татьяна шептуховская
Повышение общего уровня речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесно-ориентированных подходов
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры - социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция.
На современном этапе, дети с нарушениями речевого развития обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем.
Публикация «Повышение общего уровня речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесно-ориентированных подходов» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Однако в последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений. Это проявляется в нарушении умственной работоспособности, в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, общей моторной неловкости, когда автоматизированное выполнение тех или иных двигательных заданий и воспроизведение даже простых ритмов оказывается невозможным Вот уже на протяжении нескольких лет при проведении первичной диагностики с детьми посещающих группу компенсирующей направленности, наблюдается стабильное снижение уровня в развитии моторной сферы, а как следствие этого- низкий уровень речевого развития.
Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной (двигательной) сферы ребёнка, чем лучше у ребёнка развита моторика, тем менее уязвима его речь, что обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.
Вместе с тем, многим исследованиями установлено, что одним из самых значимых аспектов развития дошкольника, особенно в период подготовки его к школе, является состояние психомоторной сферы.
Отставание в развитии моторной сферы у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляции с различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности, затрудняет овладение письмом и рядом других навыков.
Коррекция психомоторной сферы у детей с тяжелыми речевыми нарушениями общепринятыми методами и приемами не всегда приносит желаемых результатов. Следовательно, встаёт вопрос о поиске и использовании комплекса методов ориентированных на развитие речи через движение в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Методы телесно-ориентированных технологий принадлежат к числу современных здоровьесберегающих эффективных средств коррекции. В их основе лежит принцип психофизического сопряжения, суть которого заключается в том, что применяемые средства двигательной активности позволяют добиваться конкретных изменений в физической и психомоторной сферах, которые, в свою очередь, способствуют изменениям в общем речевом развитии.
В логопедической практике особое внимание уделяю психомоторному развитию детей с тяжелыми нарушениями речи как основе формирования речевой деятельности использую нетрадиционные технологии с кинезиологических упражнений в сочетании биэнергопластикой, а также игровыми технологиями (сказкотерапией и куклотерапией).
(Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение). Целью использования данной технологии является: повышение энергетики коры головного мозга, восстановление нарушенных межполушарных связей. Технология кинезиологических упражнений направлена на синхронизацию работы полушарий головного мозга. Следовательно, логопедическая работа на основе метода кинезиологии направлена от движения к развитию высших психических функций, и речи. Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников.
Из всего многообразия кинезиологических упражнений на логопедических занятиях применяю те, которые предусмотрены и усовершенствованы для основных направлений развития речи детей : коррекции нарушений звукопроизношения; фонематического слуха; лексико-грамматического строя речи.
Кинезиологические приёмы, которые я использую в логопедической практике:
• артикуляционные упражнения;
• дыхательные упражнения;
• упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков);
• сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов);
упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.
Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.
Данный метод целесообразно использовать в логопедической практике, так как развивая тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь.
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи, но учитель-логопед перед выбором той или иной технологии должен четко определять цели и задачи, которые стоят перед каждым конкретным индивидуальным случаем. Особенностью работы было развитие всех сторон речи через движение.
Технология:
Логопедическая работа с детьми по повышению уровня речевого развития строилась поэтапно, каждый этап имеет цель и направления работы. Целью первого этапа является развитие общей и мелкой моторики, артикуляционной и мимической моторики, совершенствование двигательной и эмоциональной сферы детей, формирование координации движений рук и ног, обучение ориентировке в пространстве, регуляция своего мышечного тонуса, закрепление понятия правостороннего и левостороннего движения, развитие глазомера.
Цель второго этапа осуществление коррекционно-развивающей работы по развитию понимания речи и лексико-грамматических средств языка; произносительной стороны речи; подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения с использованием кинезиологических упражнений.
Основными направлениями коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является развитие :
- артикуляционных укладов;
-правильного речевого дыхания;
-развитие фонематического слуха и восприятия;
-формирование звукобуквенного анализа и синтеза,
-лексико-граммматических средств языка;
- высших психических функций.
Целью третьего этапа является - выработка коммуникативных умений и навыков. Направления:
1) выработка самоконтроля,
2) тренировка правильных языковых навыков в различных речевых
ситуациях.
Предварительно были созданы картотеки кинезиологических упражнений, разучены с детьми основные упражнения. Затем были разработаны логопедические игры на основе кинезиологических упражнений.
На первом этапе работы были определены блоки по которым велась работа, а также разучены с детьми основные комплексы кинезиологических упражнений
I .Развитие общей моторики.
В данный блок вошли кинезиологические упражнения на повышение уровня активации (массаж и самомассаж, точечный массаж, упражнения по развитию мелкой моторики, хождение босиком по поверхностям различной фактуры) т. п.
Дети ходили босиком по гальке, фасоли, любым различным поверхностям, естественного, природного происхождения. Это оказывает влияние на развитие тактильного восприятия, чувства ритма, подключение ходьбы с заданием оказывает развитие на произвольную саморегуляцию и самоконтроль. На данном этапе происходит активное развитие правого полушария, развитие межполушарных связей.
Использовались упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса.
Общая цель этих упражнений - сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением.
Упражнения для развития крупной моторики, формирования ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.
Детям систематически выполняли упражнения, формирующие одновременное сенсомоторное взаимодействие, направленные на ощущение границ своего тела и его положения в пространстве Например, упражнение "Паучок". Ребенку предлагалось сесть на пол, руки поставить немного позади себя, ноги согнуть в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагать одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям - вперед, назад, вправо, влево).
II. Развитие мимической моторики.
Целью работы было развитие умения передавать мимикой разные чувства.
В данном направлении проводилась мимическая гимнастика, психогимнастика, различные этюды с жизненным содержанием, близкие и понятные детям.
Для этого использовался специальный мимический кубик. На каждой грани которого было нарисовано мимическое состояние человека: радость, удивление, испуг, покой, тревога и хитрость.
Дети очереди с логопедом бросали кубик и изображали мимикой то состояние, которое выпало на кубике.
III. Развитие артикуляционной моторики.
Целью работы являлась выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
В данный блок были включены упражнения для развития подвижности губ, щек, языка, нижней челюсти, мышц глотки и мягкого неба. Все комплексы артикуляционных упражнений использовались на основе метода биоэнергопластики.
В начале, определив структуру дефекта каждого ребенка, его клинические проявления, был разработан комплекс упражнений по использованию биэнергопластики.
На начальном этапе с детьми был разучен комплекс артикуляционной гимнастики, а затем были введены движения руки.
Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создают предпосылки для развития произвольности поведения, развития внимания, памяти, мышления, речи и других психических процессов.
На втором этапе проводились индивидуальные занятия, на которых ребёнок знакомился с органами артикуляции, выполнялись упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, использовались сказки о Язычке, с применением различных авторских логопедических пособий (перчаточные куклы, мимический куб) театр из фетра на столе, интерактивные игры с «Язычком»).
Упражнения выполнялись сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождал гимнастику движениями ведущей руки.
Таким образом, большинство детей привыкали к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается. Начиная работу следует с упражнения “Птенчики”, поскольку важно научить ребенка широко открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи. Темп выполнения – медленный. Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти. Постепенно темп выполнения увеличивался. Дети ориентировались на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки.
На следующем этапе выполняли упражнения для губ, челюсти и языка с подключением ведущей руки ребёнка. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работали правой кистью, леворукие дети – левой. Упражнения выполнялись вместе с ребенком, сопровождались показом движений кисти одной руки. Постепенно к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка. Дети выполняли артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитировали, повторяя движения органов речевого аппарата. В конечном результате, учитель – логопед рассказывает сказку, а воспитанники самостоятельно выполняют артикуляционные упражнения с движениями рук. Таким образом, дети выполняли артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук, имитируя, повторяя движение артикуляционного аппарата.
Сочетание артикуляционных сказок с использованием биоэнергопластики не только ускорили процесс формирования артикуляционной моторики, но и повысили интерес к индивидуальным занятиям, но и способствовали развитию связной речи, мышления, воображения, а, следовательно, и реализации задач в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
IV. Развитие мелкой моторики.
Цель работы: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.
В данный блок были включены упражнения пальчиковой гимнастики с использованием массажных мячиков, шестигранных карандашей, пальчиковый театр.
Работа по развитию мелкой моторики велась комплексно, со всеми участниками образовательного процесса, детям систематически предлагалось: лепка из глины и пластилина, рисование или раскрашивание картинок, изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Совместно с родителями детей были изготовлены пособия-бизиборды, которые включали в себя следующие задания: завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке, закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков, нанизывание бус и пуговиц, Плетение косичек из ниток, венков из цветов. Систематически детям предлагалось выполнять перекрестные движения рук с использованием мелких предметов (Например, перекрестными руками разложить бисер, фасоль и горох в разные емкости).
V. Развитие чувства ритма.
В данном направлении использовались элементы речедвигательной ритмики.
Нетрадиционная методика включает в себя систему упражнений, в которых различные движения головы, рук, ног, туловища сочетаются с произнесением определенного речевого материала.
При включении данной методики в коррекционно-развивающий процесс ставлю перед собой следующие задачи:
1. Соединить работу речедвигательного анализатора с развитием общей моторики.
2. Способствовать формированию естественной речи с выраженной интонацией и ритмической стороной в процессе перехода от общей моторики к речедвигательной.
На втором этапе на основе кинезиологических упражнений были разработаны и представлены логопедические игры по формированию правильного речевого дыхания;
-развитие фонематического слуха и восприятия;
-формирование звукобуквенного анализа и синтеза,
-лексико-граммматических средств языка;
- высших психических функций.
