности для ознакомления детей с особенностями декоративно-прикладного искусства, его влияния на развитие познавательных интересов детей к изделиям и творчеству народных мастеров, на художественно-эстетическое становление ребенка как культурной личности целесообразно организовывать творческие мастерские.

«Творческие мастерские» декоративно-прикладного содержания отличаются насыщенностью искусствоведческого материала, раскрывающего детям историю наиболее известных русских народных промыслов, секреты изготовления изделий народными мастерами, что способствует развитию познавательного интереса и детской любознательности; свободой творчества, возможностью манипулировать с разнообразным пластическим и художественным материалом (глиной, пластилином, соленым тестом, гуашью, осмысленно изыскивая новые приёмы отражения окружающей действительности; возможностью освоить разные техники художественной пластики и декоративного рисования. Организация работы «творческих мастерских» органично вплетается в образовательную деятельность детей по реализации образовательной программы ДОУ по разделу «Художественно-эстетическое развитие».

«Творческие мастерские» с детьми старших группах проводятся 1 раз в 2 недели по 30-35 мин. Лучше разработать серию творческих мастерских по темам, назовем некоторые из них: «Путешествие по народным промыслам», «Дымковская игрушка», «Барышни-франтихи», «Филимоновские олени и коровки», «Филимоновский табунок» и т. д.

Старшие дошкольники могут проявлять интерес к декоративно-прикладному искусству, что выражается через увлеченность содержанием искусствоведческой информации о народных промыслах и творчестве русских мастеров; стремление к самостоятельному выполнению заданий по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, мы приходим к заключению, что декоративно-прикладное искусство является довольно эффективным средством развития познавательных интересов и творческих способностей ребенка.

«Творческие мастерские» не призваны сделать всех детей художниками или народными мастерами, их задача – пробудить стремление к познанию, освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить интерес к миру народной культуры, усилить способности детей к наблюдению и оценки действительности.

В старшем дошкольном возрасте возможно развитие познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству (на примере народных промыслов, и данный процесс будет более эффективным при следующих условиях:

1. последовательной и усложняющейся работе по развитию интереса у старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству (на примере народных промыслов);

2. осуществление в сочетании обогащения опыта восприятия декоративно-прикладного искусств (на примере народных промыслов) и активизации художественной декоративной деятельности;

3. развитие компонентов познавательного интереса в единстве (волевых, когнитивных, эмоциональных, творческих);

4. организации разных форм детской деятельности в процессе освоения декоративно-прикладного искусства;

5. использования разнообразия предметов декоративно-прикладного искусству с различной росписью; создание ситуаций, обеспечивающих развитие умений декорирования, освоение способов заполнения основ, а также развитие эстетических способностей

Актуальность проблемы обусловлена тем, что воспитание познавательных интересов – одна из важных составных частей воспитания личности ребёнка. Процесс познавательной активности строится с учетом внутреннего состояния готовности к познавательной деятельности к поиску впечатлений, реализующихся в познавательных действиях и операциях.

Согласно этому:

Развитие интереса к декоративно-прикладному искусству предполагает:

- обогащение опыта ребёнка,

- способность распознавать некоторые виды народных промыслов, использование накопленного опыта в самостоятельной деятельности,

- развитие умения детей создавать интересные образы,

- умение видеть особенности материала,

- проявление творчества

- развитие устойчивого познавательного интереса.

В развитии интереса можно выделить 3 этапа:

Цель 1 этапа - ознакомление старших дошкольников с различными видами декоративно-прикладного искусства;

Цель 2 этапа - развивать когнитивные способности, эмоциональный интерес, волевые качества и творческие способности;

Цель 3 этапа - поощрять проявления всех сторон познавательного интереса в ходе ознакомления использования в своей деятельности декоративно-прикладного искусства старшими дошкольниками.

Для благоприятной творческой обстановки в группе нужно использовать традиционные и нетрадиционные методы и приёмы: например,разные направления в музыке, как народной, так и классической. Огромное количество иллюстраций и предметов декоративно-прикладной деятельности, силуэты из картона и трафареты декоративно-декоративно прикладных предметов, журналы, раскраски. Разные виды глины, бересту, соломку. Использование слайдов и различных алгоритмов. Дидактические игры. Проведение творческих вечеров и досугов с родителями.

Литература

1. Апполонова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 4.

2. Арсалиев Ш. М. Традиционная культура воспитания в действии // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Москва, 2013.

Публикации по теме:

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству на тему «Украшение джурабов» в средней группеКонспект занятия по декоративно-прикладному искусству на тему «Украшение джурабов» в средней группе Цель: Учить приклеивать на шаблон картона короткие отрезки шерстяных, цветных ниток, тем самым изготавливая джурабы-носки. Развивать композиционные.

Дидактические игры по декоративно-прикладному искусству для дошкольников 5–7 летДидактические игры по декоративно-прикладному искусству для дошкольников 5–7 лет Дидактические игры для дошкольников 5-7 лет по декоративно-прикладному искусству. Назначение: данные дидактические игры, сделанные своими.

Фотоотчёт о работе по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе.Фотоотчёт о работе по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе. Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие способностей через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству»
Опубликовано: 28 января 2025 в 23:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие способностей через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Игнатьева (УИ 183244) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД