Блинова Елена Алексеевна
Поэзия С. А. Есенина в развитии поэтического слуха старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства – очень важный этап в воспитании человека, это, период, когда закладываются основные черты его характера, начинается становление личности. Таким образом, можно сказать, что дошкольный период является тем важным фундаментом, на котором развивается эстетическое восприятие искусства слова и определяется уровень воспитания и развития художественного вкуса ребенка.
Публикация «Поэзия С, А, Есенина в развитии поэтического слуха старших дошкольников» размещена в разделах
Первые образные представления о Родине и родной природе у детей появляется благодаря художественному слову. Руководствуясь принципами искусства художественного слова, перед нами стоит задача: обучение детей выразительному чтению в соответствии с их возрастными особенностями. Мы на опыте убедились в том, что выразительное чтение требует специальной способности, а именно развитие у детей в процессе восприятия поэзии «поэтического слуха», т. е. восприимчивости к звучащему художественному слову в единстве его содержания и формы. В это понятие включается и способность улавливать особенности стихотворных произведений: ритм, рифму, способы организации слов (так называемые стихотворные строки).
Б. М. Теплов вкладывает в понятие «поэтический слух» также способность улавливать всевозможные оттенки интонаций чтеца.
Благодаря тому, что дошкольникам доступно только слушание литературных произведений, а не самостоятельное чтение про себя, мы решили, что это является благоприятным условием для восприятий ими интонаций, темпа, пауз, как средств выразительного чтения.
Для развития поэтического слуха не требуется, чтобы детей знакомили с законами стихосложения. Педагогу необходимо знать, что детям с самого раннего детства присуща способность чувствовать ритм, различать интонации голоса, улавливать звуковую окраску слов и поэтому ему необходимо развивать эту способность, расширять сферу ее влияния и тем самым развивать у детей тонкость слуха.
Поэтому при правильном педагогическом воздействии дети способны различать стихи и прозу, улавливать разницу в их звучании. И здесь можно отметить, что они очень активно начинают проявлять интерес к художественным деталям, из которых складывается поэтическое произведение. Все это способствует развитию предпосылок у детей начатков поэтического слуха.
Когда мы говорим о поэтическом слухе, внимание направляется к внешним признакам художественного произведения: к его звучанию, эмоциональной окраске, но и содержание произведения остается одной из его главных черт. И если дети без особого труда воспринимают его содержание, то это произведение доступно для детей. Способность чувствовать одновременно и красоту формы выражения и содержания повышает уровень детского восприятия искусства.
На основе наших наблюдений можно утверждать, что такая возможность развивается у детей в старшем дошкольном возрасте. Они проявляют интерес не только к сюжету произведения, но и выражают удовольствие при слушании подлинно художественного стихотворения описательного характера. Их увлекают переданные в стихотворении образы природы, напевность, мелодичность стихотворной формы.
Мы знаем, что сущность выразительного чтения заключается в передаче слушателям содержания произведения, окрашенного чувством, эмоциональным отношением читающего. Поэтому важное значение имеет способность живо, эмоционально откликаться на литературное произведение, т. е. испытывать переживания, настроения в соответствии с впечатлениями, получаемые при слушании.
И здесь важно, что бы дети при общении с искусством слова были в состоянии искренности, повышенной эмоциональностью позволяющие непосредственно откликаться на описанные события.
У нас живущих на Рязанщине, родине известного поэта С. А. Есенина, существует колоссальная возможность под влиянием подлинного искусства слова, на примере ярких стихов поэта дать детям возможность достигнуть высокого уровня восприятия поэтического творчества поэта, а также способностей, умений и навыков необходимых оценить художественную выразительность слова. С этой целью мы использовали развитие поэтического слуха у детей, т. е. как одно из средств и способа выразительности речи.
В поэзии С. А. Есенина открывается самое дорогое, единственное, вечное – Родина, Россия. С. Есенин безошибочно определил основу своего творчества: любовь к отчей земле. От василька, забежавшего на ржаное поле, от церквушки, в облака закинувшей крест, от теплого родительского крова до прозрений о проникновении человека в звездные миры – все вобрало в себя это неизбывное чувство.
«Недаром имя у него Есенин. Есенин – весенний гений – так хорошо рифмуется. Его стих – живой родник. И как все искренне! Кажется, … пульсирует сама жизнь, сама русская стихия. Да его стихи рождены русской стихией», - так писал Игорь Северянин.
С. А. Есенин, невесть откуда-то взявшийся, из каких-то рязанских глубин, словно сказочный Лель, совсем юный и прекрасный запел свои песни – «Выткался над озером алый свет зари», «Сыплет черемуха снегом». В этих стихах такое проникновенное, в них подмечены такие детали, созданы такие образы, мимо которых дети в жизни могли бы пройти.
Начав работу по формированию у детей поэтического слуха на основе ознакомления с поэзией С. А. Есенина, мы подготовили специальный проект для всего ДОУ.
Педагогический проект
Вид проекта: коллективный, локальный.
Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников ДОУ.
Срок реализации проекта: неделя.
Аннотация проекта: Проект рассчитан на неделю. В ходе проекта дошкольники пополнят свои представления о том, что поэзия Есенина — это чудесный и прекрасный неповторимый мир. Мир, который близок и понятен абсолютно всем без исключения. Есенин — великий поэт не менее великой России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его Родина — Рязанская земля, которая вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас, — природу! Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, о которой он рассказал нам в своих стихах. Есенина с первых дней жизни окружал мир народных песен и сказаний, используя для этого различные формы и методы работы, а именно: беседы, рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, целевые прогулки, чтение художественной литературы, изобразительное искусство.
Цель проекта:
Знакомство с лирикой С. Есенина; формирование речевых, коммуникативных, аналитических навыков; воспитание патриотизма и духовности.
Задачи проекта:
- пробудить в сердцах детей нежные чувства к родной речи, к любимой земле, желание знать и почитать традиции своего народа;
- с помощью поэтических, музыкальных и художественных образов воспитывать детей ценителями красоты русской природы;
- развивать восприятие поэзии С. Есенина путем формирования специальной способности «поэтического слуха»;
- стимулировать развитие фантазии, воображения, познавательной и творческой активности детей;
- создать художественное произведение по мотивам одного из произведений поэта.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный. Определение источников информации. Сбор и обработка информации. Выбор варианта выполнения проекта. Конкретный замысел: что будет происходить, к какому результату приведет.
II этап – реализация проекта (продуктивный). Последовательная реализация поставленных задач, обсуждение хода выполнения проекта.
Знакомство с темой проекта: исполняется 120 лет со дня рождения С. А. Есенина. Проводится опрос: что знают дети о поэте, его творчестве.
Разучивание стихов, беседы о творчестве поэта (биография, литературные произведения, рассматривание иллюстраций, выбор творческой работы.
Проведение познавательных занятий с творчеством поэта С. Есенина с презентациями.
Создать рисунки по мотивам творчества С. Есенина и оформить мини-выставки готовых работ с последующим обсуждением, проведение музыкально-литературных вечеров по творчеству С. Есенина «Гой ты, Русь моя родная!» с привлечением родителей воспитанников.
Выступление учеников начальной школы № 73 с программой «Сергей Есенин – поэт земли Рязанской».
III этап – итоговый. Подведение результатов: фотоотчет (младшие и средние группы); конспекты занятий, конкурсов чтецов, литературных вечеров (фото, конспект итогового занятия по творчеству С. Есенина (старшие и подготовительные группы).
Этот проект дал возможность проявить интерес детей к восприятию поэзии С. А. Есенина, дети искренне, непосредственно откликались на описанные в произведении события, проникались настроениям, переданными в нем. Наши наблюдения свидетельствовали о том, что постановка задачи развитие поэтического слуха у дошкольников дала положительные результаты.
Мы пришли к выводу, что необходимо продолжать работу, направленную на способность сохранять живость эмоциональных впечатлений, умение выразить прочувственное и пережитое на основе произведений С. А. Есенина.
В нашем дошкольном учреждении проходят ежегодные есенинские чтения, приуроченные к рождению поэта. Образность и точность поэтического выражения сильно воздействует на детей. Они начинают хорошо чувствовать всю прелесть есенинских строк, получают яркое, незабываемое впечатление.
В октябре 2016 года воспитанники подготовительной к школе группы приняли активное участие в телемосте с воспитанниками ДОУ п. Александро-Невский Рязанской области на тему «Есенинская Русь», в рамках нашего сотрудничества с Областной детской библиотекой.
