Анна Ширина
Использование современных педагогических технологий в речевом развитии старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Обмен опытом "Использование современных педагогических технологий в речевом развитии старших дошкольников"
Речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Она дана ему природой и отличает его от всех представителей животного мира. Общаясь, ребенок развивается как активная личность, готовая познавать окружающий мир, слушать и понимать собеседника, размышлять вслух, убеждать в своей правоте, высказывать свою точку зрения, управлять своими эмоциями в разговоре, вступать в контакт со взрослыми и сверстниками.
Публикация «Использование современных педагогических технологий в речевом развитии старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Определяя критерии базового речевого развития, которого ребенок должен достичь в дошкольном детстве, следует выделять:
• Владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении любого типа высказывания
• Умение вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять;
• Знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими сообразно ситуации
• Элементарные умения чтения и письма.
Речевое развитие старших дошкольников – один из главных компонентов готовности к обучению. Практика показывает, что дети имеющие недостаточное речевое развитие, испытывают большие трудности в обучении, а дети с богатым словарем активнее в умственной работе на уроках, легче овладевают чтением, грамматикой, лучше решают арифметические задачи и т. д.
В настоящее время на помощь педагогу приходят современные педагогические технологии, позволяющие достичь высоких результатов в развитии речи дошкольников.
Современные педагогически технологии – это система методов, способов, приемов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных условиях.
Одними из основных принципов обучения дошкольников являются наглядность, сознательность, активность детей в усвоении и применении знаний. Технические ресурсы, широко используемые в последнее время воспитателями детских садов, дают возможность соблюдать все эти принципы в процессе обучения. Наибольший интерес вызывают мультимедийные ресурсы, которые позволяют осуществлять как зрительное воздействие (фото, видео, текст, анимацию, так и слуховое (аудио записи) : учебные видеофильмы, звукозаписи, мультимедийные презентации. Отбор ресурсов и условия их применения определяет педагог. В группе создается обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить свои эмоции от увиденного своими словами, с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому. Благодаря использованию электронных ресурсов повышается качество непосредственной образовательной деятельности, что делает каждое занятие нетрадиционным, красочным, ярким и доступным для восприятия детей.
В нашей группе есть интерактивная доска. Я использую её по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности. Использование презентаций в работе по развитию речи дает возможность развивать и обогащать словарь дошкольника : упражнять детей в подборе слов с противоположным значением (слайд №4, слов со сходным значением (слайд №5, в подборе существительных к прилагательным и прилагательных к существительным; упражнять в образовании мн. ч. и правильном употреблении слов в Р. п. (слайд №6); знакомить со значениями многозначных слов (слайд №7). Демонстрация наглядного материала по артикуляции позволяет закреплять правильное и отчетливое произнесение звуков, развивать фонематический слух (слайд №8). В рамках обучения грамоте я вывожу на экран изображения буквы и картинки слов, в названии которых есть изучаемый звук и буква (слайд №9).
Интерактивное оборудование я использую в работе по развитию связной речи : в обучении детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием, развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам (слайд №10, при просмотре иллюстраций к произведениям художественной литературы (слайд №11).
В своей работе я часто использую дидактические игры по развитию речи, например, «Кто как передвигается», «Четвертый лишний», «Что перепутал художник?» и др.
У интерактивной доски большие ресурсы. Однако следует обратить внимание, что интерактивная доска возможна к применению лишь в качестве дополнительного технического оборудования для кратковременного использования на занятиях и для демонстрации отдельных учебных материалов и заданий.
В результате работы с использованием интерактивной доски появилась положительная динамика в речевом развитии детей : предложения стали более развернутыми, высказывания – точнее, произношение – чище. У большинства детей значительно обогатился словарь, повысилась звуковая культура речи. Дети свободно участвуют в беседе, составляют по образцу рассказы по набору картинок, последовательно, без существенных пропусков пересказывают небольшие литературные произведения.
Таким образом, мультимедийное оборудование, как средство современных педагогических технологий, играет значительную роль в воспитательной и образовательной деятельности.