Бороха Ольга Ярославовна
Повышение профессионально компетентности педагогов через использование ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
«В эпоху глобализации, ИКТ могут расширить доступность
и повысить качество образования».
В. В. Путин
В настоящее время в нашей стране реализуется стратегия развития информационного общества. Профессиональный стандарт педагога содержит значительное число позиций, связанных с ИКТ- компетенциями. При этом можно выделить два уровня требований к ИКТ-компетенциям педагога : технологический (владение информационными технологиями) и методический (владение методами применения ИК-технологий в образовательном процессе). Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что предоставляет широкие возможности для коммуникации.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогам и их профессиональной компетентности. Педагоги должны не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко их использовать в педагогической деятельности.
Перед педагогами нашего детского сада встала проблема в затруднении использования компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследствие чего имеют низкий уровень информационно-компьютерной компетентности :
- неподготовленность педагогов
- неготовностью его к созданию педагогического пространства
- невысокая эффективность процесса повышения квалификации в данном направлении;
- необходима организация непрерывного образования педагогов, ориентированного на применение ИКТ в их практической деятельности
Для разрешения данной проблемы был разработан проект по повышению компетенции педагогов по использованию ИКТ- технологий в методической работе ДОУ.
Чтобы повысить компетентность педагогов поставила перед собой
Цель- повышение ИКТ - компетентности педагогов и активное внедрение в образовательное пространство ДОО информационных технологий.
Задачи:
1. Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области компьютерной грамотности и повышения информационной компетентности педагогов;
2. Создание условий для овладения технологиями мультимедийного сопровождения образовательного процесса;
3. Совершенствование навыки по систематизации, обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса;
4. Расширение опыта использования ИКТ в работе с родителями.
Ведущей педагогической идеей стала разработка и внедрение модели методического сопровождения педагогов в области компьютерной грамотности, которая будет способствовать формированию у педагогов ДОО ИКТ – компетентности, умению ориентироваться в современном стремительном потоке информации, и внедрению в образовательное пространство ДОО информационных технологий.
Первым этапом моей работы была проведен: анализ кадровых условий в ДОО, анализ ИКТ- среды ДОУ, диагностики ИКТ компетентности педагогов, через анкетирование, индивидуальное собеседование и изучение адресных заявок.
По результатам анкетирования и ИКТ- диагностики были выделены 3 группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных технологий.
Первая группа – педагоги имеют низкий уровень ИКТ-компетентности – 59 % педагогов не владеют умениями работы на компьютере, мотивация к данной деятельности у них отсутствует.
Вторая группа – средний уровень ИКТ-компетентности – 23 % педагогов продемонстрировали некоторые базовые умения работы на компьютере, однако для них характерна высокая мотивация к обучению данной деятельности
Третья группа – педагоги с высоким уровнем ИКТ- компетентности – 18 %. Более того, у данных педагогов высоким является не только уровень владения умениями работы на компьютере, но и мотивация к совершенствованию данной деятельности. Педагоги осознают, что использование ИКТ в их работе позволит реализовать индивидуальный стиль педагогической деятельности, а также обеспечит их профессиональный рост.
На втором этапе был разработан алгоритм методической работы на основе дифференциации педагогов : индивидуальные и групповые консультации, семинары-практикумы, мастер-классы для педагогов, практические занятия, семинар- практикум, наставничество, открытые просмотры мероприятий с ИКТ.
С первой группой старший воспитатель проводил непродолжительные, но проблемные семинары, мастер-классы, просмотр готовых презентаций –для мотивации.
Во второй группе продвинутые педагоги разделили педагогов на 3 подгруппы и проводили через наставничество, практические занятия на компьютере Microsoft Office Word, программа PowerPoint, проводилась работа в парах, Microsoft Office Excel, в программе PowerPoint создание презентации. Совместно со старшим воспитателем был проведен семинар – практикум и практические занятия по созданию блог –страниц и личных сайтов. Проводились практичпеские занятия по работе с интерактивной доской. Из педагогов
ДОУ создалась творческая группа по оформлению приемных для родителей.
В работе по повышению ИКТ – компетенции использовались такие формы работы как:
1. Педагогические мастерские
2. Консультации групповые и индивидуальные
3. Практические занятии
4. Наставничество
5. Мастер – классы
6. Семинары – практикумы
7. Открытые просмотры
8. Работа в парах
Все эти формы помогли педагогам создавать : электронные почты, личные сайты и блог – страницы, а т. ж. они стали применять ИКТ в своей деятельности:
1. при ведении документации: планирование, банк данных, мониторинг, отчеты
2. подготовке презентаций: для методической работы: консультации, самообразования, выступлений на РМО; подготовке к НОД; в работе с родителями; тематические презентации по информированию о деятельности ДОУ для размещений на сайте; для участия в профессиональных творческих конкурсах на различных уровнях; для использования в работе с детьми; использование готовых презентаций
3. в работе с семьей через создание продуктов издательской деятельности: листовки,
буклеты
4. в работе сети интернет: для расширения научно - теоретических знаний; поиска
тематической информации; изучения опыта других ДОУ и конкретных педагогов; размещение продуктов творческой деятельности детей и педагогов на сайтах; профессиональных и творческих конкурсов; размещение материалов на личных сайтах
Таким образом, реализация в ДОУ данного направления (формирование ИКТ - компетенции педагогов) позволила повысить профессиональный уровень педагогов, значительно улучшить качество образовательной деятельности, повысить престиж учреждения в глазах родителей, общественности.
В процессе реализации проекта была сформирована: система работы старшего воспитателя по повышению ИКТ - компетенций педагогов; разработан план мероприятий для обучения педагогов ИКТ - технологиям;
-разработан проект повышения профессиональных компетенций педагогов с помощью ИКТ.
Список используемой литературы :
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ в редакции на 01.09.2015 г. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 192 с.
2. ФГОС ДО Приказ МинОбрНауки РФ от17.10.2013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Минюст РФ 2013г. –С. 25-30.
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2765-р.
4. В. Н. Веденский, В. Г. Воронцова, Е. Вторина, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, С. Г. Молчанов, Л. А. Петровская, Г. С. Сухобская, Т. И. Шамова- подборка в сети Интернет
5. Абдуразаков М. М., Темирджанова М. А. Формирование профессионально направленных ИКТ-компетенций будущего педагога в условиях реализации требований ФГОС // Научные ведомости. Выпуск 22. – С. 268-272.
6. К. Ю. Белая «Методическая деятельность в детском саду». Методическое пособие. М. 2005г.
7. Иванова Е. В. «Повышение ИКТ-компетентностей педагогов ДОУ». Старший воспитатель, 2009г., № 12.
8. Шишкина М. М. Понятие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их роль в образовательном процессе. Доступно: / https://konf-sot-2011.ucoz.ru
9. Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Доступно:
https://emag/ils/ru/infosoc/emag.nsf