В ходе проведения телемоста дети обменялись знаниями о жизни и поэзии великого поэта. С нашей стороны были приготовлены вопросы о С. Есенине, на которые отвечали дети п. Александро-Невского Рязанской области. С их стороны тоже были приготовлены задания, с которыми успешно справились дети из Рязани. Предлагаем отрывок телемоста «Сергей Есенин – певец России».
- Сергей Есенин большую часть времени жил с бабушкой. Была она человеком тихим, добрым и ласковым. Своим любимым внукам часто пела песни и рассказывала сказки. Бывало, соберет их около печи и начнет рассказывать.
- Как звали бабушку Сергея Есенина? (Звали ее Наталья).
Ребенок читает стихотворение «Бабушкины сказки».
- Стихи Сергей Есенин начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество сформировалось к 16-17 годам. С. А. Есенин, уже став известным поэтом, никогда не забывал свой родной, отчий дом, отчий край. Он любил его. Он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с близкими и родными.
- Какое дерево было посажено самим поэтом и которое первое встречает гостей на усадьбе С. Есенина? (Тополь)
Ребенок читает строки
Над окошком месяц.
Под окошком ветер.
Облетевший тополь
Серебрист и светел.
- Какое дерево для Сергея Есенина навеки осталось символом Родины, верности к родному дому? (Клен, С. Есенин посвятил ему нежные строчки из своего стихотворения)
Ребенок читает строки
Клен ты мой опавший,
Клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись
Под метелью белой.
- Любимое время года С. Есенина? (Осень, поэт родился 3 октября, осенью).
- Назовите осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Сергей Есенин родился осенью, и это время года он особенно любил; осень вдохновляла, восхищала его. Большое количество стихов поэт написал именно в это время года.
- Сейчас Настя К. прочитает стих «Отговорила роща золотая…»
- - Как красиво звучат эти строки. И нас охватывает мягкая грусть. Обычно мы испытываем такое чувство осени, когда начинается «пышное природы увяданье». О каком периоде осени это стихотворение? (Это золотая осень, ее еще называют ранняя осень).
- Семья Есениных была очень музыкальной. В доме пели все: мама, бабушка, дед. А отец не только пел, но и сам сочинял песни.
- Какие песни на стихи Есенина вы знаете?
Прослушивание песни
- Как видел поэт свою Родину?
- Как описывал природу родного края? Попробуйте это рассказать строчками из его стихов. («Край любимый! Сердцу снятся», «Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески!», «Белая береза. Под моим окном. Принакрылась снегом, Точно серебром»)
- Ребята, а как вы думаете, когда у человека появляется потребность говорить стихами? (Когда он по-особенному взволнован или хочет поделиться впечатлениями от чего-то прекрасного, удивительного. Когда чувства переполняют душу. В этот момент настроение автора может выражаться в стихах).
- Именами людей прославивших страну называют самые значимые место в городах. У нас в г. Рязани в честь С. А. Есенина названа городская библиотека, мы находимся в здании, где выступал поэт.
- Какие вы знаете достопримечательности, которые названы в честь С. А. Есенина в г. Рязани? (Университет им. С. А. Есенина; филармония, улица, памятники).
Для развития специальной способности – «поэтического слуха» мы знакомили детей с лирикой С. А. Есенина еженедельно, используя и организованную и неорганизованную деятельность. Педагоги в своей работе применяли самые разнообразные приемы: беседы, рассматривание иллюстраций, зарисовки на тему стихотворений, творческие задания по теме произведения.
Ежегодно в каждой группе детского сада проходят конкурсы чтецов стихов С. Есенина. Самые лучшие участвуют в общесадовском мероприятии, посвященное поэту – «Литературный вечер – читаем стихи С. Есенина». Очень активно привлекаем родителей воспитанников. Они вместе с детьми читают стихи С. Есенина, поют песни.
Дети накапливают богатые впечатления. Нам всем хорошо известно, что выученные и услышанные в дошкольном детстве стихи запоминаются на долгие годы. Порой на всю жизнь.
Развитие поэтического слуха дало возможность детям услышать и понять поэзию С. А. Есенина, войти в мир ее сложных образов. Маленькие чтецы стихотворений поэта услышали и поняли красивую поэтическую речь, они подобны есенинским березкам, которые поднимаясь в полный рост, пробуждают в нас самые добрые чувства.