Нина Агуреева
Конкурс чтецов как средство приобщения старших дошкольников к творчеству С. А. Есенина
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач в работе с детьми в детском саду, является ознакомление дошкольников с художественной литературой. Поэтические произведения помогают обогащать речь детей, развивать у них нравственные понятия, учат чувствовать ритм и мелодику русского языка, расширяют представления об окружающем, воспитывают любовь к художественному слову. Во время чтения и заучивания стихов дети соприкасаются с мелодичностью, созвучностью речи, тренируются в четкой дикции, овладевают средствами выразительности речи (темп, тембр, тон, интонация, сила голоса). Поэтому одним из методов развития речи и ознакомления дошкольников с поэзией является проведение в нашем дошкольном учреждении конкурса чтецов «Поэтический птенец».
Публикация «Конкурс чтецов как средство приобщения старших дошкольников к творчеству С, А, Есенина» размещена в разделах
Данный конкурс проходит у нас в детском саду ежегодно и посвящается творчеству одного из известных детям поэтов (А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака и др.). В октябре 2015 года наш «Поэтический птенец» был посвящен 120-летию Сергея Александровича Есенина.
Любовь к поэзии у рязанцев связана с именем нашего великого земляка Сергея Есенина. Его произведения способствуют воспитанию в детях любви к истинной поэзии и гармонии языка, развитию художественного вкуса, воспитанию нравственных понятий, чуткости и эмоциональной отзывчивости. Использование стихов С. А. Есенина помогает педагогу обогатить и активизировать словарный запас дошкольников, насытить их речь эпитетами, сравнениями, образными выражениями, выработать четкую дикцию.
К сожалению, мы столкнулись с такой проблемой, что зачастую родители заучивают с детьми стихотворный текст автоматически, не обращая должного внимания на смысл стихотворения. Многие дошкольники не могут передать его достаточно выразительно и эмоционально. Во время подготовки к конкурсу дети охотно заучивали произведения С. Есенина и при декламации овладевали искусством чтения стихов, учились выразительности и эмоциональности при передаче текста.
Педагоги и родители подбирали стихи к конкурсу чтецов, которые были понятны и интересны детям, а так же соответствовали возможностям детей, имеющим речевые нарушения. Для детей дошкольного возраста мы отобрали в основном ранние произведения поэта, в которых природа описывается наиболее выразительно и понятно для малышей.
По итогам конкурса чтецов учителя-логопеды совместно с музыкальным руководителем провели поэтический праздник для детей «Край березовый, край Есенина», где использовали произведения С. А. Есенина, песни на его стихи, видеоролики о поэте, подборку портретов и картинок из интернета. Победители в номинациях награждались дипломами. Всем участникам конкурса, не получившим диплома, вручались благодарственные письма.
Ребенок в дошкольном детстве знакомится с окружающим миром, учится видеть и слышать прекрасное в нем. Радостные и красочные эпизоды запоминаются детьми на всю жизнь. Конкурс чтецов «Поэтический птенец» по произведениям С. А. Есенина способствует решению задач воспитания у детей любви к поэзии и создания у дошкольников стойкого читательского интереса. После подобных мероприятий дошкольник еще не раз обратится к произведениям Есенина и станет читать и учить понравившиеся стихи наизусть.
Используя данный вид работы с дошкольниками на протяжении нескольких лет, мы можем отметить, что у детей наблюдается улучшение качества чтения поэтических произведений. Наши воспитанники не боятся публичных выступлений, с радостью приглашают взрослых и детей на свои праздники. Данные мероприятия особенно важны для детей, имеющих нарушения речи.
Родители высоко оценивают важность проведения поэтических конкурсов, активно участвуют в их подготовке и с радостью приходят на праздники, чтобы поддержать своего ребенка. Данный вид работы позволил взрослым понять важность не только автоматического заучивания с ребенком стихотворного текста, но и развития выразительности и эмоциональности чтения.