1)Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе
по коррекции нарушений звукопроизношения
Постановка звуков, дыхания, голоса – первый этап формирования произносительных навыков у детей с нарушениями речи. На данном этапе активно применяем кинезиологические упражнения по развитию дыхания, артикуляционной моторики и др
Например, упражнение “Ныряльщик”. Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. Для постановки звуков, необходимо научить ребенка дифференцированному дыханию, правильной выработке воздушной струи, что позволяет это упражнение и другие:
2.1 “Свеча”
2.2 “Дышим носом”
2.3 “Ныряльщик”
5.7 “Горизонтальная восьмерка” (1, 2-я неделя занятий)
За этапом произносительных умений следует этап автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате кинезиологических упражнений и речевой практики. Выполняя движения кинезиологических упражнений, дети произносят поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках.
Например, упражнение «Колечко» можно выполнять, произнося отработанный звук (слог, слово). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «Ш». На этапе автоматизации звука «Ш» в слогах произносим слог «ша» («шо», «шу»,, далее слова, словосочетания, стихи и потешки.
Аналогично используем кинезиологические упражнения:
3.1 “Перекрестное марширование”
3.4 “Робот”
3.5 “Маршировка”
5.1 “Колечко”
5.2 “Кулак – ребро — ладонь”
5.5 “Ухо – нос”
2)Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе по коррекции нарушений фонематического слуха
Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. Основными задачами данного этапа являются:
• формирование навыков дифференциации звуков;
• формирование звукослогового анализа и синтеза слова.
В работе по формированию фонематического восприятия (навыков дифференциации звуков) выполняем кинезиологические упражнения, дополняя их учебными действиями.
Например, упражнение «Бравый солдат и тряпичная кукла» мы дополнили задачей: дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков, изменили название упражнения: «Солдат Захар стоит по стойке смирно, а кукла Зина мягкая, как резина». Логопед обращает внимание детей на первые звуки имён (Захар – «З» твёрдый согласный, Зина – «ЗЬ» мягкий звук, затем называет согласные твёрдые и мягкие, а дети, услышав твёрдый звук, должны выпрямиться и вытянуться в струнку как солдат, называет мягкий согласный звук – расслабиться и стать такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Выбирая правильное действие, дети бывают то солдатом, то куклой, различая при этом твёрдые и мягкие согласные звуки.
3)В работе по формированию звукослогового анализа и синтеза слова мы учим детей определять количество слогов в слове, проводить анализ гласных и согласных звуков.
Например, упражнения «Перекрестное марширование» и «Колечко» подходят для деления слов на слоги. Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова по слогам.
Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы тем самым вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в коррекции фонематического недоразвития, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.
4) Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе
по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи.
Кинезиологические приёмы можно с успехом применять и на фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи.
Например, когнитивное упражнение «Рыба, птица, зверь» отлично подходит для уточнения и дифференциации словаря на лексические темы.
Исходное положение детей – сидя на полу. Логопед указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например, «рыба – щука», «зверь – медведь»). Если ответ правильный, логопед продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры.
Игра может проводиться по разным лексическим темам: «Овощи-фрукты-ягоды», «Грибы-ягоды-деревья», «Времена года: зима-весна-лето-осень» и т. п.
Применяя на занятиях упражнение «Зеркало» (работа в парах, преследуем сразу несколько задач.
Обязательным условием эффективности применения кинезиологических упражнений является взаимодействие педагогов и родителей. Важнейшее значение имеет понимание родителями и педагогами всей важности и тонкости выполнения кинезиологических упражнений. С этой целью, были проведены индивидуальные консультации и собрания с показом презентации «Использование кинезиологических упражнений», изготовлены и распространены буклеты «Гимнастика для мозга», «Кинезиологические упражнения», с описанием упражнений, которые дают возможность овладеть практическими приемами проведения рече-интеллектуальных игр и упражнений в домашних условиях.
На третьем этапе неотъемлимой частью коррекционно-развивающего процесса являются артикуляционные и пальчиковые, фонетические лексико – грамматические и сказки, способствующие развитию связной речи, сказки с использованием бтиоэнергопастики.
Использование метода куклотерапии является очень важным для промежуточным объектом при взаимодействия ребенка и взрослого (родителя, педагога). В своей практике использую перчаточные куклы, куклы настольного театра, куклы марионетки, использование которых всегда усиливает эффект коррекционно-педагогического воздействия.
Система работы, опирающаяся на двигательные методы, наиболее оптимальна для коррекции отклонений и развития компенсаторных способностей детей.
Критериями результативности данной коррекционно-развивающей работы является повышение уровня сформированности психомоторной сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи, а также общий мониторинг готовности выпускников к обучению в школе.
Предложенная модель работы представляет большой простор творчеству педагога и может использоваться во всех возрастных группах детского сада, при необходимости изменяться, дополняться в зависимости от желания педагога и возможностей ребенка. Эта технология призвана оказать помощь педагогам в их творческой работе, в выборе возможных путей для достижения целей и задач в воспитании и образовании детей с разным уровнем обучаемости. Современные педагогические технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного и школьного возраста.
.